Левон Микаелян (Казарян) Журналист • Публицист • Переводчик
ТОМ ВТОРОЙ (2004- 2008)   >   2006   >   КТО НЕДОУЧИЛ ПРЕЗИДЕНТА И АКАДЕМИКА? 14 марта

КТО НЕДОУЧИЛ ПРЕЗИДЕНТА И АКАДЕМИКА?

В конце прошлого года в Тбилиси был перезахоронен доставленный из Франции прах национального героя Грузии Какуцы Чолокашвили. Во время церемонии прощания президент Михаил Саакашвили, перечисляя национальных героев, вспомнил и последнюю царицу Грузии Марию, которая заколола кинжалом вторгшегося в ее спальню генерала Цицианова. То, что президент допустил историческую ошибку, несомненно для каждого, кто хоть чуть-чуть знаком с историей Грузии тех лет.

Между тем журналисты газеты «Джорджиан таймс» (N46, 2005) с целью «преподать урок» Саакашвили обратились за разъяснениями к акаде
мику Гураму Шарадзе. Академик, признавшись, что в этой истории есть «кое-что непонятное», рассказал следующее: «Мариам Цицишвили была женой последнего царя Картли-Кахети Георгия XII. Как известно, в 1801 году, когда Грузия присоединилась к России, начался процесс высылки царской семьи, князей Багратиони, в Россию. Романовы пытались таким образом избежать восстания. Многих удалось выслать. Георгий XII уже умер, а жена, царица Мариам, не покинула Грузию.

В это время находящемуся в Грузии генерал-майору Лазареву (который, как говорят, был армянином по происхождению, и в 1799 году на основе Георгиевского трактата ввел в Грузию русские войска, вследствие чего произошла оккупация Грузии, а в 1801 году, после смерти Георгия XII, ликвидация грузинского престола и в 1801 году полная аннексия Грузии) приказали выслать Багратиони в Россию, в частности, в Петербург и в Москву.

Самой опасной из них была последняя царица Мариам Цицишвили. Лазарев приказал своим подчиненным силой вытащить царицу, что им не удалось. Тогда генерал-майор Лазарев лично вошел к ней в комнату и попытался силой, применив насилие, вывести ее, однако царица не покорилась, достала кинжал и убила генерала Лазарева...

Почему президент спутал Лазарева с Цицишвили?

Предки Павла Цицианова оказались в России еще во время Вахтанга VI, а сам Павел родился в России. Так как он обрусел, в 1803 году его послали на Кавказ, назначили главноуправляющим в Грузии. Он получил такую известность, что контролировал не только Картли-Кахети, но и наладил связи с Имеретинским царством, Самтредским княжеством и сумел привести их под покровительство России, хотя и сохранил им суверенитет. Но турки подло убили его во время переговоров у стен Баку, голову отправили отдавшему приказ, а обезглавленное тело похоронили в Сионском соборе. Мариам Цицишвили убила генерал-майора Лазарева 18 апреля 1803 года в Тбилиси, а Павла Цицианова убили несколько лет спустя - 8 февраля 1806 года в Баку. Стыдно, что президент проявляет подобное невежество...»

Мы привели столь длинный рассказ не для того, чтобы развлечь читателя кровавыми сюжетами из грузинской истории, а для того, чтобы наглядно показать, как действует механизм антиармянской фальсификации истории.

Конечно, мы не можем знать, почему президент Саакашвили спутал Лазарева с Цицишвили. Скорее всего это случайность, если только эта «случайность» не содержала в себе намек грузинам, и сегодня служащим России в ее борьбе с независимой Грузией. Таких, кстати, вполне достаточно для того, чтобы президент посчитал нелишним сочинить исторический «прецедент».

Другое дело г-н Шарадзе. Мы, к сожалению, не знаем, в какой области он академик, но если уж решился выступить в качестве консультанта по родной истории, то должен был бы знать хотя бы то, о чем сказано во всех справочниках и словарях: генерал-майор Иван Петрович Лазарев никакого отношения к армянским Лазаревым не имеет, он происходил из родовых дворян Казанской губернии. Непозволительное для академика обывательское «как говорят» забывается через строчку. Понятно, что превращение русского генерала в армянина имеет весьма конкретный идеологический подтекст, легко угадываемый в антиармянской атмосфере современной Грузии: если героиня национально-освободительной борьбы, которая нынче однозначно воспринимается только и только как антирусская, убила армянина, то этот армянин (и все армяне вообще) становится виновником и оккупации Грузии Россией, и всех последующих несчастий, вот и получается, что именно армянин Лазарев ввел в Грузию русские войска, ликвидировал грузинский престол, а в 1801 году полностью аннексировал Грузию.

