Левон Микаелян (Казарян) Журналист • Публицист • Переводчик
ТОМ ПЕРВЫЙ (1995 - 2003)   >   2001   >   ЗА ШИРМОЙ ОПРАВДАНИЙ, 13 марта

ЗА ШИРМОЙ ОПРАВДАНИЙ

Кого удивляют периодически публикуемые рейтинги международных организаций, согласно которым Армения - одна из самых коррумпированных стран мира? В них удивляет лишь то, что, оказывается, есть страны еще более коррумпированные, чем наша.

Явление это стало у нас столь глобальным и обыденным, что огромное большинство населения убеждено, будто оно для нашей страны естественно и потому неискоренимо. Эта убежденность столь глубока, что многие навсегда покидают Родину лишь для того, чтобы «хотя бы дети жили в нормальной стране».

Та же, по сути, безнадежность звучит в попытках «оправдать» нынешний размах коррупции ссылками на историю и ментальность народа: так, мол, было всегда и иначе и быть не может. Подобные утверждения звучат в последнее время достаточно часто: они - и часть проводимой у нас пропагандистской кампании по оплевыванию собственного народа и его истории, и удобное «объяснение» собственной коррумпированности и фактического отказа от борьбы с ней. Так ли на самом деле?

История как оправдание

Конечно, мы не можем знать, существовала ли коррупция среди армян в те ветхозаветные времена, когда Моисей учил народ Израиля: «Не берите взяток, потому что взятка застилает глаза мудреца и исторгает ложь из уст праведника», - или когда в VI в. до н. э. Конфуций осуждал коррумпированную власть в Китае, но то, что она, безусловно, существовала во времена создания Корана, призывавшего: «отправляйте правосудие в полной мере и до конца... Не творите на земле зла, вызывающего коррупцию», - нам известно доподлинно.

Ибо уже в V веке Мовсес Хоренаци с горечью писал о «безграмотных и самодовольных вардапетах, избранных при помощи серебра, стяжателях», о «начальниках - приспешниках воров, скаредных, рвачах, алчных, расхитителях и разорителях», о «судьях бесчеловечных, лживых, обманщиках, взяточниках, не чтущих закон», о «властвующих царях - жестоких и злобных, налагающих тяжкое бремя и издающих невыносимые приказы». Возможно, эмоциональный Хоренаци несколько преувеличивал, да и описанная им ситуация могла быть лишь эпизодом в истории нашего народа, однако о том, что само явление существовало во все средние века, свидетельствуют многие факты, в том числе и наши многочисленные «судебники», предусматривающие за него тягчайшие наказания.

К сожалению, жизнь нашего народа строилась не в соответствии с памятниками армянского права. Во времена нашествий арабов, монголов, тюрок действовало лишь одно право - право завоевателя и разорителя,
и в эти века, можно сказать, коррупции как таковой в смысле нарушения законности просто не существовало, ибо не существовало самого понятия законности. Не знали армяне, что такое законность и правосудие и в позднем средневековье, когда страна была поделена между Османской империей и Персией. В этих странах система законов к тому времени существовала, однако призыв Корана «отправляйте правосудие» имел силу только по отношению к мусульманам, «неверные» же были вне закона. Для них «законом» и «правосудием» был «бакшиш», и должностные лица на местах даже не получали жалованья. Отсылай установленное шаху или султану, остальное - твое. Так что «бакшиш», по-современному говоря, взятка, ни властью, ни народом не воспринимался как нарушение закона, коррупция, ибо взяточничество было официально узаконено. Так продолжалось долгие века, до тех пор, пока в середине XIX столетия в Турции была принята пресловутая «Армянская конституция», а Восточная Армения отошла к России.

Естественно, жизнь восточных армян радикально изменилась, ведь они стали почти полноценными гражданами Российской империи, где коррупция запрещалась законом. Но что из того, если империя жила по классической карамзинской формуле «воруют-с», а народ, особенно на окраинах, хорошо понимал, что «до Бога - высоко, до царя - далеко»? Армянам эту истину тоже очень скоро втолковали, когда они уже в начале 40-х годов попытались целыми селами взбунтоваться против алчности местных чиновников. Постепенно привыкли, научились и тому, что из месяца в месяц повторяемые в присутственных местах «надо ждать» следует слышать и понимать как «надо ж дать». Вот и давали, и небезуспешно.

