Левон Микаелян (Казарян) Журналист • Публицист • Переводчик
ТОМ ТРЕТИЙ (2008- 2011)   >   2010   >   УРАВНЕНИЕ В СТАТУСЕ, 4 декабря

УРАВНЕНИЕ В СТАТУСЕ

Для начала цитата от главы делегации РА в ПАСЕ Давида Арутюняна, предостерегающая от злоупотребления словом «политзаключенный», так как в СЕ нет единого подхода в понимании этого термина. «Очень часто он становится формой политической, геополитической борьбы. Этот термин очень вольно используется с той же трибуны ПАСЕ, и многие уже стали протестовать против этого, так как слово стало оценочным термином, с помощью которого то или иное
лицо или страна пытается оказать давление на другую страну.

По этой причине в ПАСЕ предпринята соответствующая работа, чтобы в конце концов ассамблея уточнила для себя, что она понимает, когда говорит о политзаключенных», - сказал Давид Арутюнян 26 ноября.

А 27 НОЯБРЯ ЛЕВОН ТЕР-ПЕТРОСЯН ВМЕСТЕ С НЕСКОЛЬКИМИ РУКОВОДИТЕЛЯМИ КОНГРЕССА посетил освобожденного накануне из заключения «политзаключенного» Мушега Сагателяна и заявил, что до конца года, а точнее, до приезда в Армению в середине января докладчика ПАСЕ по Армении г-на Прескота, освобождены будут и остальные «11 политзаключенных».

Обратим внимание на то существенное обстоятельство, что Л.Т.-П не сказал просто «все политзаключенные», а указал, причем несколько раз, точное их число - 11. Обстоятельство это существенно потому, что число 11 означает, что Л.Т.-П. и АНК продолжают включать в число «политзаключенных», помимо осужденных по уголовным статьям 10 участников противозаконных действий 1-2 марта, и Мурада Боджоляна, осужденного еще в 2002 году за измену Родине.

В статье «Хафис N и другие» («ГА» от 30 октября 2010г.) мы уже выказывали удивление, что человек, осужденный за шпионаж в пользу Турции, вот уже почти два года неизменно упоминается в качестве «политзаключенного» наряду с участниками событий 1-2 марта 2008 года, что, на наш взгляд, является прямым оскорблением для каждого армянина независимо от его политических взглядов.

После появления нашей статьи (возможно, это случайное совпадение) газета «Жаманак» впервые за два года перестала публиковать фотографии «политзаключенных», присутствие среди которых многим хорошо известного изображения Мурада Боджоляна наглядно демонстрировало идей единение борцов за освобождение заключенных, среди которых и участники войны в Арцахе, с изменником родины, осужденным за шпионаж в пользу Турции. Надо признать, что это был единственный разумный выход из того двусмысленного положения, в которое поставили себя организаторы кампании по освобождению политзаключенных. Однако появление неделю спустя в той же газете «Жаманак» прежних фотографий, а затем и упоминание Л.Т.-П. «11 политзаключенных» свидетельствуют, что для нашей радикальной оппозиции в описанной ситуации ничего двусмысленного нет, они вновь однозначно подтвердили свое политическое (ведь речь идет именно о политзаключенных) единство с предателем, справедливость осуждения которого подтвердил и Европейский суд по правам человека.

ГОВОРЯ О НЕИЗБЕЖНОМ ОСВОБОЖДЕНИИ 11 ПОЛИТЗАКЛЮЧЕННЫХ, Л.Т.-П. несколько раз подчеркнул, что оно состоится благодаря давлению европейских структур. Возможно, так оно и будет. Но приведенное выше разъяснение Д.Арутюняна еще раз свидетельствует, что при той размытости понятий, которое существует ныне в СЕ (или ПАСЕ), его позиция будет зависеть от субъективного отношения г-на Прескотта к проблеме, точнее, от интересов сил, которые он представляет.

И вполне вероятно, что, поскольку за оставшиеся два месяца работа над уточнением термина вряд ли будет завершена, это отношение окажется столь же благоприятным к нашим «политзаключенным», каким оно было с 2008 года, т.е., как известил нас г-н Арутюнян, сугубо оценочным термином, средством оказания давления на нашу страну. Вполне вероятно, ибо удивительным было бы обратное. Однако даже в этом случае до самого конца нас будет интересовать: зайдут ли направляемые нашей радикальной оппозицией евроструктуры так далеко, чтобы требовать освобождения не 10, а именно 11 «политзаключенных», на чем настаивают издатели газеты «Жаманак» и Л.Т.-П.? Захотят ли они уравнять в своих требованиях участников событий 1-2 марта 2008 года с изменником Родины? Любопытно и другое: согласятся ли 10 освобождаемых заключенных с этим «уравнением в статусе» с изменником родины или предпочтут до конца отбывать свои сроки?

В ожидании ответов на возникающие в описанной ситуации вопросы (мы, естественно, перечислили не все) можно было бы на этом и завершить наши заметки. Однако, желая помочь евроструктурам избежать, мягко говоря, постыдного конфуза, к которому их подталкивает наша потерявшая и разум, и стыд оппозиция, а также напомнить нашим читателям некоторые обстоятельства дела, приведем начало информации, распространенной пресс-службой Генеральной прокуратуры РА практически в тот же день, когда делали свои заявления на эту тему Д.Арутюнян и Л.Т.-П.

ОСУЖДЕНЫ 9 АГЕНТОВ

Государственной изменой является не только сбор и представление разведке иностранного государства материалов, содержащих государственную тайну, но и сбор и сообщение иных сведений, не содержащих государственной тайны. Под «иными сведениями» законодатель и судебная практика признают любые сведения экономического, научного, политического, внешнего и другого характера, относящиеся к обороноспособности страны, которые, хотя и не составляют государственной или военной тайны, однако могут быть использованы во вред Республике Армения. Субъектом преступления государственной измены могут являться только граждане Армении, а шпионажа - иностранный гражданин или лицо без гражданства.

В судебных органах Армении в последние годы рассмотрены 5 уголовных дел подобного характера в отношении 9 лиц, при этом Мурад Боджолян, Андрей Мазиев, Нина Шилина, Ивета Филкова, Эдгар Филков и Александр Гаспарян, Геворг Айрапетян осуждены за государственную измену (статья 299 УК РА), а гражданин РФ Рустам Валиахметов и гражданин ИРИ Бехнам Багери осуждены за шпионаж (статья 302 УК РА). Отметим, что внутригосударственные инстанции посчитали обоснованными обвинения, выдвинутые по всем указанным делам... До Евросуда дошла только одна жалоба - Мурад Боджолян против правительства РА, - которая была отклонена, так как Евросуд нашел, что сообщение подобных сведений Мурадом Боджоляном иностранным разведывательным службам представляет реальную опасность национальной безопасности Армении и является основанием для его наказания. Следовательно, суд заключает, что наказание Боджоляна являлось острой общественной необходимостью и что основания, предъявленные внутригосударственным судами для осуждения, были достаточны. 

следующая статья