ПРЕСТУПЛЕНИЕ ПОДГОТОВИЛО ОБЩЕСТВО, ДАЖЕ ЕСЛИ ВЫЯСНИТСЯ, ЧТО ПРЕСТУПНИКИ РЕАЛИЗОВЫВАЛИ ДРУГОЙ СЦЕНАРИЙ
Прошло три дня. За эти дни прояснились многие детали и подробности происшедших в среду в НС и вокруг него трагических событий. Уточнены, наконец, имена преступников и жертв. И все разговоры сейчас ведутся в основном вокруг истинных мотивов и целей акции. Перечисляются все мыслимые и немыслимые версии: событие такого масштаба и его возможные последствия, в том числе и международные, дают для этого множество оснований. Все спешат делать на трагедии страны свою игру.
Пока главы государств высказывают слова сочувствия и поддержки, журналисты и политики «комментируют» - от аналитиков «Вашингтон пост» до записных провокаторов ОРТ и Жириновского. С каждым днем «комментарии» все «глубже», гнуснее и... дальше от действительности. У нас, вероятно, уже хватает ума для того, чтобы не жаловаться и не протестовать. Гораздо важнее для нас – самим разобраться в том, что произошло в нашем доме.
По сути говоря, грубая схема такова: стоят ли за вооруженной группой какие-то скрытые силы или она действовала самостоятельно, по собственному почину? Пока никаких признаков, хоть как-то подтверждающих первую версию, нет. Более того, практически все невольные участники и очевидцы происходящего в зале НС – депутаты, журналисты – свидетельствуют в пользу второй версии: по их словам, это «закомплексованные», «больные», охваченные какой-то навязчивой идеей люди. Так, в частности, считает Ваан Оганесян, а Вазген Манукян прямо заявил: «За ними не
стоят никакие ни внутренние, ни внешние силы». Об этом же свидетельствуют многочисленные высказывания самого Наири Унаняна.
Если в результате расследования подтвердится, что группа действовала самостоятельно, то необходимо будет признать, что вся акция была задумана и осуществлена во имя только тех идей и целей, которые и были объявлены (какими бы абсурдными они нам ни казались). Если же выяснится, что представленные нам объяснения – лишь заранее заготовленный сценарий, то нам все равно необходимо задуматься над тем, почему именно этот сценарий показался его авторам наиболее естественным и убедительным.
Вот как сами участники вооруженной группы объясняли мотивы своей кровавой расправы. Почему, за что, для чего они убивали?
ИЗ ОФИЦИАЛЬНОГО ЗАЯВЛЕНИЯ:
«Дорогие соотечественники! На ваших глазах за последние несколько лет наша прекрасная страна развалилась и превратилась в родину, из которой все только и помышляют уехать. Наши отцы и деды построили эту страну, а мы еле сводим концы с концами. Наши дети сегодня не имеют даже обуви и учебников для посещения школ. Наша экономика развалилась, социальная напряженность достигла немыслимых масштабов. Все, что мы сделали, направлено лишь на восстановление прав нашего народа».
Без комментариев приведем лишь некоторые их высказывания и заявления, сделанные в зале НС (примеры легко можно умножить, но все они повторяют друг друга).
«10 лет они пили кровь этого народа, страну погубили. Ничего не осталось», - повторял все время Наири Унанян.
«Дорогие соотечественники, ваших кровопийц мы убили. Все - к Национальному собранию. И мы победим. И эти... больше не будут пить нашу кровь. Все наше богатство разграбили. Хватит, достаточно. Убить надо всех собак, всех – без исключения».
«Ты не забыл, что у армянского народа есть хозяин?» - обращаясь к уже мертвому Вазгену Саркисяну.
«Выходите и ведите весь народ к зданию», - к журналистам.
«Конец таким должен был быть, это было неизбежно», - кричал Наири, стреляя из автомата.
«Г-н Акопян, вы всегда говорили: «Когда-нибудь предстанете перед судом, и я буду судьей». съели ведь они наш народ? съели, приватизировали», - к депутату от КПА Леониду Акопяну.
