Левон Микаелян (Казарян) Журналист • Публицист • Переводчик
ТОМ ВТОРОЙ (2004- 2008)   >   2007   >   СИЛА - В ЕДИНСТВЕ. КАТЕХИЗИС АРМЯНИНА И ТУРЕЦКО-АОДОВСКАЯ АРГУМЕНТАЦИЯ, 3 ноября

СИЛА - В ЕДИНСТВЕ. КАТЕХИЗИС АРМЯНИНА И ТУРЕЦКО-АОДОВСКАЯ АРГУМЕНТАЦИЯ

КАТЕХИЗИС АРМЯНИНА И ТУРЕЦКО-АОДОВСКАЯ АРГУМЕНТАЦИЯ


Кто только не разглагольствует сегодня у нас о «национальных особенностях» (читай - пороках, недостатках, болезнях и т. д.) армян. С садо-мазохистским наслаждением - кто по невежеству, кто злонамеренно, кто щеголяя своей «смелостью» и «оригинальностью» - все, кому не лень, «развенчивают» героические страницы отечественной истории, обливают грязью славные имена и, главное, тщатся создать, мягко говоря, негативный образ армянина и армянского народа в целом. Кое-кто (в том числе и отдельные журналисты) сделал это занятие постоянным источником своего вполне приличного существования.

Некоторые из этих домыслов повторяются столь часто, что уже воспринимаются обывателями как аксиоматические истины. И среди них, безусловно, первенствует миф о якобы чуть ли не генетической неспособности армян к объединению и консолидации. С обязательными ссылками на ставшие хрестоматийными исторические прецеденты и нашу нынешнюю жизнь.

Что сказать уверовавшим в эти небылицы? Вы истории других народов (ныне выдаваемых за образцовые) читали? Обязательно прочитайте, а заодно и нашу отечественную. И при непредвзятом чтении обязательно убедитесь, что армяне и в этом случае народ как народ: были периоды и ситуации, когда объединялись и, как правило, побеждали, были периоды и ситуации, когда по тем или иным причинам объединиться не удавалось и, как правило, терпели поражения.

Вывод и урок из этого знакомства с отечественной (и мировой) историей, простой и очевидный, сформулирован Чаренцем в лаконичном слогане «Наша сила - в нашем единстве!». Не случайно этот девиз был так популярен в 1988-1991гг., на гребне наивысочайшего единения армян вокруг национальной цели, приведшего, как и положено, к очередной исторической победе.

Наше затянувшееся предисловие представляется уместным завершить гораздо менее известными, но не менее мудрыми словами другого армянского поэта, выдающегося учителя и просветителя нации Рафаэла Патканяна, который еще в XIX веке в своем замечательном «Катехизисе армянина» прозорливо советовал: «Никогда не говорите, что армяне не едины».

Совет этот и сегодня более чем актуален. Однако о реальных случаях чьего-то неумения и нежелания объединиться, особенно современных, говорить нужно непременно, тем более что они не только никакого отношения к национальной генетике не имеют, но и убедительно опровергают упомянутые выше «теории». Ибо теории - вещь умозрительная, а жизнь - вполне конкретна.

В этой вполне конкретной жизни в последние 90 лет не было вопроса, по которому армяне мыслили и действовали более едино, нежели Геноцид, уничтоживший 1, 5 млн их дедушек и бабушек, родителей, братьев и сестер, детей - и отнявший у них большую часть исторического Отечества. Особенно в последние десятилетия, когда борьба за международное признание Геноцида приняла последовательный и организованный характер и даже партии и организации, враждебные прежде друг другу, стали объединяться вокруг достижения этой священной цели. И только благодаря этому объединению армянских сил стало возможным, к примеру, признание Геноцида Европарламентом, 20-летие которого отмечают армяне Европы в эти дни.

В те годы советские армяне могли проявлять солидарность со своими зарубежными соотечественниками лишь массовыми демонстрациями, строительством Мемориала на Цицернакаберде и всеобщим восхождением к нему 24 апреля, изданием подцензурных исторических исследований и художественных произведений. Сегодня, когда опубликованы материалы и воспоминания, стало точно известно, что и руководство республики делало почти все в тех условиях возможное, чтобы соответствовать настроениям народа, ничем, кстати, именно в этом вопросе не отличающимся от их собственных настроений.

Тогда как бы само собой подразумевалось, что с обретением независимости Армения и живущие в ней армяне не только присоединятся к общенациональной борьбе, но и возглавят ее, подняв решение проблемы Геноцида на государственный уровень. Как сейчас хорошо известно, этого не случилось и не могло случиться. Ибо истинные цели оказавшихся тогда у власти людей были совершенно иными, можно сказать, прямо противоположными - изменить ментальность армянского народа и превратить его в податливую космополитическо-глобализационную массу. А как изменить ментальность армянина, если не лишить его традиционного национального сознания, национальных идеалов и в первую очередь «ложной политической категории» - национальной идеологии, главным пунктом которой в последние полтора столетия стало решение Армянского вопроса и не нами созданной проблемы Геноцида и его последствий.