Бедный Иван Петрович! Заслужил ли он, разбивший в битве с лезгинами при реке Иоре своими немногочисленными русско-грузинскими силами 7 ноября 1800 года 15-тысячные полчища Омар-хана Аварского и спасший Грузию от очередного разорения и изгнания населения, подобного к себе отношения? Кто-нибудь осмелится в сегодняшней Грузии напомнить слова, написанные 107 лет назад в «Альбоме картинной галереи Кавказского Военно-исторического музея» штабс-ротмистром Б. Эсадзе: «12 ноября отряд возвратился благополучно в Тифлис. Навстречу победителям выехал сам царь Георгий в сопровождении духовенства и знатных особ; он слез с богато убранного коня и подарил его Лазареву, сам же со свитою, торжественно следуя пешком, ввел отряд в свою столицу. Шествие было торжественное. Веселые и благодарные грузины за несколько верст от города вышли также навстречу победителям грозного врага и со звуками зурны и радостными восклицаниями во главе с царем ликовали и встречали освободителей оба христианских народа - защитники и защищаемые - вместе праздновали победу над общим, до того непобедимым, врагом».

Вернемся к эпизоду с царицей Марией. И здесь академик прибегает к неточностям и недомолвкам. Создавая из грузинского князя Цицианова очередную культовую фигуру, академик безлично пишет: Лазареву «приказали»... Но вот как описывает упомянутое событие газета «Красная звезда» в специальной статье, посвященной 200-летию гибели генерала Лазарева (в декабре 2003 года):

«20 декабря 1800 года умер царь Георгий. Перед смертью он писал Павлу I: «Грузия так или иначе должна покончить свое самобытное политическое существование... Грузинский народ желает теперь же вступить единожды и навсегда в подданство Российской империи...

16 и 17 февраля в грузинских и армянских церквах был торжественно провозглашен манифест о присоединении Грузии к России. По свидетельству историка, «население встретило манифест с живейшим восторгом; сочувствовали этому и некоторые знатные фамилии; но представители царского дома были очень недовольны и, скрывая свои чувства, готовили смуту.

Дольше всех противилась требованию оставить Грузию вдова царя Мария Георгиевна - женщина крутого нрава, не скрывавшая неудовольствия тем, что сын ее не получит царства. Она задумала бежать в Турцию, чтобы там заручиться поддержкой.

Узнав об этом, главнокомандующий в Грузии генерал-лейтенант князь Цицианов, кстати, близкий родственник царицы Марии, поручил 18 апреля 1803 года генералу Лазареву ее арестовать. На следующий день в шесть часов утра Иван Петрович прибыл в дом царицы. Та, сказавшись больной, приняла его в постели и отвечала, что ехать не желает. Лазарев, оставив в комнате офицера, отправился было отдать распоряжения, но услыхал шум. Вернувшись, он увидел, что царевич Жабраил и царевна Тамара напали на офицера с кинжалами...

Генерал подошел к кровати, чтобы уговорить царицу остановить ее детей, как вдруг Мария выхватила из-под одеяла кинжал и нанесла смертельный удар».

И наконец, еще об одной подтасовке. Наши читатели наверняка, как и грузинский академик, знают, что действительно в XIX веке существовал и героически воевал на Кавказе генерал Иван Давыдович Лазарев, армянин по происхождению. Только родился он спустя почти 20 лет после описанной истории. Вероятно, на этом совпадении имен и построе
на антиармянская путаница академика. И путаницу эту вполне логично закрепляет газета «Джорджиан таймс», сопроводив изложенное нами интервью с г-ном Шарадзе широко известным портретом Ивана Давыдовича Лазарева. Так «армянский след» в «оккупации» Грузии Россией получает свое неопровержимое визуальное завершение. Вот уж действительно комедия ошибок.

Академик упрекает мать президента, историка по специальности, в том, что она не учит сына отечественной истории и поэтому он допускает элементарные ошибки. Но кто недоучил академика?

Нас же консультировал Левон Бабаян, автор ряда статей, посвященных как раз Ивану Давыдовичу Лазареву, которому мы и приносим благодарность. 

следующая статья