«Я никого не хочу убивать. Мы – армяне. Они не были армянами, - объяснял он залу. – Все, что мы делаем, - для народа. Просто нужна решительность, чтобы утвердить в этой стране справедливость, закон»...
«Пусть меня убьют, это ничего, лишь бы я знал – нация будет жить», - один из членов группы.
«Все мы ответим перед законом – и вы, и все мы...», - один из членов группы.
ИЗ ТЕЛЕИНТЕРВЬЮ ТЕЛЕКОМПАНИИ «А1+»:
«Мне кажется, что побудительные причины всему нашему народу ясны. Это – отчаянное положение нашего народа, голод и безвыходное положение, то, что в Армении никакого положительного развития или эволюции не было. Вот уже 5-6 лет в Армении остановилось любое развитие, любая эволюция в Армении была обречена».
«Это убийство – форма потрясения, чтобы вся наша нация не только в Армении, но и во всем мире на мгновение очнулась и мы попытались стать хозяевами своей судьбы».
«Это мы рассматривали как единственный возможный путь каким-то образом приостановить процесс гибели нашей нации».
«Я думаю, что, начиная с завтрашнего дня, кто бы ни стал премьерминистром или каким-либо другим должностным лицом, он обречен будет честно служить, ибо у него перед глазами будет живой пример того, что может случиться, если он не будет служить нации».
«История нации показывает, что во многих случаях, когда нация заходит в тупик в процессе своего развития, единственным выходом остаются только такие действия. Другого выхода нет. Наша нация и сегодня еще в подобном тупике».
«Мы – частица нашего народа и не отделяем себя от народа. Мы сделали этот шаг ради народа».
«Хотел этого народ или не хотел, трудно определить, но, думаю, народ инстинктивно сознает и понимает, что без этого в стране сдвига не будет».
Убийство остается убийством. Преступление – преступлением. но перед нами, скорее всего, тот классический случай, когда «общество готовит преступление, преступник совершает его». Преступление это подготовила вся наша жизнь последнего десятилетия и прежде всего те, кто, как прямо говорит Наири Унанян, эти десять лет в этой жизни властвовал.
В кровавой расправе аккумулировалось все – антинародная власть и отношение к ней народа, доходящее до ненависти, беспомощность оппозиции, только способствовавшей укреплению в народе чувства разочарования и отчаяния, тупика, само положение народа, ухудшающееся из года в год, изо дня в день.
В этой перманентно продолжающейся ситуации в народе неизбежно должен был сформироваться образ виновника (истинного или мнимого), наказание, уничтожение которого только и может что-то изменить в этой жизни. Не будем лицемерить: уже начиная с 1992 года в обществе, особенно в крайне недовольной и экстремистски настроенной части народа, можно было услышать: неужели никто так их и не накажет? (мы приводим самый мягкий вариант).
Слава богу, благоразумие народа вот уже сколько лет одерживало верх над подобными настроениями. Но если причины, порождающие эти настроения, не исчезают, если угасают последние проблески надежды, то в любом обществе в конце концов найдется человек или группа людей, не вполне здоровых или охваченных идеей «борьбы за интересы народа», «необходимый шок, потрясение»... И здесь уже не важны ни абсурдность совершенной акции, ни жестокость ее исполнения, ни непредсказуемые для страны последствия... Открытый и законный суд, которого они потребовали и возможность которого государство обязано им предоставить, по их мнению, должен послужить той же цели...
Экс-президент, также выступавший по этому поводу с заявлением, предостерег в том числе и журналистов от «поспешных выводов». Конечно, в деле могут открыться новые и весьма неожиданные обстоятельства. Но повторим: тот сценарий, который был перед нами разыгран, независимо то того – истинный он или мнимый, неизбежно вновь вынуждает задуматься о глубокой болезни нашего общества. Исполнители преступления, безусловно, будут наказаны, но они будут появляться снова и снова до тех пор, пока не исцелится общество, готовящее преступление.
следующая статья