Справедливости ради отметим, что некоторые проницательные представители армянской патриотической интеллигенции эту подлую суть Армянского общенационального движения распознали еще до прихода его к власти и даже, несмотря на чинимые препятствия, сумели хотя бы частично высказать свое мнение в печати. Тем не менее народ, загипнотизированный звучащей на площади рекламной риторикой, их предостерегающего голоса не услышал. Не услышал прежде всего потому, что столкнулся с явлением столь чудовищным и небывалым, что оно просто не могло уместиться в нормальном армянском сознании. Даже и тогда, когда «странности» поведения той власти в этом вопросе стали вполне очевидными, да и мало ли было этих «странностей»?!

Однако к весне 1995г. иллюзий не осталось ни у кого. Особенно после того, как аодовская власть, запретив «Дашнакцутюн» и национальную оппозиционную прессу и, видимо, полагая, что народ вследствие сотворенных над ним кошмарных экспериментов уже дошел до такого скотского состояния, что ему не до национальных чувств и стремлений, устами своего министра Блеяна (сделанного министром с целью лишить систему образования в стране национального содержания и облика) порекомендовала директорам школ не организовывать 24 апреля посещение школьниками Мемориала на Цицернакаберде. Но тогда власть ошиблась, общественность (кстати, с подачи забившего тревогу «Голоса Армении») единодушно гневно осудила и пресекла инициативу обнаглевшего министра.

Между тем к тому времени уже была окончательно сформирована единая турецко-аодовская система аргументации, призванная «объяснить» и «оправдать» проводимую властями антинациональную политику. Сейчас, конечно, трудно определить, кому принадлежит ее авторство - туркам, аодовцам или кому-то третьему, да это и неважно, важно же то, что два ее основных постулата одновременно и в унисон стали озвучиваться и турками, и аодовским руководством Армении, и официальной прессой. Постулаты эти общеизвестны, они «в работе» и сегодня: во-первых, вопрос Геноцида следует оставить историкам и, во-вторых, признания Геноцида требуют лишь зарубежные армяне, армянам же Армении оно «до лампочки». Так создавался миф о якобы различном отношении армян к процессу признания Геноцида. На самом деле позиция всего армянства была и остается единой, лишь кучка аодовских идеологов сознательно противопоставила себя национальному единству, озвучивая общие с турками постулаты.

Единство властей Армении и армянского народа в вопросе международного признания Геноцида было восстановлено в 1998 году с отстранением АОД от управления страной, когда решение этого вопроса было официально провозглашено одним из приоритетов внешней политики государства.

Вместе с тем было бы невероятно, если бы внешние силы, послушным орудием которых, собственно, и является АОД, с отстранением его от власти прекратили осуществление своих программ по денационализации Армении. Различные зарубежные «демократические», «миротворческие», «правозащитные» организации и фонды и их ангажированные ставленники, целый ряд газет определенного толка, не случайно прозванных «турецкими», ежедневно и ежечасно ведут атаку на традиционные национальные ценности, лежащие в основе армянской идентичности, разрушают в соответствии с известными технологиями наше национальное сознание, центральным пунктом которого, как уже было сказано, в последние 90 лет независимо от нашей воли стала проблема Геноцида и восстановления исторической справедливости. И поскольку оплачивается вся эта антинациональная деятельность щедро, а готовых продаться 2-3 десятка человек найти в любой стране не составляет сложности, то упомянутые выше и другие, менее популярные турецко-аодовские постулаты, призванные демонстрировать «плюрализм» мнений армян в вопросе Геноцида, продолжали звучать все эти годы, пытаясь создать нужное впечатление, будто армяне и в этом случае «не едины».

Тщетность подобных попыток великолепно продемонстрировала всем памятная заведомо провальная попытка создания турецко-армянской комиссии по примирению, инспирированная Госдепартаментом США. Единодушная реакция армянского мира на ее деятельность была столь однозначно негативной, что комиссия вскоре «приказала долго жить». Однако показательно, что еще до этого бесславного конца МИД Армении отрекся от какого-либо участия в этой инициативе, а заодно и от члена комиссии Давида Ованнисяна, а Союз армян России выступил со специальным заявлением о том, что вице-президент САР Андраник Мигранян представляет в ней лишь самого себя. От другого члена комиссии - экс-министра иностранных дел Александра Арзуманяна никто не отрекался, так как ни он сам, ни АОД в то время уже никого не интересовали и все понимали, что его использование в качестве члена комиссии - обычная бутафория. В этой истории с комиссией по примирению как в капле воды отразилась ситуация, возникающая при проведении тех или иных национальных (антинациональных) акций: с одной стороны, несколько ангажированных (в основном одних и тех же) участников, пропагандистская поддержка нескольких (одних и тех же) газет, с другой - единая позиция армянского народа в целом.

