Левон Микаелян (Казарян) Журналист • Публицист • Переводчик
ТОМ ТРЕТИЙ (2008- 2011)   >   2010   >   ЧТОБЫ НЕ ПРИНОСИТЬ АРМЯНСКИЕ ЖЕРТВЫ БЕСПОЩАДНОМУ МИРОВОМУ МОЛОХУ. КАК В 1915-М, 8 мая

ЧТОБЫ НЕ ПРИНОСИТЬ АРМЯНСКИЕ ЖЕРТВЫ БЕСПОЩАДНОМУ МИРОВОМУ МОЛОХУ. КАК В 1915-М

Среди главных ценностей советского времени Великая Отечественная война и все с ней связанное, в частности День Победы, всегда стояли особняком. В сознании народа она неизменно оставалась Священной войной, которой не могла коснуться грязь, ложь, клевета... Причина подобного отношения понятна: Великая Отечественная война была выстраданной народом реальностью, а не вымышленным идеологическим мифом, каких в те времена было множество.

Отсюда, вероятно, и та невиданная по масштабам пропагандистская кампания по очернению, компрометации и в итоге разрушению этой ценности, которая была развернута с первых дней «перестройки» и «гласности». Однако сегодня, спустя более четверти века после начала этой последовательной ожесточенной кампании, следует признать, что, несмотря на отдельные временные и локальные успехи, эта программа по большому счету провалилась, более того, именно сегодня очевидно, что благодаря памяти народной и принятым хоть и с опозданием правительством России мерам Великая Отечественная война сохранится в истории именно такой, какой она и воспринималась всеми послевоенными поколениями советских людей.

ПОЗОРНЫЕ ДНИ ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОЙ ПОДМЕНЫ ПОНЯТИЙ

То же самое восприятие Великой Отечественной войны как величайшей ценности было присуще и советским армянам. И для этого были более чем существенные основания - сама жизнь, само участие армян в этой войне, степень которого отражена в неоспоримых и фантастических для немногочисленного народа цифрах участников, погибших, награжденных и т.д. Эти цифры в эти предпраздничные дни справедливо вспоминаются вновь и вновь, вызывая в нас чувство справедливой гордости и сопричастности Великой Победе.

В то же время они вновь пробуждают в нас и воспоминания о тех, не столь уж далеких позорных днях, когда неизвестно (известно!) откуда взявшимся разрушителям наших традиционных ценностей удалось внушить какой-то части зомбированного общества абсолютно ложный тезис, будто «это не наша война», и даже, пусть временно, создать атмосферу, в которой участники войны опасались даже в День Победы носить заслуженные награды. Впрочем, и сам День Победы был ликвидирован. Сейчас вся эта мерзость, слава богу, в прошлом, жаль только, что она отравила последние годы жизни многим участникам ВОВ, которые не дожили до возрождения в государстве прежнего отношения к Великой Отечественной войне.

Среди самых невинных технологий тех лет была подмена понятия «Великая Отечественная война» более широким понятием «Вторая Мировая война». При всей кажущейся общности и даже тождественности этих понятий между ними имеются и существенные различия, игнорирование которых направлено на забвение того факта, что советские армяне не просто участвовали в войне против фашизма в составе антигитлеровской коалиции (что в принципе правда), но и прежде всего защищали собственное Отечество, каким тогда был СССР с его идеологическими ценностями, общими для всех входивших в него народов. Формально и по большому счету так оно и было, и замена понятия «Отечественная» понятием «Мировая» была не чем иным, как подменой ценностей, за которые сражались советские армяне в борьбе с общим врагом - фашизмом. Подмена эта вовсе не невинная игра словами, и если она утвердится в сознании будущих поколений, не говоря уже об исторической «науке», то это будет еще одним искажением правды нашей национальной истории, какой бы она ни была.

Между тем восстановление достойного отношения к Великой Отечественной войне как к общесоветской, в том числе, безусловно, и армянской, ценности вовсе не исключает необходимости дальнейшей работы по восстановлению исторической правды во всех тех многообразных случаях, которые замалчивались или намеренно искажались официальной историографией в соответствии с господствовавшей идеологией. Причем речь в данном случае идет не только о восстановлении правды истории в глобальном плане, что само по себе крайне важно, но и о пересмотре отношения и оценки судеб тысяч людей и их потомков, фактов и явлений, не утративших своей актуальности и сегодня. Конечно, большинство подобных случаев не были сугубо армянскими, но были, естественно, и такие.

«СОТНИ ТЫСЯЧ ПРЕДАТЕЛЕЙ» БЕЗ РАЗБОРУ

Возьмем, к примеру, огромную проблему военнопленных. Как известно, Советский Союз не подписывал никаких цивилизованных международных конвенций, и уже в самом начале ВОВ было объявлено, что все оказавшиеся в плену (независимо от обстоятельств) - предатели. В плену же оказались миллионы и миллионы людей.

