Левон Микаелян (Казарян) Журналист • Публицист • Переводчик
ТОМ ПЕРВЫЙ (1995 - 2003)   >   1996   >   ГРАНТЫ ГОСПОДИНА ГРАНТА, 5 марта

ГРАНТЫ ГОСПОДИНА ГРАНТА

Мы – то или не то?

Еще в советские времена сложилась традиция, согласно которой главам правительства в политику и еще кое во что вмешиваться не рекомендовалось. Премьеры были прежде всего хозяйственниками. Традиция эта в большой степени сохраняется и сегодня на всем постсоветском пространстве, в частности в России.

Ознакомившись с последним выступлением премьера РА Гранта Багратяна, невозможно не признать, что подобные ограничения не были совсем уж бессмысленными. Если в прошедшие три года лексикон нашего премьера (который, конечно, в принципе никакой не хозяйственник, а «реформатор») ласкал народное ухо привычным набором штампов – «денег нет... либерализация экономики, кредиты... Всемирный банк... МВФ... приватизация... цены... повышение... нет денег...» и тому подобными, - то теперь он почему-то (трехлетний юбилей премьерства повод, безусловно, внушительный, но вряд ли единственный) решил созвать журналистов и порассуждать о вещах, которых прежде, во всяком случае публично, не касался.

Выступление г-на Багратяна уже широко комментировалось в прессе. И вспоминать его будут еще долго. Здесь же хотелось бы остановиться на тех «выбранных местах» этого выступления, которые публикаторы его в «РА» «благоразумно» урезали, но которые запечатлены на диктофонах множества присутствовавших на пресс-конференции журналистов и которые были обнародованы в «ГА» (29 февраля).

С самого начала заметим, что ничего особенно нового сказано не было. Обо всем этом в последние годы не раз говорили и писали наши «новые идеологи» всех уровней.

И уж тем более высказывания г-на Багратяна, мягко говоря, не свежи в историческом плане. В нынешнем столетии, в начале 20-х годов, армянский народ уже наслышался разглагольствований о том, что «должна возникнуть новая интеллигенция», «новое молодое искусство», что «нужно отказаться от ложных мнений», что «все это – не ценности» и т.д. Только тогда вся эта демагогия была направлена на уничтожение «старой, буржуазной» и создание «новой, пролетарской» культуры и интеллигенции. Теперь же г-н премьер повторяет те же призывы с обратным знаком. Видимо, никакой исторический опыт не научил наших новых «неистовых ревнителей» тому, что в природе никакой «новой» и «старой» культуры не бывает. Она либо есть, либо ее просто нет. И тому, что в результате искусственных начальственных потуг могут рождаться только Шариковы, все равно – в пролетарском или буржуазном варианте.

Вообще же вся психология выступления премьер-министра, по сути, весьма проста, известна и привычна нам – это психология стоящего у кормушки. Это он, не признающий корифеев, известных артистов, авторитетов, званий и заслуг, должен решать, что, скажем, в театрах «понятие художественный совет должно исчезнуть», сколько и как должно быть написано симфоний и снято фильмов, сколько академиков нужно армянской науке и т.д.

Он, видите ли, не намерен «повально финансировать 100 тысяч человек». Здесь слово «финансировать» однозначно употреблено в значении «кормить бездельников».

ак объяснить г-ну Багратяну азы либерализма: он и его кабинет (и власть вообще) никого не кормят, у самой власти ничего нет, она только от имени народа распоряжается созданным тем же народом, который и кормит, и содержит правительство. (А если г-н Багратян полагает, будто содержат наше правительство ВБ, МВФ или какие-то другие организации, отваливающие ему на «структурные изменения» миллионы долларов, то напомним, что расплачиваться за них своей кровью и потом опять же придется нашему народу.) И правительству вовсе не надо «кормить» режиссеров, актеров, музыкантов, художников и других деятелей культуры, оно только обязано создать нормальные условия для творчества и предоставить самоуправление театрам, творческим союзам и коллективам. «Кормежка» только развращает и унижает. Достойные сами себя прокормят, если правительство не будет им мешать. Чем, если не психологией кормушки, обусловлено следующее заявление: «Все финансирование пойдет по системе грантов целевым образом». С этим в принципе можно было бы и согласиться, если бы не одно но... Кто и как будет определять достойных, если никаких прежних ценностей, мнений, авторитетов для правительства уже не существует?

