Левон Микаелян (Казарян) Журналист • Публицист • Переводчик
ТОМ ВТОРОЙ (2004- 2008)   >   2004   >   ПОХОД НА ИРАК, 29 апреля

ПОХОД НА ИРАК

На днях руководство Министерства обороны РА в результате переговоров с заместителем командующего сухопутными войсками США в Европе Чаком Уолдом согласилось послать в Ирак ограниченный воинский контингент. Решение это, как было объявлено, еще не окончательное. Оно должно быть обсуждено в парламенте страны и ратифицировано президентом.

Речь идет о взводе миротворцев, но понятно, что если бы мы решили послать в Ирак роту, батальон или даже дивизию, то и она на ход «давно закончившейся» войны существенного влияния не оказала бы. Так как акция, навязываемая нам, никакого военного значения не имеет, ибо эта акция сугубо политическая.

Вопрос об участии Армении в интервенции коалиции в Ирак стоял еще до начала военных действий. И тогда руководство страны, в отличие от поспешно выразивших готовность принять участие в любых действиях США Грузии и Азербайджана, проявило разумную сдержанность, подтвердив в то же время свою солидарность с борьбой международного сообщества против терроризма. Позиция Армении полностью вытекала из традиционной внешнеполитической стратегии страны и, казалось, была с пониманием встречена даже в Вашингтоне.

Между тем уже тогда ужасные последствия вторжения в Ирак были очевидны для многих, в том числе и для трезвых американских политологов, которые пытались предотвратить катастрофу. Но, как известно, тех, кто принимает в США решения, переубедить в чем-либо еще никому не удавалось и своих решений они никогда не меняют. Так произошло и на этот раз.

О причинах, побудивших США организовать вторжение в Ирак, сейчас говорить не имеет смысла. Однако и изначально было ясно, что объявленные цели - «свержение деспотического режима», «обнаружение и уничтожение оружия массового поражения» и даже «установление в стране демократии» - пустая риторика, в которую не верила даже значительная часть наивных и сверхпатриотичных американцев. Однако эта риторика и, конечно, сами боевые действия поставили многие страны, в том числе и нашу Армению, перед серьезной проблемой: как не дать вовлечь себя в чреватую вполне предсказуемыми катастрофическими последствиями авантюру.

Напомним: и тогда участие или неучастие Армении в военной кампании могло быть сугубо символическим, однако последствия этого участия или неучастия должны были стать вполне реальными. Фактически мы вынуждены были выбрать меньшее из зол - «черный список» американцев или мусульманского мира, во всяком случае его наиболее фундаменталистской и воинственной части. В этой сложнейшей ситуации тогда нам удалось занять единственно верную и естественную для нас со всех возможных точек зрения позицию.

Последовательное развитие событий лишь подтвердило нашу правоту: массовое народное сопротивление в самом Ираке и террористические акции на территории стран-членов коалиции привели к мощному антивоенному движению в США и Великобритании и других участников коалиции, а такие страны, как Испания, Гондурас, решили вывести свои воинские контингенты из Ирака. Печальные предсказания обретают все реальные контуры.

И вот в этой-то ситуации Армения соглашается послать свой миротворческий контингент в пылающий Ирак. Нам трудно объяснить мотивы подобного решения нашего военного командования, ибо доводы, приведенные заместителем министра обороны Микаэлом Арутюняном, мягко говоря, не выглядят убедительными. Например, «не следует забывать, что в этой стране есть армянская община»... Мы не очень понимаем, как взвод армянских воинов сможет помочь армянской общине Ирака, и не уверены, что ему вообще позволят что-либо сделать в этом направлении... И наоборот, можно не сомневаться, что участие в действиях коалиции армянских миротворцев будет иметь самые печальные последствия для этой общины... И вообще решение наших генералов выглядит опрометчивым именно потому, что «не следует забывать» об армянских общинах во многих, если не во всех арабских странах, с которыми у армян традиционно дружественные отношения, что обязывает нас быть крайне осторожными в любых наших шагах, способных привести к конфронтации с арабским и шире - с мусульманским миром... «Немилость» американцев, возможно, пережить как-то удастся, выбраться же из «черного списка» мусульманских фундаменталистов нам не удастся никогда, тем более что желающих расправиться с нами их руками всегда было достаточно. Рассчитывать в этом деле на защиту американцев не приходится: они еще не научились защищать от террористов самих себя.

Мотивы американцев, втягивающих нас в безрассудную, на наш взгляд, затею, вполне понятны и объяснимы: в момент, когда ряды членов коалиции редеют, прибытие в Ирак воинского контингента даже такой незначительной в масштабах мировой политики страны, как Армения, возможно, накануне выборов может как-то скрасить очевидный для всех крах внешней политики администрации Буша.

Но, вероятно, не это главное. Главное - вынудить Армению сделать шаг, принципиально противоречащий ее постоянным геополитическим и политическим ориентациям, шаг вроде бы символический, но на самом деле символизирующий реальный поворот от вполне оправдавшей себя политики комплементаризма. Вопрос о связи принятия этого решения руководством МО с тенденциями эскалации внутриполитической напряженности в стране, безусловно, стимулируемой извне, требует специального рассмотрения, однако само наличие такой связи представляется более чем вероятным.

На пресс-конференции после переговоров генерал Уолд с удовлетворением оценил принятые на них решения как «правильный взгляд в будущее», а Микаэл Арутюнян в унисон ему глубокомысленно заметил, что «в конце концов мы должны подумать о своем будущем».

Вопрос о том, насколько способны американские генералы решать, что «правильно» для нашего будущего, а что - нет, оставим открытым. А вот что касается наших генералов, то напомним, нет, не им, а самим себе, что наше будущее - слишком важная вещь, чтобы доверять его только генералам. С другой стороны, не мешает напомнить и нашим политикам, что, если они будут продолжать бездумно тратить свои силы на спровоцированные, возможно, извне бесконечные внутренние дрязги, вопрос нашего будущего решат без их участия и вообще без участия нашего народа. Надеемся, у них хватит ума и ответственности со всей серьезностью отнестись к обсуждению заключенных уже договоренностей. Естественно, такого же отношения мы ждем и от президента РА. 

следующая статья