Левон Микаелян (Казарян) Журналист • Публицист • Переводчик
ТОМ ПЕРВЫЙ (1995 - 2003)   >   1999   >   МЫ НА ПОРОГЕ НОВОГО ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ, 7 декября

МЫ НА ПОРОГЕ НОВОГО ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ

Независимость принесла нам много неожиданного. И самое трагическое из этого неожиданного – раскол общества, представшего в 1988 году единой и мощной силой, выступившей под национальными лозунгами и преследовавшей национальные цели.

Однако новые правители страны, декларировавшие на митингах эти лозунги и цели и пришедшие на волне национального движения к власти, фактически обманув народ, вначале достаточно осторожно, а затем все более откровенно стали провозглашать абсолютно противоположные, по сути антинациональные идеи и проводить такую же антинациональную политику.

Эта перемена была столь циничной и неожиданной, что лишь немногие представители национальной интеллигенции, политики сумели мгновенно распознать измену и вслух предупредить о грозящей опасности. Общество же в целом, искусственно погруженное в холод и мрак и стремительно скатывавшееся в бездну нищеты и апатии, еще долго не могло осознать, что их прежние любимцы, спекулятивно и самовольно присвоившие себе обязывающее имя «армянское общенациональное движение», просто предали и оплевали и движение, и саму нацию и позволяют себе говорить вещи, прежде немыслимые в устах армянина.

Между тем «пробные шары» Левона Тер-Петросяна в виде отдельных заявлений типа «национальная идеология – ложная категория» стали постепенно обретать «плоть и кровь»: расширялся круг идеологов АОД (скрытых или явных), воспитывались молодые кадры, создавалось «дочернее предприятие» АОД – «Новый путь», открывались «научные» центры, газеты с откровенно антиармянской направленностью. Весь этот процесс внешне ассоциировался с именем президента Левона Тер-Петросяна и нескольких его сподвижников вроде «новопутейцев» Ктрича Сардаряна и Ашота Блеяна, однако изначально было ясно, что эта антинациональная деятельность имеет своего внешнего вдохновителя и заказчика. 

Мы, конечно, можем только предполагать, кто именно выступил в качестве конкретного заказчика, но вот, например, что совсем недавно, в октябре, говорил наш хороший знакомец, заместитель госсекретаря США г-н Строуб Тэлботт, выступая с лекцией в Гарвардском университете: «... Революционные изменения произошли и в отношении России – то есть государственности как идее. В сегодняшней России то, что я называю «идеологией потребности в идеологии», постепенно исчезает. Три года назад президент Ельцин с большой помпой создал специальную комиссию по разработке единой национальной идеологии. Этот проект закончился неудачей. На мой взгляд, это положительный признак. Но самое главное, для любого государства хорошо, когда его общество и система государственного управления разноплановы, плюралистичны и – и это самое важное – свободны для того, чтобы не возникало потребности или даже возможности введения какой-то единой идеологии».

Дело, конечно, не в том, что оптимизм г-на Тэлботта в отношении «деидеологизации» России ничем не оправдан, и он очень скоро убедится в ошибочности этого своего прогноза, а в том, что представитель одного из самых идеологизированных государств в истории человечества требует лишить «любое государство» «даже возможности введения какой-то единой идеологии». В полной мере это, естественно, относится и к Армении, и к армянскому народу. Можно ли сомневаться, что все эти идеи «деидеологизации», а по сути, привития собственной идеологии государствам и нациям, были разработаны еще задолго до распада сссР, а с обретением независимости постсоветскими государствами активно стали внедряться в тех из них, в частности в России и Армении, где удалось привести к власти элиты, готовые реализовать эти идеи?

На пути реализации этой программы существовала, правда, одна сложность. Если, к примеру, коммунистическая идеология, привнесенная в основном извне и достаточно скомпрометированная большевиками, еще могла быть «подорвана» с внешней легкостью, то идеология сильной государственности в России воспитывалась в русском народе целое тысячелетие, а национальная идеология армян вообще родилась в недрах армянского народа и формировалась им тысячелетиями. Поэтому нарушить Армянскую национальную идеологию можно только «изменив» ее носителя, сам народ – цель, которую и поставили перед собой аодовские идеологи и их заказчики.

Против этой деструктивной деятельности восстала, прежде всего, та часть национальной интеллигенции, которая, наоборот, с обретением независимости осознала необходимость актуального осмысления и научной разработки сформировавшейся в веках Армянской национальной идеологии и принятия ее за основу государственной политики Республики Армения. Мужественно выступая против насаждения официальной анациональной идеологии, они переиздавали труды классиков армянской национальной мысли (например, запрещенные прежде труды Н.Адонца, Нжде), выступали в прессе со статьями, анализировавшими те или иные элементы или аспекты Армянской национальной идеологии. Никакие запреты или недовольство властей не могли остановить этот естественный порыв.

