Левон Микаелян (Казарян) Журналист • Публицист • Переводчик
ТОМ ТРЕТИЙ (2008- 2011)   >   2011   >   ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ ИЗ СОВЕТА, 3 февраля

ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ ИЗ СОВЕТА

Визит комиссара Совета Европы по правам человека Томаса Хаммарберга в Армению, с таким нетерпением ожидавшийся и так усердно подготавливаемый радикальной оппозицией, состоялся. Итоги визита подводить еще рано, так как они позже будут отражены в официальном докладе. Между тем некоторые заявления комиссара СЕ, сделанные в ходе визита, имеют для нас принципиальное значение и не должны быть ни проигнорированы, ни тем более искажены, что уже делается оппозиционными комментаторами.

Г-Н ХАММАРБЕРГ ФАКТИЧЕСКИ ПОСТАВИЛ ТОЧКУ В ПОЧТИ 3-ЛЕТНЕЙ СПЕКУЛЯТИВНОЙ ПРОПАГАНДИСТСКОЙ КАМПАНИИ в защиту «политзаключенных», ибо, как пояснил авторитетнейший специалист, подобного термина в международных правовых актах просто не существует. А его употребление в повседневной жизни приводит к серьезным проблемам. Ошарашенным журналистам от оппозиции он даже прочитал краткую лекцию на эту тему, заключив ее следующим красноречивым примером: существует опасность (в случае использования термина «политзаключенный»), что преступник, утверждающий, будто преступление он совершил по политическим мотивам, будет подвергнут более мягкому наказанию, нежели человек, совершивший такое же преступление, но не ссылающийся на политические мотивы. «Политический деятель, изнасиловавший человека, ничем не лучше других насильников».

Повторим, это замечание носит для нас принципиальный характер, ибо в последние 10-12 лет при попустительстве правоохранительных органов оппозиция настойчиво внедряет в общественное сознание абсурдное мнение, будто каждый, оказавшийся в рядах оппозиции, тем самым как бы получает индульгенцию на совершение любых противоправных действий. Авторитетнейший чиновник Совета Европы убедительно опровергает этот навязываемый нам стереотип, и нашим компетентным органам остается только руководствоваться этим принципом без каких-либо исключений.

Примечательно, что, отказавшись от спекулятивного и просто не существующего термина «политзаключенные», г-н Хаммарберг вместо него говорил о желательности освобождения лиц, «имеющих отношение к мартовским событиям». Это уточнение важно и в том смысле, что аодовская оппозиция говорит сегодня о девяти «политзаключенных», из которых как минимум двое арестованы за преступления, прямого отношения к событиям 1-2 марта не имеющие.

Подчеркнем также, что г-н Хаммарберг фактически солидаризировался с позицией властей Армении относительно досрочного освобождения «политзаключенных», назвав «тупиковой» ситуацию, при которой какие-то политические силы требуют от властей досрочного освобождения своих соратников и в то же время запрещают им подавать прошения о помиловании. Но ведь иного механизма досрочного освобождения законодательство не предусматривает. И это требование - не что иное, как классический пример попытки поставить «политзаключенных» и вообще оппозицию над законом, о чем говорил г-н Хаммарберг, более того, попытки принуждения властей, в том числе и посредством международных организаций, к противоправным действиям.

СИТУАЦИЯ, БЕЗУСЛОВНО, АБСУРДНАЯ, И, К СОЖАЛЕНИЮ, НАША ЮРИДИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ эту абсурдность продемонстрировать и разъяснить обществу не способна, вот и приходится дожидаться визита комиссара СЕ. Г-н Хаммарберг несколько раз и по разным поводам заявлял, что его не удовлетворяют итоги расследования мартовских событий, конкретно - убийства 10 человек. Обвиняет он в этом не те или иные общественные комиссии, а следственный орган и Генпрокуратуру. И с ним нельзя не согласиться. Как известно, в нашем обществе существуют две прямо противоположные точки зрения на виновников этих событий: согласно одной, виновником произошедшей трагедии являются только и только власти, согласно другой, беспорядки и произошедшие в их ходе убийства намеренно спровоцированы действиями оппозиции. При этом результаты проведенного следствия не удовлетворяют ни одну из сторон. Показательно, что г-н Хаммарберг, несмотря на давление оппозиции, не поддержал ни одну из указанных позиций. Он совершенно справедливо указал лишь на недостаточность и неубедительность действий следственных и судебных органов.

В то же время он особо отметил непрофессионализм действий полиции в мартовских событиях. «Чтобы исключить возможность повторения мартовских событий, необходима программа реформ», - сказал он. Руководители Полиции РА заверили комиссара СЕ, что подобная программа существует и реализуется. Дай-то Бог! Ведь ответственные граждане Армении, как бы они ни относились к некоторым аспектам деятельности Совета Европы, не могут не разделять главной озабоченности комиссара - исключить возможность повторения мартовских событий и не сознавать важность его советов относительно действий полиции, тревожных инцидентов в армии, а главное, детального и объективного расследования мартовских событий 2008 года (мы имеем в виду также события, предшествовавшие этим кровавым дням и последовавшие за ними). Расследования гласного и убедительного. Ведь до сих пор обществу, как правило, известна лишь одна, изо дня в день повторяемая аодовской пропагандой версия этих событий, ничего общего с действительностью не имеющая. Поэтому требование г-на Хаммарберга в этой части должно быть выполнено, так как, хотя оно внешне вроде бы повторяет вот уже 3 года звучащие постоянно требования оппозиции, только доведение расследования до логического конца способно разоблачить истинных виновников и организаторов трагедии, что наверняка уже само собой исключит возможность ее повторения. 

следующая статья