Левон Микаелян (Казарян) Журналист • Публицист • Переводчик
ТОМ ВТОРОЙ (2004- 2008)   >   2007   >   ВЫБОРЫ ПРОТИВ МИФОВ. НЕ ЗАТАСКАННЫЕ ШАБЛОНЫ, А РАДУГА ЛОГИКИ, 14 июня

ВЫБОРЫ ПРОТИВ МИФОВ. НЕ ЗАТАСКАННЫЕ ШАБЛОНЫ, А РАДУГА ЛОГИКИ

НЕ ЗАТАСКАННЫЕ ШАБЛОНЫ, А РАДУГА ЛОГИКИ

Нет, выборы, несмотря на неизбежно сопутствующие им у нас патологические явления и процессы, проводить все-таки необходимо. И не только потому, что иного способа формирования представительной власти в современном мире не существует, но и потому, что именно выборы в первую очередь способствуют освобождению от мифов, мешающих ясному восприятию реальности и препятствующих развитию общества.

Нет смысла, да и несправедливо упрекать наше общество в чрезмерной приверженности и подверженности мифологическому внушению или искать причины этого явления в неизжитой советской или упорно не желающей меняться традиционной восточной ментальности. Возможно, специалистам есть что сказать по этому поводу. По нашему же убеждению, не мифологизированных обществ в современном мире нет, различие состоит лишь в том, что политкорректные или глобализированные общества уже мифологизированы глобально, а наше, «переходное», «развивающееся», пока еще допускает некоторую свободу мифотворчества, чем и пользуются в меру собственного разумения и возможностей и власть, и оппозиция.

Явление это столь масштабно, что соблазнительно было бы этим наличием двух противоборствующих мифологических структур объяснить и некую сумеречность сознания наших граждан в целом, да и резкий рост количества людей с, мягко говоря, пошатнувшейся психикой в частности. На самом деле никакого противоборства нет и не может быть.

Мифотворчество власти изначально обречено на поражение. Как минимум по трем причинам. Во-первых, именно здесь ярче всего сказывается уже упомянутая нами «совковая» ментальность, одной из уникальных особенностей которой и является стойкое недоверие к власти, что бы она ни говорила и ни делала. Как мы не верили в светлое коммунистическое будущее, так не верим и в светлое капиталистическое будущее (может быть, потому его нам и не обещают). Во-вторых, мифы, распространяемые властями, как правило, легко опровергаются самой жизнью, будь это замечательные программы типа «борьбы с коррупцией» или не совпадающая с очевидными реалиями радужная статистика. Ну и, в-третьих, такой сугубо современный фактор, как «свобода слова», которая в исполнении нашей оппозиционной прессы сводится к «разоблачению» любого реального доброго слова или дела властей. Что уж говорить о мифах?

Совершенно другое дело - мифология оппозиции. Правда, и здесь важную роль играет та же «совковая» ментальность, но с обратным знаком - если власть «всегда врет», то оппозиция (диссиденты, правозащитники) «всегда говорят правду». Как ни парадоксально, но этот нигде в мире не известный сугубо советский стереотип не без успеха «работает» и в наши дни, хотя и «диссиденты», и правозащитники наши давно уже утратили последнюю капельку доверия. Но стереотип остается стойким. Точно так же, как и другой, столь же мифический: будто зарубежные радиостанции, в отличие от отечественных, говорят одну правду (как повторяет постоянно р/с «Свобода»: только достоверная информация, хотя, на наш взгляд, выходящая в эфир непосредственно до нее программа «Радиолур» гораздо более объективна).

Еще один парадокс. В отношении оппозиционной мифологии у нас не действует даже такой универсальный принцип, как «практика - критерий истины». Это тема необъятная, ограничимся лишь той сферой, с которой начали - с выборов. О разгуле предвыборной мифологии, ничего общего не имевшей с действительностью, помнят все: за нас - 95%, наберем 80%, самые «скромные» ограничивались 25-30 процентами. Если меньше - то «фальсификация, подлог, революция»... Результаты выборов известны.

Согласимся: предположим, были и обман, и фальсификации. Но как быть с политическими лидерами, набравшими 1-2 и менее процентов голосов? Казалось бы, истина практикой установлена, тем более что та же истина наглядно проявлялась и на прежних выборах и даже раньше. Миф лопнул, и не впервые. Умолкни хотя бы на время и отойди в сторонку. Куда там, раскручивается новый виток мифотворчества: «я - реальный кандидат в президенты», только «я - единый кандидат в президенты» и т. д. и т. п. И ни один даже не считает нужным объяснить: согласно какой логике, как он, набравший в ходе состоявшихся выборов 1% голосов, намерен через 10 месяцев набрать более 50%? Не считает нужным объяснять, ибо знает, что всем понятно - это очередной миф, все та же мифология, и логика здесь в правила игры не входит. Но ведь самому понятно: это стыдно и унизительно. Так, может быть, остановиться и попытаться жить не по мифу, а по логике. Может, она к какому-то успеху в жизни и приведет, а если и не приведет, то хоть насмешкой всеобщей быть перестанешь.

Невозможно и нельзя. Ведь многие из них давно уже утратили способность жить нормальной и реальной жизнью, ее логикой, они срослись с мифотворчеством и сами стали его жертвой, своеобразным мифом, и разрушение этого мифического мира и взращенного годами своего имиджа в нем - смерти подобно. Не видеть ежедневно своего имени в газете, не выступать утром в политическом клубе, не мелькнуть вечером в телерепортаже - без этого они уже жизни своей не представляют. А с другой стороны, без мифа некоторые прожить не могут и в буквальном смысле этого слова: специальность (если имели) давно утратили, работать (если умели) давно отвыкли, а тут худо-бедно (а иногда и совсем не бедно) да капает оттуда-отсюда, мало ли источников, искренне, наивно или по расчету верящих в мифы и заинтересованных в их существовании. Все это и подпитывает существование оппозиционных мифов и объясняет их жизнестойкость.

Между тем несомненно, что и у нас, как и везде, главным благоприятным условием формирования, существования и жизнеспособности политической мифологии является недовольство людей своей реальной жизнью и стремление изменить ее к лучшему. Отсюда и наивная вера в мифы, в «спасителей» и «революционеров».

Пороки нашей жизни, крайне бедственное положение большей части общества и его неверие в благотворные перемены, а с другой стороны, нежелание власти идти на радикальные шаги, способные разрушить установившиеся за 15 лет порядки и существенно изменить ситуацию, - все это объективная реальность. Но изменить ее, руководствуясь мифами, нельзя.

Для понимания этой, казалось бы, простой истины и нужны выборы. Ибо если общество пока и не может с их помощью избрать во власть тех своих членов, которых считает действительно достойными, тем не менее именно выборы в первую очередь помогают - пусть постепенно - избавляться от мифов, которые хотя и по-прежнему в ходу и активно воспроизводятся, но каждый раз с все меньшей эффективностью и эффектностью. И с каждыми выборами становится яснее, что существование мифологизированной оппозиции если и выгодно кому, то прежде всего властям, а не обществу.

Нет никаких сомнений, что еще один удар по мифам и вообще по мифологизированному сознанию нанесут и грядущие президентские выборы. И это тоже станет огромным благом - оппозиционное политическое поле должно очиститься от мифологизированных образов и стать полем деятельности реально и разумно действующих лиц и сил. Реальной власти должна противостоять реальная оппозиция. 

следующая статья