После отставки Л.Тер-Петросяна этот дотоле искусственно сдерживаемый порыв стал обретать более или менее организованную форму. Состоялся целый ряд научных конференций, однако выдвинутые на них идеи, не удостоившись пристального внимания государства, не будучи востребованы, так и не сложились в единую концепцию, и ценные идеи и предложения вновь были преданы забвению.

На днях вышел в свет фундаментальный труд академика Лендруша ХУРШУДЯНА «Армянская национальная идеология». И мы предпослали столь пространное вступление представлению этой книги только для того, чтобы напомнить, в каких условиях она создавалась. Чтобы напомнить: ее автор – председатель Армянского общества историков, заведующий кафедрой истории армянского народа ЕГУ, принявший самое активное участие в историческом и правовом обосновании справедливых требований арцахцев, был в то же время одним из проницательных национальных интеллигентов, который еще в 1989 году сумел распознать истинную суть анациональных руководителей АОД, решился открыто разоблачить их в прессе и с тех пор до последних своих дней вел непримиримую борьбу с ними в защиту армянских национальных интересов и целей.

Именно поэтому все эти годы он был мишенью аодовской и проаодовской прессы, объектом ее нападок, клеветы и оскорблений. Несмотря на открытое противодействие и давление, Л.Хуршудян сполна выполнил свой патриотический и научный долг – в 1995 году вышла его книга «Армянский вопрос» и вот сейчас, спустя полтора года после кончины автора, - «Армянская национальная идеология». Труд, который, безусловно, станет этапом в развитии армянской национальной исторической, политической и философской мысли. 

300-страничная книга Л.Хуршудяна – итог многолетнего подвижнического труда – охватывает практически весь возможный спектр вопросов и проблем, имеющих отношение, хотя бы косвенное, к теме исследования. Причем все они, несмотря на лаконичный, почти тезисный характер изложения, рассмотрены с поистине академической обстоятельностью. Здесь же следует особо подчеркнуть, что исследование, особенно в его историко-теоретической части, проводится с широким использованием богатейшей мировой литературы по данной тематике, и это позволяет автору преодолеть характерную у нас для подобных работ провинциальную замкнутость и представить Армянскую национальную идеологию в ее общности и различиях с национальными идеями и идеологиями других народов.

Сами названия глав уже дают представление о масштабах исследования:

1. «Возникновение и содержание Армянской национальной идеологии».

2. «Геополитические факторы формирования Армянской национальной идеологии».

3. «Новая тактика Армянской национальной идеологии – на путях формирования».

4. «Армянская национальная идеология».

5. «Внутренний враг Армянской национальной идеологии. Биологические и исторические корни появления внутреннего врага Армянской национальной идеологии». Все эти главы разбиты на самостоятельные разделы и параграфы. Перечислить их здесь невозможно. Скажем только, что во второй главе, например, рассмотрены турецкий, русский, курдский, азербайджанский, грузинский, иранский, западный факторы, сжато представлены национальные идеологии (особенно подробно – турецкая и русская) этих народов.

Центральной в книге, естественно, является глава, посвященная собственно Армянской национальной идеологии. И здесь ограничимся лишь перечислением идей и принципов, лежащих, по мнению Л.Хуршудяна, в ее основе. Это, во-первых, идеи, общие для всех народов: самосохранения, целостной Родины, независимой национальной государственности, национальной культуры и религии. И во-вторых, идеи, обусловленные особенностями истории армянского народа: Свободной, Независимой и Единой Армении, независимой Республики Армения, одной нации – одной Родины, национальной гордости, национального согласия, национального врага. Все эти идеи обстоятельно рассмотрены и обоснованы автором.

Актуальный интерес представляет последняя глава исследования, посвященная «внутреннему врагу Армянской национальной идеологии». В ней представлены истоки, идеология и деятельность армянских анациональных сил в лице АОД и его лидера Л.Тер-Петросяна. В следующем номере «ГА» мы ознакомим наших читателей с переводом небольшого фрагмента этой главы.

Завершая наше краткое представление книги Л.Хуршудяна «Армянская национальная идеология», заметим, что, естественно, ни одна подобная глобальная концепция не может быть ни совершенной, ни окончательной. Не претендовал на это и сам автор. Однако разработанная им концепция, несомненно, отличается исторической и теоретической глубиной и обоснованностью, внутренней целостностью и убедительностью. И главное – она создана ученым-патриотом, безостаточно преданным своему народу и озабоченным его судьбой.

Конечно, можно не сомневаться, что книга академика Хуршудяна, как и все написанное и сделанное им в последние годы, подвергнется озлобленным нападкам внутренних врагов армянского народа. Но это совершенно неважно. Во-первых, сама книга содержит в себе ответ на все, что может быть сказано ими. И во-вторых, книга написана не для них, она не случайно посвящена «будущим поколением бойцов национальной идеологии, длительной борьбой которых будет возрождена Независимая и Единая Армения».

следующая статья