Левон Микаелян (Казарян) Журналист • Публицист • Переводчик
ТОМ ТРЕТИЙ (2008- 2011)   >   2010   >   ТАЙНЫЙ ПОВОДОК, 16 марта

ТАЙНЫЙ ПОВОДОК

Премьер-министр Тигран Саркисян на прошлой неделе высказал мысль, с которой просто нельзя не согласиться. На презентации книги председателя Народной партии Европы Вилфреда Мартенса он сказал: «Политика не только может, но и должна основываться на ценностях. Опасны те политические деятели и движения, которые не раскрывают свои ценности и из шагов которых не видны их представления о будущем. В дальнейшем общество получает возможность проверить: действительно ли эти движения и политические деятели верны тем принципам, которые они провозглашают?»

На наш взгляд, есть в этом высказывании определенная логическая погрешность, обусловленная, вероятно, устным характером высказывания, однако бесспорно главное утверждение его первой части: политика должна основываться на ценностях и сокрытие их от общества опасно.

Тема для нашей страны исключительно актуальная. И, конечно, не только в том смысле, что какие-то отдельные деятели, движения или партии провозглашают одни ценности, а на практике руководствуются другими, нередко даже прямо противоположными. Это явление достаточно распространенное. Демократические общества обладают на этот случай эффективным противоядием: утратой доверия избирателей, что означает политическую смерть. У нас же подобный обман пока остается безнаказанным.

Однако здесь мы хотели бы обратить внимание на другую опасность, связанную с отмеченным премьером утаиванием исповедуемых ценностей. Речь о политических и государственных деятелях, принадлежащих к тем или иным не желающим обозначать свое присутствие в стране, то есть действующим тайно, организациям, политика которых основана на собственной системе ценностей,.

При принципиальной постановке вопроса нет необходимости вдаваться в детали, уточнять, какие именно ценности лежат в основе деятельности тех или иных тайных организаций, насколько они опасны, разделяем мы их или нет и т.п. На этот счет существует огромная справочная литература, для нас в данном случае важно только то, что исповедуют свои ценности и действуют они тайно. Нет необходимости также доказывать, что члены подобных организаций обязаны соблюдать ряд условий, среди которых основное, - беспрекословное подчинение решениям вышестоящих инстанций. Это условие мы выделяем особо, потому что, к примеру, для государственного служащего, одновременно состоящего в подобной тайной организации, не может быть дилеммы: чьи ценности исповедовать и чьи указания выполнять - своего непосредственного начальника по службе или по тайной организации? Если при этом учесть возможность существования в системе государственной власти определенной группы подобных чиновников, то нельзя исключить возможность и того, что это организованное меньшинство - политической, религиозной и любой другой ориентации - может иметь возможность навязать неорганизованному во всех упомянутых смыслах большинству свои ценности, точнее, основанную на них политику.

Надо ли оговаривать, что речь не идет о свободе исповедания тех или иных ценностей вообще (это другая тема), предположим даже, что мы - сторонники неограниченной свободы человека (гражданина Армении) в этой сфере. Мы говорим только о политических деятелях, движениях, партиях и особо - о государственных служащих, то есть о людях, принадлежащих к организациям, политика которых основана на таящих в себе угрозу безопасности нашего государства ценностях.

Проблема эта актуальна для всех государств, какими бы они демократическими и свободными ни были. И каждое государство принимает максимум возможных мер для выявления и пресечения деятельности государственных служащих, разделяющих несущие в себе угрозу его безопасности ценности. Изложению этой темы посвящены множество исследований и книг. Между тем складывается впечатление, что для нас все они не имеют значения. Мы вообще не придаем значения этим важнейшим обстоятельствам, не говоря уже о том, что они у нас никак законодательно не сформулированы.

Повторим: речь не идет о так называемых шпионах, с которыми все ясно - их надо выявлять и наказывать в соответствии с законом, на этот случай существующим. Речь идет о политических и государственных деятелях - всего лишь приверженцах ценностей, но ценностей потенциально опасных для нашего государства. С ними-то надо что-то делать? Неизвестно.

Начнем с того, что у нас вообще не существует какой-то классификации нежелательных ценностей, точнее, организаций, деятельность которых на них основана. Мы, возможно, кое-что знаем (на основе информации, полученной из тех же европейских стран) о степени опасности тех или иных религиозных организаций, но знание это, насколько известно, никак не применяется к протекающим в нашей стране процессам - у нас все разрешено. Между тем деятельность некоторых из них опасна не только для здоровья отдельных их членов, но и для государства в целом, что также признано рядом европейских государств, принимающих законодательные меры для нейтрализации этой опасности. Мы же ничего не знаем. Не знаем даже, существует ли у нас список организаций (и не только религиозных), деятельность которых в Армении запрещена или хотя бы как-то ограничена (скажем, существующим во многих странах законом о запрете на профессию). Можно не сомневаться, подобной «свободы» нет ни в одной стране. Поэтому, понимая, что это дело почти безнадежное, предлагаем хоть как-то упорядочить наше законодательство в этой важнейшей сфере, взяв за образец законодательство самой либеральной в этом отношении европейской страны.

Иначе что же получается? Вот газета «Свободомыслие» от 19 февраля, за несколько дней до своего закрытия (как было объявлено, по финансовым причинам), рассказала о принадлежности виднейшего деятеля АОД, а в какое-то время и Республики Армения, Ованеса Игитяна к масонству, о его тесных связях с видными зарубежными членами этой организации, о его посреднической деятельности между ними и своим шефом в Армении. С одной стороны, факт этот сам по себе вроде бы ни о чем не говорит. В Армении официально зарегистрирована масонская ложа (хотя г-н Игитян наверняка состоит не в этой ложе), так что ничего противозаконного в рассказанном газетой нет. С другой стороны, неизбежно встает главный вопрос: а чьи указания выполнял и выполняет этот господин, будучи некогда одним из руководителей внешней политики АОД и Армении, а сегодня, слава богу, только АОД? Чьи указания для него - истина в последней инстанции? Для нас, например, ответ однозначен. Однако даже из однозначного ответа опять же ничего не следует. Но ведь что-то следовать должно, если, конечно, мы не согласны с тем, чтобы судьбу нашего государства определяли политики, руководствующиеся какими-то тайными ценностями.

Тяжелая это тема и болезненная, но все-таки, на наш взгляд, не безнадежная. Молчание только способствует углублению сложившейся ситуации: ведь если сами ценности тайные, то и боятся они прежде всего гласности. Поэтому и предлагаем нашим законодателям задуматься о самой малости, широко применяемой в мире: ввести для государственных служащих графу о принадлежности к тем или иным организациям, течением, движениям, основывающим свою политику на какихто скрываемых ценностях. Препятствием это для приема на работу, на должность не является, тем более, что и соответствующего «черного» списка у нас, насколько известно, нет, да и соврать государству многие «ценности» не запрещают, но все же... Ведь наверняка и судьба нашего государства сложилась бы более счастливо, если бы Ованес Игитян и другие исповедники тайных ценностей в аодовской власти еще в 1991 году открыто заявили бы об этом, а не разрушали государство с целью приведения его в соответствие с этими ценностями. Может быть, попробуем встать на самую нижнюю ступеньку системы собственной защиты, принятой в цивилизованных странах, заботящихся о национальной безопасности.

P.S.Вполне возможно, что Тигран Саркисян вкладывал в цитируемые слова не совсем тот смысл, который мы из них извлекли. Однако, поскольку наверняка и для него важно, какие тайные ценности исповедуют его подчиненные, то мы надеемся, что он поддержит наше предложение.

следующая статья