Были среди них и добровольно сдавшиеся противнику. Из трусости, как это бывает во время всякой войны, и их измена - это измена, не знающая оправданий. Или из ненависти к советской власти, а причин ненавидеть ее было немало - коллективизация, раскулачивание, массовые репрессии и многое еще такое. Эти тоже, конечно, были изменниками, но изменниками, так сказать, советского типа. Как справедливо спрашивал А.Солженицын, подробнейшим образом рассмотревший эту проблему в «Архипелаге ГУЛАГ»: «Что это у вас за страна такая, у которой сотни тысяч предателей?»

Однако большинство оказавшихся во вражеском плену были жертвами безвыходных ситуаций, особенно в первые месяцы войны, когда в окружении оказывались даже крупные воинские подразделения. Многие были взяты в плен, будучи тяжелоранеными, даже в бессознательном состоянии. Правда, выход всем был подсказан и даже приказан: живыми не сдаваться! Но...

Родина фактически отталкивала от себя своих граждан, грозя суровой расправой каждому оказавшемуся в плену, в окружении, в зоне оккупации. Более того, в конце войны советское правительство не только само собирало со всей Европы советских граждан, подлежащих наказанию, но требовало их возвращения от союзников по антигитлеровской коалиции.

Кто и когда изучит и опишет судьбу тысяч и тысяч бывших советских армян, подпадавших под эти требования?! Мы не знаем имен даже тех, кто добровольно или насильственно был возвращен в Советский Союз и продолжал или даже завершал свою жизнь в концентрационных лагерях, описанных с ужасающей подробностью там же А.Солженицыным. Их потомки, даже официально реабилитированных, и сегодня со страхом вспоминают о тех годах.

А что говорить о невозвращенцах, пропавших без вести? Известно, что возвращаться в большевистский «рай» - тем более с перспективой оказаться в советских (многие - после немецких) лагерях - не хотел никто. И, поскольку французы и англичане в основном добросовестно выполняли требования советских властей о возвращении, спасшиеся от ужасов войны армяне стали стекаться в американскую зону оккупации. Но и здесь их судьбы складывались по-разному.

ЛАГЕРЬ В ШТУТГАРТЕ: КАНОНЫ АРМЯНСКОЙ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Вот только один эпизод. Тысячи оказавшихся в Германии военнопленных, беженцев, угнанных из разных стран на принудительные работы в Германию, пройдя через немыслимые страдания, к концу войны собрались в лагере под Штутгартом. По некоторым сведениям, в августе 1945 года здесь уже скопилось 1056 армян. Жили в бывшей казарме - грязь, клопы, мусор. По ночам люди прятались в лесу, днем держали самооборону, защищаясь от советских агентов, похищавших людей и отправлявших в Союз.

Прошел год. Число обитателей лагеря возросло до 1500 человек. За это время были не только приведены в идеальный порядок помещения, но и были построены церковь и школа. В школе-семилетке вместе с детским садом обучались 250 детей, преподавали 22 учителя. В лагере функционировал театр и множество творческих групп, собственная типография, издавался еженедельник «Тарагир». Но самое главное - в лагере было налажено производство обуви, 1400 пар в день, продаваемых по всей Германии и даже в соседних странах. Финансовая независимость была обеспечена.

За все время существования лагеря в нем, не считая туберкулезных больных, скончались 87 человек, родились 142, было заключено 79 браков.

Однако цель у всех его обитателей была одна: выехать в Америку или другие страны, что им удалось сделать до конца 1951 года.

Лагерю помогали и международные организации, американские армяне присылали деньги и продукты.

Но ведь были и конкретные люди, и организации, помогавшие армянам, и не только собравшимся в лагере под Штутгартом, выжить в этих немыслимых условиях, устраивали их дальнейшую судьбу. Их имена и действия тоже неотъемлемая часть истории той Великой войны. Назвать хотя бы некоторые из них здесь нет никакой возможности. Но одно, пожалуй, просто нельзя не назвать: Джордж Мартикян, воевавший в Европе офицер американской армии. Вернувшись в США, он создал там специальную организацию (АКЧА), которая добывала разрешения для выезда (что было самым трудным), оформляла документы, оплачивала переезд и предоставляла определенную сумму для первоначального обустройства армян-иммигрантов в Америке. Таким образом, АКЧА, по некоторым данным, спасла почти 4 тысячи человек.

ЦЕЛЬ - СОХРАНЕНИЕ АРМЯНСКОГО НАРОДА И КАЖДОГО АРМЯНИНА В ОТДЕЛЬНОСТИ

Все это - тоже факты той войны, независимо от того, как ее называть, Великая Отечественная или Вторая мировая. Мизерная толика того множества фактов, которые по понятным причинам в лучшем случае замалчивались, а то, что замолчать было невозможно, искажалось, фальсифицировалось в обычном для советской пропаганды духе.