Впрочем, здесь никакого напряжения мысли и фантазии не требуется. Сам г-н Багратян замечательно проиллюстрировал свои теоретические положения на примере науки. Невозможно удержаться и не процитировать: «Правительство предпочитает само заказывать науку – заказывать группе работников. С этой точки зрения для нас абсолютно не должно иметь значения, кто и какую, так сказать, заслугу имеет и какова эта заслуга».

По какому же принципу будут раздаваться гранты? – спросит ошеломленный этим заявлением научный сотрудник, даже не обремененный ненавистными премьеру степенями, званиями и заслугами. Не волнуйтесь, господа, наш премьер точно знает, кому раздавать гранты, какие ценности ложные и какие – истинные. И совсем уж буквально поняв тезис своего идеологического соратника о том, что история – это «лженаука», популярно объясняет: «Нельзя (!), скажем, говорить людям: вот, это наш сосед был виноват... Быть может, мы – не то! Не случается, нет, чтобы взяли бы да просто так вырезали какую-то нацию...» и т.д., и т.д.

Теперь, надеюсь, всем понятно, какие именно гранты будет раздавать г-н Грант? Считая излишним полемизировать по существу затронутого гном премьером вопроса, скажу только: не трудитесь, г-н премьер, подобные гранты уже давно раздаются по всему миру и на них не надо затрачивать усилий армянского правительства и средств армянского народа! Не проще ли получить на это грант у наших соседей? Они и напишут, они и переведут, и у нас издадут давно ими написанное. Они и «за бесплатно» помогут созданию у нас «новой интеллигенции, незакомплексованной, с динамичным мышлением».

Опять же не намереваясь вступать в полемику по существу вопроса, заметим: ничего у вас не получится, не тратьте зря усилий и средств. Ничего вы с этим, как вы его называете, «примитивным менталитетом» не сделаете. Семьдесят лет ваши прямые предшественники на этом поприще пытались – вся мощная государственная машина, и такими средствами, до которых, надеюсь, вы – демократы – никогда не докатитесь. Правда,
28 29
вам может показаться, что боролись они в сфере идеологии с «армянским национализмом», как это ни парадоксально звучит, не так круто: только замалчиванием или искажением позиций той или иной державы или партии в трагические моменты нашей истории. Ваш подход гораздо более радикален, до него прежде никто не додумался и не решался: «может, мы – не то». Не сработает и этот подход.

А компромиссов и согласия в том виде, в каком вы их проповедуете, не будет и не может быть. И не потому, что наш народ не нуждается в единстве и согласии и не сознает их необходимости, а потому, что он высмеял ваши представления о компромиссах еще в старинной притче. Вот она в обработке Г.Патканяна (он напомнил о ней под актуальным и по сей день названием «Едины ли армяне?»): «Побратались как-то лиса и змея. Идут они себе дружно, как вдруг лиса заметила, что змея все время извивается. Ударила она змею по голове лапой, змея испустила дух и выпрямилась. Тогда лиса сказала: вот таким прямым братом я и хотела видеть тебя». Это, как говорится, к слову.

Что же касается того, «то мы или не то», над этим действительно думать стоит. И над этим вопросом в более привычной для нас формулировке: кто мы, откуда и куда идем? - армянская общественность и народная мысль думает уже давно и не без успеха. Замечу, кстати, что деятельность руководимого вами правительства придала, независимо от ваших грантов, этому процессу самоанализа новый мощный импульс: как это мы допустили, как это мы дошли до жизни такой и как опровергнуть эту расхожую «истину», будто каждый народ достоин своего правительства?

О многом еще заставляют задуматься высказывания г-на Багратяна. В том числе и о том, как по-разному можно понимать самые, казалось бы, общепонятные слова. С удовольствием процитирую еще раз нашего премьера: «У нас есть национальная задача, которую придется решить. Когда мы знаем: независимо от левых и правых армянский народ имеет свои принципы существования, от которых не должен отказываться. Мы сами решаем любой вопрос. Мы сами должны себя сохранить! Мы должны иметь возможность работать». Золотые слова! Обращаю их к господину Багратяну и подписываюсь под ними.

следующая статья