ЧУЖАЯ ЖЕРТВА НЕ МОЖЕТ БЫТЬ СЛИШКОМ БОЛЬШОЙ
Прошло три недели с того дня, когда инициаторы создания «Турецко-армянской комиссии по примирению» сочли целесообразным объявить о ее существовании. Новость сопровождалась строго дозированной информацией о целях и задачах комиссии, о ее составе, о проходивших в течение последних месяцев секретных встречах. Реакция на известие о создании комиссии - в армянской части в основном негативная, в турецкой - в основном положительная - была бурной.
Эта вполне предсказуемая первоначальная реакция, безусловно, была заранее просчитана, точно так же, как и все последующие шаги и реакция на них.
Появившиеся в эти три недели официальные заявления, интервью с членами комиссии, специалистами и представителями причастных организаций сами по себе и особенно содержащиеся в них противоречия и намеки дают богатую пищу для размышлений и анализа, что отчасти уже сделано. Поэтому остановимся лишь на некоторых ключевых моментах.
Итак, инициатором создания комиссии является Госдепартамент США. Называется и другая организация - Армянская Ассамблея Америки, однако понятно, что ей отведена лишь роль прикрытия и послушного исполнителя. Но говоря о Госдепартаменте, следует иметь в виду, что это ведомство, с одной стороны, скорее всего, тоже выступает как реализатор идеи, выношенной более высокими организациями, с другой - тесно связано с Турцией не только прямым полувековым сотрудничеством, но и через те же самые высокие организации.
Анализ этих отношений можно было бы уточнить и расширить, однако здесь достаточно отметить такой факт. Идея «примирения» армян и турок, несомненно, не принадлежит нынешней администрации США. Она витает в воздухе, принимая все более конкретные очертания вот уже несколько лет. Во всяком случае, Мадлен Олбрайт, выступая более года назад в одной из комиссий Конгресса США по поводу признания Геноцида, с присущей ей прямотой заявила: сначала помиритесь, а потом разбирайтесь.
Безусловно, уже тогда шла разработка конкретных методов, способов и форм «примирения». И если нам говорят, что замысел создания комиссии начал осуществляться с сентября прошлого года (напомним, при прежней администрации), то это похоже на правду в том, конечно, смысле, что процесс обсуждения проекта к этому времени был уже завершен.
В ноябре-январе в США произошла полная смена декораций: власть перешла к другой партии, сменились руководство и многие высокие чиновники Госдепартамента, объявлены новые внешнеполитические приоритеты... а работа над созданием комиссии шла последовательно, согласно уже разработанному плану. Значит, так оно и должно было быть. Об этих очевидных вещах мы напоминаем лишь для того, чтобы еще раз подчеркнуть: за дело «примирения» взялись очень серьезно, и одной этой комиссией тут явно не обойдется.
Но вот комиссия создана. Объявлены ее цели и задачи, состав. Об объявленных целях и задачах говорить не имеет смысла, так благостно и обтекаемо они оформлены, об истинных целях и задачах - надо говорить особо. О составе же можно сказать коротко - и с турецкой, и с армянской стороны приглашены те, кто соответствует истинным целям и задачам. Отметим лишь некоторые особенности. Это, прежде всего, сразу же бросающийся в глаза отказ от паритетности сторон, обязательной в подобных случаях: 6 турок и 4 армянина. По нашему мнению, эта странность объясняется просто: турецкая сторона на данном этапе уже сформирована и укомплектована, а в армянской оставлены вакантные места, которые будут «технично» заполняться. Варианты тут могут быть разные, поделимся одним нашим предположением.
Как известно, следующее заседание комиссии состоится в Стамбуле. На днях член комиссии, экс-министр иностранных дел Турции Илтер Туркмен сообщил газете «Хюрриет», что на нее будут приглашены «армянские религиозные лидеры». Не будем гадать, кто из «армянских религиозных лидеров» не сможет отказаться от приглашения Госдепартамента и Турции. Однако одним из них, без сомнений, может быть константинопольский Патриарх, архиепископ Месроп Мутафян, у которого просто не окажется аргументов отказаться от участия в деле «примирения турок и армян», да еще в самом Стамбуле. Это будет сильный шаг: в комиссию будет вовлечен не только высокий церковный иерарх, но и формальный глава армянской общины Турции. Таким образом, к «представленным» в комиссии Армении, крупнейшим общинам США и России присоединится и армянская община Турции, что должно иметь, по замыслу инициаторов, знаковый смысл. С этой точки зрения, на наш взгляд, аналитиками недостаточное внимание уделено знаковому смыслу появления в комиссии Андраника Миграняна. Если отвлечься от декларируемых утверждений, будто члены комиссии представляют «только самих себя», то станет ясно, что г-н Мигранян как бы представляет в комиссии не только армянскую общину России, одним из руководителей которой он является, но и саму Россию.
В этом смысле любопытно, что в своем интервью радиостанции «Свобода» г-н Мигранян смутно намекал на то, что он поставил власти своей страны в известность о приглашении. Это, конечно, так. И логика России здесь может быть примерно такова: если мы никак не в состоянии воздействовать на создание комиссии или ее деятельность, то будем хотя бы информированы из первых рук. Насколько подобные доводы сопоставимы с сильнейшим пропагандистским фактом присутствия России в комиссии?
Насколько армяне России поддерживают и вообще осведомлены о миссии г-на Миграняна? Эти вопросы не ставятся, потому что - личная инициатива. Это удобное объяснение и оправдание покрывает все. Но можно с уверенностью предположить, что, когда дело дойдет до конкретных итогов деятельности комиссии, продуманный принцип подбора ее членов обязательно сработает. Звучные для внешнего мира титулы председателя совета директоров и вице-президента организаций крупнейших армянских общин Спюрка, бывшего члена президентского совета России, экс-министра иностранных дел, экс-послов, ученые степени и звания, возможно, как мы предполагаем, высокий церковный сан - все пойдет в ход для того, чтобы создать иллюзию авторитетнейшего представительства всего армянского народа.
И какое тогда будет иметь значение то малозначительное обстоятельство, что эти люди, по существу, действительно никого, кроме себя самих, не представляют и воли и интересов армянского народа не выражают? Ведь принцип, которому следуют США и в данном случае, давно известен: ни одна чужая жертва во имя мира не может быть слишком большой.
следующая статья