Советской пропаганды, слава богу, давно нет, но стереотипы сохранились. До сих пор мы вольно или невольно руководствуемся ими. Помните, кто не с нами, тот против нас; если враг не сдается, его уничтожают и т.п. И эти стереотипы не дают нам и сегодня возможности понять простые истины: в хаосе той Великой войны самоотверженно и даже героически действовали люди, для которых главным в любой ситуации, как и во всей их жизни, были не интересы тех или иных воюющих держав, а Армении, армянского народа и каждого отдельного армянина. Эти стереотипы не дают нам возможности понять мотивы, которыми руководствовались армяне, создавшие в конце 1942 года в Берлине Армянский национальный совет во главе с доктором Арташесом Абегяном. Члены этого совета, среди которых, безусловно, были и дашнакцаканы, и антисоветски настроенные, в течение одного года сумели вытащить из немецких концлагерей - фактически спасти - более 8000 армян-военнопленных, многих из которых стали готовить на случай захвата немцами Армении и одновременно неминуемого вторжения турок.

Практически та же группа армян, на этот раз возглавляемая соратником умершего к тому времени И.Лепсиуса доктором Рорбахом и тем же Арташесом Абегяном, сумела написать и передать властям Германии целое исследование, доказывающее арийское происхождение армян. Эта акция носила вовсе не академический характер, благодаря ей более 600 тысяч армян, оказавшихся в ходе войны в зоне немецкой оккупации, были спасены от судьбы евреев, цыган и других народов, обреченных на верную смерть. Естественно, что при этом, как и во многих других случаях, им пришлось сотрудничать с фашистами. А выбор у них был?

С точки зрения советских стереотипов, по которым жизнь человека или даже сотен тысяч человек никакой ценности не представляла, выбор был. Но вот что пишет в своих воспоминаниях активный участник тех событий Мисак Торлакян, тот самый Торлакян, который в 1921 году застрелил организатора Геноцида армян в Баку - министра внутренних дел Азербайджана Бехбуда хана Дживаншира: «Нас, армян, беспокоило одно: как защитить остатки армян (имеет в виду выживших после Геноцида. Л.М.) на территории, захваченной Гитлером, которых гнали на принудительные работы в Германию? Как защитить и спасти множество военнопленных, попавших в руки немцев? Как помочь армянским беженцам, чтобы не раздавили их в этой общеевропейской суматохе? Эти вопросы становились все более злободневными.

Независимо от исхода Мировой войны, независимо от наших идейных убеждений реальным и господствующим был тот факт, что хозяином положения сегодня был немец, вооруженный и победоносный. Получить помощь извне не было никакой надежды. Необходимо было спасать любой ценой остатки нашей нации и не приносить беспощадному мировому Молоху армянских жертв, как это было в 1915».

В ОСНОВЕ - НАШИ НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ

Да, непростая и вовсе не черно-белая, как представлялось нам, была эта Великая война. И совершенно не случайно и в наши дни, 65 лет спустя после ее завершения, во всем мире продолжаются попытки узнать и рассказать правду об этой войне, как и продолжаются попытки ее искажения.

Просто фантастическим (и в идейном, и в техническом отношении) представляется решение руководства России выставить в интернете все материалы архива Министерства обороны в Подольске, насчитывающие миллионы единиц и содержащие информацию о каждом (!) участнике ВОВ. Какие возможности и для армянских исследователей!

Мы не должны отставать от протекающих в мире процессов по собиранию фактов, уточнению и увековечиванию памяти предков независимо от их партийной, религиозной или иной ориентации. Французы уже проделали эту грандиозную работу в отношении участников даже Первой мировой войны, испанцы сумели создать единый Мемориал участников гражданской войны, погибших по обе стороны баррикад...

Что это - забвение исторических реалий, отказ от уроков прошлого? Нет, конечно. Этот процесс как раз и свидетельствует об усвоении главного урока истории, осознании единства нации как главной ценности, осознании необходимости создания единых национальных стереотипов в противовес многим существовавшим в прошлом. Мы еще только в начале этого процесса. Мы еще живем в плену искусственно созданных (и создаваемых) ложных исторических стереотипов, не позволяющих нации развиваться и, верно оценивая прошлое, двигаться вперед.

Возможно, для этого в Институте истории НАН РА следовало бы создать специальную комплексную группу по изучению всех обстоятельств Великой войны и созданию ее полной и объективной научной истории, в основу системы ценностей которой будут положены исключительно наши национальные интересы, а не, к примеру, сфабрикованные в лабораториях КГБ фотографии генерала Дро в форме офицера германской армии, в которой он никогда не служил.

следующая статья