Период существования Первой Республики Армения был слишком кратким, чтобы нравственные качества ее руководителей и их попытки установить власть закона в стране могли изменить сложившиеся в течение веков представления народа. Казалось бы, установление Советской власти должно было бы знаменовать перелом в этом направлении.

Бескорыстие пламенных революционеров и страх чиновников перед неотвратимостью жестокого наказания за малейшее отступление от закона делали свое дело. Однако последние десятилетия правления коммунистов, когда коррупция стала неотъемлемой частью партийной и советской системы, наоборот, посеяли уже в новых поколениях армян убежденность в неизбежности и неодолимости этого зла.

История как опровержение

Объясняют ли и оправдывают ли история и психология нашего народа сегодняшние масштабы коррупции в Армении? Нет, так как та же история, поверхностную схему которой мы представили, свидетельствует и о другом и более важном: еще со времен того же Хоренаци (о более ранних временах у нас просто нет сведений) армянский народ, во всяком случае его наиболее образованная часть, никогда не мирился с беззаконием и произволом, с социальной несправедливостью и попранием его прав.

Разве не удивительно, что народ, утративший свою государственность, живший под игом азиатов и сам бывший, по сути, народом азиатским, на протяжении веков мечтал не просто о возрождении собственной государственности, а о возрождении ее как государственности закона и справедливости. Тому сотни и тысячи свидетельств.

Разве не поразительно, что почти в те же годы, когда создавались знаменитые французская и американская конституции, впервые провозгласившие приоритетность прав и свобод своих граждан, в далекой Индии, практически независимо от них и даже раньше них, о тех же (и даже больших) правах человека писали Ш.Шаамирян и его соратники в своей конституции, предназначенной для еще не существовавшего, но страстно желанного независимого армянского государства.

А пока этого собственного государства все не было и не было, армяне боролись за свои права и на своей исторической Родине (история принятия той же «Армянской конституции» в Турции - это целая эпопея), и там, где им волею судьбы приходилось проживать. Нелишне здесь напомнить, что армяне во всех странах своего проживания всегда считались самым законопослушным национальным меньшинством. И власти многих стран позволяли армянам иметь даже свое законодательство и отправлять собственное судопроизводство. Так было, к примеру, в Польше, так было в Астрахани. И не без гордости отметим, что это судопроизводство было столь высокого качества, что в армянские суды нередко обращались со своими тяжбами и неармяне.

Законопослушание, честность, порядочность наряду с трудолюбием - генетически присущие армянам качества, которые всегда по достоинству ценились иностранцами, приглашавшими армян жить в своих странах и предоставлявшими им различные льготы. Эти качества армян ценились даже поработителями - арабами, турками, персами, которые в 1829г. после поражения в войне готовы были пойти на любые уступки русским, лишь бы не допустить переселения десятков тысяч армян из пределов страны в Россию. Не говоря уже о целых томах царских указов и грамот, изданных до присоединения Восточной Армении к России и содержащих самые лестные характеристики армян. Об этих качествах армян неизменно высоко отзываются и руководители США, Франции и других стран, опираясь на почти вековой опыт существования в их странах крупных армянских общин.

И вообще есть ли необходимость искать в историческом прошлом доказательства стремления нашего народа к законности и справедливости? В феврале 1988г. народ вышел на площадь, чтобы поддержать требование арцахцев о присоединении к Армении. Однако вспомним, что к этому времени армянское общество было уже достаточно активизировано появившимися в прессе с началом «перестройки» статьями о коррупции в республике, и именно надежды на ликвидацию коррупции стали мощным стимулом последующей политизации масс, с восторгом слушавших на площади обличения ораторов, суливших наступление царства законности и справедливости.

Сейчас мы знаем: все, что они говорили о советской коррупции, было истинной правдой, все, что говорили о себе, - было заведомой ложью.

следующая статья