ЗА ПАРТОЙ В ШКОЛЕ РЕВОЛЮЦИЙ
Итак, оппозиция намерена объединиться. В какой форме это произойдет и под какой вывеской, значения не имеет. Все понимают и об этом открыто говорят представители различных объединяющихся сил, что цель у них одна и все та же - свержение действующей власти, в первую очередь президента Кочаряна. Понятно, что и методы, независимо от того, говорится ли о «рамках Конституции» или других внешне выглядящих вполне благообразно вещах, будут использованы любые. Ради этой цели готовы объединиться П. Айрикян и коммунисты, либералы и социалисты, националисты и глобалисты, АОД и его некогда непримиримые противники, деятели прозападные и пророссийские и т. д., и т. д.
Между тем ни для кого не секрет, что независимо от того, кем были прежде и что заявляют сегодня объединяющиеся оппозиционеры, одна их нескрываемая готовность повторить «грузинский вариант» свидетельствует о сознательном выборе и методов грядущей революции, и геополитической ориентации, и источников уже поступающего или ожидаемого финансирования и всего остального. Заметим, что для некоторых наших политических деятелей этот выбор никак нельзя назвать случайным, более того, они давно мечтают именно о подобной возможности. Однако любопытно, найдутся ли, к примеру, наивные люди, которые поверят, что некогда заклятые русофилы Амаяк Оганесян, Арам Саркисян или тот же Арташес Гегамян не догадываются об истинных намерениях инициаторов объединения оппозиции, в частности претендующих на первые роли аодовцев, и намерены участвовать в революции только во имя демократии.
Нет смысла говорить здесь о возможности осуществления у нас «грузинского варианта». И не потому, что мы, как и многие серьезные политологи, считаем, что ситуации в Армении и Грузии не имеют между собой ничего общего, а потому, что речь у нас идет о сугубо гипотетическом варианте, при котором, кстати, ни для его авторов, ни для исполнителей не имеет значения, осуществляется ли апробированный вариант в европейской православной Сербии или в азиатском мусульманском Ираке, общее
у которых только то, что в этих странах что-то не нравилось, к примеру, Бушу или Соросу. Можно быть уверенным, что вряд ли они для какой-то там Армении будут придумывать что-то особенное.
Так что, продолжая считать осуществление подобного варианта в Армении в принципе невозможным (и к тому же крайне нежелательным) , тем не менее обратим внимание на некоторые любопытные реалии самого последнего времени.
Так, например, уже в конце прошлого года в прессе появились упоминания об участии наших оппозиционных деятелей летом 2003 года в учебных сборах в Белграде вместе с грузинскими революционерами. На днях газета «Азг» подтвердила эту информацию, уточнив некоторые детали. Корреспондент газеты Татул Акопян утверждает, что ему уже известны имена некоторых противников Роберта Кочаряна, изучавших опыт осуществления государственного переворота в Югославии, однако пока он воздерживается от их обнародования. Он только сообщает, что, согласно его источникам, среди них Степана Демирчяна не было. Еще бы! Заранее можно сказать, что роль Степана Демирчяна в планируемых событиях (если он, конечно, не найдет удобного повода уклониться от участия в них) будет весьма незначительной.
Не менее любопытны и сообщения об участии молодых армян в 3дневном инструктаже-сборах в Тбилиси, организованном летом 2003 года активистами сербской молодежной организации «Отпор» для членов обретшей в последние месяцы скандальную известность грузинской молодежной организации «Кмара», сыгравшей позже решающую роль в организации государственного переворота в Грузии.
Важным, но вовсе не сенсационным представляется и сообщение о предновогоднем «случайном» обеде у Михаила Саакашвили двух членов АОД - Давида Шахназаряна и Хачатура Кокобеляна, обедавших с «будущим региональным лидером» якобы в качестве частных лиц, а не членов одиозной партии.
Со своей стороны добавим, что когда еще в конце прошлого года владелец АЛМ Тигран Карапетян сообщил в одном из интервью, что лидер партии «Новые времена» Арам Карапетян участвовал в упомянутом обмене опытом летом прошлого года в Белграде, корреспонденты «ГА» позвонили телемагнату и спросили, есть ли у него какие-либо основания для подобных утверждений, им ответили, что оснований, мол, никаких нет. Он это сказал просто так, он «так думает». С Тиграном Карапетяном вроде бы все ясно. А когда мы решили поинтересоваться у Арама Карапетяна, что он имеет сказать по поводу заявления своего коллеги-политолога, то из партийной конторы нам ответили, что сказать им нечего, а сам лидер партии находится вне пределов страны. Добавим от себя: видимо, как всегда, набирается опыта. Вспомнили же мы об этом почти анекдотическом (впрочем, что у наших политиков-политологов не анекдотично?) случае тоже просто так.
Говоря о том, что выбор нашими оппозиционерами уже сделан и все последующее, как им представляется, будет происходить согласно югославской или грузинской модели, необходимо отметить как минимум 3 обстоятельства.
ВО-ПЕРВЫХ, возможно, что цели авторов государственных переворотов в этих странах уже достигнуты, однако ясно, что революции в Югославии и тем более в Грузии далеко не завершены. Все только начинается, поэтому говорить о каких-то пригодных для подражания «вариантах» и «моделях» еще преждевременно, ибо только сама жизнь покажет, как именно они завершатся. Окончательно же оценку им дадут сами народы, ставшие объектами чьих-то амбициозных замыслов.
ВО-ВТОРЫХ, знают ли уже сегодня столь уверенно смотрящие в революционное будущее Армении и готовые принять самое активное участие в его строительстве, кого именно прочат спонсоры в президенты Армении и согласны ли они с их выбором? Или для них, кроме свержения Кочаряна и возможности пробраться к властной кормушке, уже больше ничего, в том числе и судьба страны, значения не имеет.
В-ТРЕТЬИХ. Как бы ни называли задним числом актиконституционный государственный переворот - «бархатная», «розовая» революция или как-то иначе, - от этого он своей сущности не меняет и остается государственным преступлением, которое не только квалифицируется конкретной статьей в Уголовном кодексе, но и предусматривает соответствующие наказания за его подготовку, недонесение и т. д. Собираются ли действующие власти Армении рассматривать появляющуюся хотя бы в прессе информацию как основание для проведения соответствующих оперативных действий, направленных на предотвращение готовящегося госпреступления?
Конечно, каждая политическая партия и каждый политический деятель вольны сами решать, с кем им объединяться и ради каких целей, однако и общество имеет полное право на четкие и конкретные ответы на все интересующие его вопросы. Тогда и народ будет знать, присоединяться к ним или совсем наоборот.
следующая статья