Левон Микаелян (Казарян) Журналист • Публицист • Переводчик
ТОМ ПЕРВЫЙ (1995 - 2003)   >   1999   >   ПРЕСТУПЛЕНИЕ «ПО ДОГОВОРЕННОСТИ»? 2 ноября

ПРЕСТУПЛЕНИЕ «ПО ДОГОВОРЕННОСТИ»?

Вначале процессы развиваются параллельно

С одной стороны – Наири Унанян. По общему мнению давно и близко знающих его, человек тщеславный, с юношеских лет претендующий на роль политического лидера, «спасителя нации». Попытки реализовать себя в составе какой-либо организации, в частности «Дашнакцутюн», заканчиваются крахом. Будучи лично знаком с большинством политических деятелей Армении, главным образом оппозиционных, он ни в ком не находит понимания.

Все больше утверждается в мысли, что «в этой стране эволюционным путем добиться ничего нельзя». Два месяца назад звонит матери в Евпаторию, где до сих пор в его комнатке висит картина с изображением Арарата, и рассказывает о бедственном положении народа: половина роется в мусорных ящиках, половина готовится уехать. Его настроения разделяют ближайшие родственники и друзья, находящиеся под его сильным влиянием.

С другой стороны – силы, как сказано в заявлении блока «Единства», стремящиеся к «переделу политического поля Армении». Для них неприемлемы процессы, происходящие в стране, усиление государственности и власти. Вопреки намеренно распространяемым слухам о глубоких противоречиях между президентом, премьером и председателем НС, они понимают, что в принципиальных вопросах руководство страны едино.

Возможное решение Карабахской проблемы, вяло, но неуклонно текущие судебные процессы, объявленная борьба с коррупцией, в том числе и создание комиссий по расследованию преступлений, совершенных в прошлые годы, - все это и многое другое потенциально направлено на усиление государственности и власти, ликвидацию барьера между властью и народом, о чем как о главной цели говорил премьер-министр Вазген саркисян. Ясно, что добиться чего-то в нашей стране можно было только совместными усилиями президента и двух харизматических лидеров, один из которых пользовался широкой поддержкой и доверием значительной части населения, другой – обладал реальной силой и решительностью.

Компрометация президента началась еще до его избрания, а в послед
ние месяцы ему всеми способами создавался имидж «английской королевы», не способной управлять государством. А харизматические лидеры?.. Так же, как Наири Унанян, но с противоположными целями, они пришли к выводу, что перераспределение власти в стране «эволюционным путем» уже невозможно. 

Оставалось только объединить два до этого раздельно протекавших процесса. И когда нужный момент созрел, рядом с Наири, вероятно, оказался человек, который не только укрепил его в безумном намерении, но и выразил готовность (все это, конечно, постепенно) достать оружие, создать условия для проведения операции. Безусловно, Наири внушалось, что вслед за уничтожением «кровопийц» к зданию Нс двинутся отряды оппозиции, поддерживаемые всем народом.

Ясно, что этот человек (это могли быть несколько человек), с одной стороны, должен был быть достаточно близким Наири и внушать доверие, а с другой – иметь достаточный авторитет для того, чтобы Наири поверил в абсолютно бредовую идею поддержки его акции какими-то политическими силами, с которыми якобы вел переговоры посредник. Вовсе не исключено, что провокатором мог быть и внедренный в «Дашнакцутюн» агент, ибо очевидно, что «дашнакскому следу» в этой истории изначально придавалось особое значение.

Исторически сложившийся имидж революционной партии, постоянно насаждаемый некоторыми армянскими СМИ в массовом и зарубежном общественно-политическом сознании образ дашнака-террориста, начало чему положили выступление Л.Тер-Петросяна по телевидению 28 декабря 1994 года и распространенное по всему миру официальное сообщение МИД Армении о запрете «Дашнакцутюн» как террористической организации, как бы сами собой предопределили выбор «козла отпущения». И вполне возможно, что уже при отборе кандидатуры исполнителя решающим фактором стало пребывание некогда Наири в рядах этой партии. Именно эта информация была распространена по всему миру через несколько минут после выстрелов в НС. А то, что он уже много лет назад был изгнан из «Дашнакцутюн», было, конечно, уже не важно. Важно, что название партии в связи с террористической акцией прозвучало.

Заметим, что зерно упало в свежевзрыхленную почву. По роковой случайности (?) в середине октября был арестован руководитель комиссии «Ай Дат» сША Мурад топалян. Видный общественный и национальный деятель, возглавлявший структуру «Дашнакцутюн», был обвинен в организации террористического акта, совершенного почти 20 лет назад. По заявлению американских спецслужб, они вышли на Топаляна еще в 1996 году. Но арестовать решили именно сейчас. Сенсационное сообщение обошло весь мир, и когда 27 октября было объявлено, что террорист, возглавивший вооруженную группу, ворвавшуюся в зал заседаний НС, - «дашнак», известие это было воспринято как естественное. Западная пресса принялась жадно муссировать этот «факт».

Стоит ли удивляться тому, что в самой Армении уже на следующее утро после трагедии появились материалы, возлагающие «ответственность» за случившееся на «Дашнакцутюн». Тенденциозность и искусственность «обвинений» была очевидной, ибо строились они исключительно на таких «уликах» (помимо пребывания некогда в рядах партии), как звонки из зала заседаний НС известному деятелю «Дашнакцутюн» Гранту Маркаряну.

Все очевидцы случившегося в тот роковой вечер свидетельствуют: учинив кровавую расправу, Наири и другие члены вооруженной группы остановились в растерянности, как бы не зная, что делать дальше. Следует предположить, что «по договоренности» с провокатором-посредником далее должны были произойти некие события, которые не произошли. Обещанная помощь запаздывала. Тут, еще не вполне осознав, что их просто использовали и подставили, Наири начал звонить (узнав номера телефонов от депутатов) некоторым оппозиционным политическим деятелям, в том числе несколько раз Гранту Маркаряну, с требованием «собрать ребят» и двигаться к зданию Национального Собрания.

Стоит ли объяснять абсурдность ситуации? Можно ли вообразить себе политических деятелей, посылающих исполнителей на массовое злодейское убийство и ждущих от них звонков по телефону? И вообще сообщающих им свое имя? Нет, Наири звонил не по тем телефонам, ибо имен истинных заказчиков и их истинных целей он просто не мог знать.

Их имена, да и то вряд ли главные, знал только провокатор-посредник. Поэтому, если наша версия верна, необходимо как можно скорее выявить и задержать его. Причем непременно живым, ибо он может оказаться таким же «дашнаком», как и Наири Унанян. Во всех случаях истина должна быть установлена. Национальная и государс
твенная безопасность будет оставаться под угрозой до тех пор, пока зловещие силы, стоящие, по определению президента, за «больными, совершившими преступление», не будут выявлены и обезврежены.

 

следующая статья