Левон Микаелян (Казарян) Журналист • Публицист • Переводчик
ТОМ ВТОРОЙ (2004- 2008)   >   2008   >   КОМИССИЯ НУЖНА В ПАРЛАМЕНТЕ, 2 июля

КОМИССИЯ НУЖНА В ПАРЛАМЕНТЕ

Информационные агентства сообщили, что во время встречи с представителями армянской общины России в Москве президент Серж Саргсян сделал заявление относительно дальнейших перспектив армяно-турецких отношений. В частности, по поводу давнего предложения Турции о создании смешанной комиссии ученых для «изучения исторических фактов начала прошлого века» Серж Саргсян сказал: «Со стороны Турции было озвучено предложение о создании экспертной комиссии для изучения исторических фактов, касающихся Геноцида. Мы не против каких-либо изучений, пусть даже совершенно очевидных и широко признанных реалий. Однако такая комиссия была бы логичной после установления дипломатических отношений и открытия границы между нашими государствами. Иначе, она станет лишь инструментом затягивания и размазывания этого диалога.

Республика Армения за установление дипломатических отношений и открытие границ без каких-либо предварительных условий. Мы считаем это естественным состоянием в отношениях между соседями».

Заявление президента Армении было с интересом встречено всеми заинтересованными сторонами и получило самые разноречивые (преобладают приветственные) оценки. Выскажем свое мнение и мы.

Начнем с возможного приглашения г-ну Гюлю посетить Ереван. Его можно было бы воспринять как обычный и даже естественный жест доброй воли, если бы в отношениях двух государств и народов, прежде всего со стороны турок в последние столетия, да и когда-либо вообще, имели место явления обычные и естественные, не говоря уже о проявлениях доброй воли. Но именно это несомненное обстоятельство и придает возможному приглашению огромное смысловое наполнение. Тем более что приглашение адресовано турецкому государственному деятелю, который неизменно выступает с, мягко говоря, недружественными, а точнее, агрессивно-угрожающими заявлениями в адрес Армении и армянского народа.

С удовлетворением заметим также, что подобное приглашение выглядит беспроигрышным в дипломатическом аспекте, ибо любая реакция турецкой стороны – принятие или непринятие приглашения, присылка или неприсылка ответного приглашения и т.д. – все это при профессиональном подходе может стать весомыми для нас аргументами. Хотелось бы надеяться, что предложение президента Саргсяна – один из симптомов перехода к новой, наступательной тактике в нашей внешней политике, о необходимости которой в последнее время много говорится.

В то же время, на наш взгляд, не следует заранее преувеличивать значение этой инициативы: состоится приглашение или нет, будет оно принято или нет, будет оно иметь стратегическое или сугубо локальное значение – сейчас трудно судить. Во всяком случае обмен «футбольными» визитами сам по себе, вне комплекса других значительных мер и инициатив, вряд ли способен изменить ситуацию в принципе.

Другое дело, заявление о возможности создания смешанной комиссии, пусть даже на предложенных условиях. С ним трудно было бы согласиться, если бы даже выдвинутые предварительные условия можно было бы однозначно понимать как «когда рак на горе свистнет». То есть, по сути, никогда. И дело здесь не только в неравноценности предлагаемого обмена, ибо вопросы признания Геноцида и справедливых требований армянского народа в целом не могут быть предметом какого-либо торга, а установление дипломатических отношений (что само по себе всего лишь общепринятая в отношениях государств элементарная норма) и тем более открытие границы и другие подобные (к тому же спорные в смысле привлекательности для нас) ситуативные акции (сегодня открыл, завтра – закрыл и т.д.) – вещи несопоставимые.

В отношении создания комиссии, речи о которой не умолкают, необходимо в очередной раз напомнить, что вовсе не случайно все последние годы армянская сторона в лице президента Кочаряна и абсолютного большинства ученых–специалистов категорически отвергала все подобные предложения, расценивая их и как бессмысленные, и как просто вредные. Скажите, что может дать создание смешанной комиссии историков для изучения фактов, если факты эти, «события начала прошлого века», досконально изучены и историками обеих сторон созданы горы литературы, доказывающей правоту их позиции. Все они великолепно осведомлены об аргументах противной стороны. Конечно, если чьей-то целью является затягивание времени, то процесс «изучения фактов» может быть растянут до бесконечности, но при этом вряд ли кто-то, пусть самый наивный, может надеяться, что армяне могут убедить хоть одного турецкого члена комиссии охарактеризовать их как геноцид и наоборот. Так что с этой точки зрения затея с созданием смешанной комиссии заведомо бессмысленна. Другое дело, что создание комиссии вовсе не бессмысленно, более того, крайне выгодно с иной, но только не поиска и объявления истины точки зрения. Кому? Естественно, тому, кто упорно навязывает нам эту идею.

Вредность же этой затеи, особенно в настоящее время, более чем очевидна. Процесс признания Геноцида армян, несмотря на отдельные редкие неудачи, неостановим и необратим. Сегодня он вступил в этап, когда по сути сомнений в самом факте Геноцида нет ни у кого и речь идет лишь о принятии чисто политических решений, которые так или иначе будут приняты. В этой ситуации любой намек на возможность уступок со стороны армян приведет как минимум к замораживанию процесса до тех пор, пока комиссия не завершит свою работу.

Исторически сложившиеся взаимоотношения Армении и Турции, и прежде всего реалии последних 17 лет, создали ситуацию, которая представляется тупиковой. Возможно, она таковой и является. Но не по нашей вине. Поэтому выходы из этой ситуации следует искать не на пути уступок и вынужденных компромиссов с нашей стороны. Тем более, когда Турция не выказывает никакого намерения отказаться от таких вопиющих в нормальной мировой практике недружественных и просто враждебных акций, как отказ от установления дипломатических отношений и блокада. Поле для ее доброжелательных и добрососедских уступок и компромиссов – безгранично. Была бы добрая воля. Но ее нет и, смеем думать, не будет.

В заключение хотелось бы напомнить, что в конце прошлого года в Национальном Собрании состоялись слушания, посвященные армяно-турецким отношениям. Во время слушаний было обещано создание специальной структуры в парламенте (комиссии или подкомиссии), которая занялась бы если не решением, то хотя бы систематизацией существующих в этой сфере проблем и разработкой механизмов их решений. Однако, насколько нам известно, ничего пока не сделано. А жаль.

Конечно, за прошедшее время сменились президент и министр иностранных дел страны, однако это обстоятельство никак не отменяет, а наоборот, делает еще более актуальной задачу создания концепции нашей политики в сфере армяно-турецких отношений, определения ее приоритетов и допустимых маневров. 

следующая статья