Обратимся к ситуации последних дней. Весь армянский мир, затаив дыхание, следит за прохождением 106-й резолюции в Конгрессе США. Это, конечно, не исключает вероятности того, что отдельные этнические армяне, проживающие в каких-то глухих углах планеты или утратившие армянскую идентичность, вообще не интересуются национальными проблемами и даже не информированы о происходящем в Конгрессе США. Факт сам по себе печальный, но в данном случае речь не об этих армянах, хотя, с другой стороны, можно быть уверенным, что, если бы наша государственная пропаганда ставила своей целью дойти до каждого армянина, где бы он ни находился, то именно в вопросе признания Геноцида все эти «потерянные» армяне не раздумывая проявили бы свое единство с нацией. А пока этого не произошло, об этих несчастных скорее можно сказать, что они уже «не армяне», отпали от единого национального организма. Но сказать о них, что они «не едины» с армянами в смысле инакомыслия или инакодействия, никак нельзя. Речь не о них.

Вероятно, исходя из сказанного выше, ни у кого не вызовет удивления тот факт, что свое «особое» отношение к процессу прохождения 106-й резолюции в Конгрессе США, отличное от общеармянского, сегодня демонстрирует именно оппозиционная пресса. Просто невозможно представить, чтобы хоть одна из оппозиционных газет вдруг взяла бы и поместила материал, приветствующий принятие «армянской резолюции». Вместо этого - либо умолчание, либо скупая информация, сводящаяся к тому, что президент Буш сказал... Кондолиза Райс сказала... президент Гюль сказал... премьер-министр Эрдоган сказал и даже какой-то азербайджанский депутат сказал... Цитируются статьи из американских, турецких и других известных изданий, предупреждающих о негативных последствиях принятия резолюции. И все. Если же эти газеты осмеливаются посвятить принятию резолюции претендующие на анализ материалы, то весь их «анализ» непременно сводится к вариациям на тему известных уже нам постулатов. Ограничимся несколькими примерами, ибо их увеличение ничего изменить не может.

«Эта резолюция противоречит интересам граждан Республики Армения» - пишет газета «168 часов» в одной статье, а в другой развивает эту мысль: «Выгодно ли принятие 106-й резолюции Республике Армения?.. По нашему мнению, на вопрос следует смотреть под следующим углом зрения: какие важнейшие проблемы стоят сегодня перед Арменией и решению скольких из них будет способствовать принятие 106-й резолюции?».

Перечислив «важнейшие» проблемы, автор приходит к выводу, что принятие резолюции не будет способствовать ни решению карабахской проблемы, ни борьбе против коррупции, ни улучшению социального положения граждан, ни демократизации страны. «Убедив» в этом читателя, автор резюмирует: «А руководствоваться сугубо моральным критерием - это роскошь, которую сегодня может себе позволить только Спюрк».

На первый взгляд может показаться, что связывать напрямую признание Геноцида с укреплением демократии в Армении способен только человек с каким-то уникальным мышлением. Однако газета «Айкакан жаманак» под заголовком «Спюрк «против» Армении» поместила изложение статьи одного из редакторов газеты «Вашингтон пост», судя по фамилии, турка Фреда Хайата, который так и пишет: «Армянские лоббистские организации в Вашингтоне больше сосредоточивают свои силы на вопросах безопасности, например, продажи оружия Азербайджану или противостояния Турции, чем на стимулирование демократии в Армении».

Подобными неуклюжими попытками снизить значение признания Геноцида Конгрессом США, подменить сущность происходящего демагогическими рассуждениями заполнена в эти дни оппозиционная пресса. Иногда дело доходит до откровенных курьезов. Так, один из авторов начинает свою заметку с сенсационного заявления. Оказывается, «не во всех армянских колониях с ликованием встретили факт принятия 106-й резолюции». Вот это новость! Заинтересованно читаем дальше, и выясняется, что речь идет... об армянской общине Турции, которая, помимо всего прочего, никогда «армянской колонией» не являлась.

Раз уж мы упомянули выше о «правозащитной» публике, то, чтобы не выглядеть голословными, сошлемся на «эксклюзивное интервью Day. az с председателем Центра прав и свобод Армении, бывшим политическим заключенным Варданом Арутюняном...» Вот несколько строк из откровений правозащитника: «Признание Геноцида в первую очередь необходимо армянской Диаспоре... Я, конечно, их понимаю, но не считаю, что их стремление сможет сослужить хорошую службу Армении и армяно-турецким отношениям. И самое главное, что это признание не должно быть направлено против Турции... - дело прошлое...» И т.д. и т.п.

Я не знаю, что испытывают читатели подобных статей и интервью (я не имею в виду азербайджанцев), но во мне в таких случаях говорит лишь одно чувство - жалости. Независимо от того, почему и зачем эти люди решили отвернуться от собственного народа и, по существу, выйти из него. У самих же армян в этом смысле никаких проблем нет. Они - едины. 

следующая статья