Левон Микаелян (Казарян) Журналист • Публицист • Переводчик
ТОМ ВТОРОЙ (2004- 2008)   >   2007   >   МОДЕЛЬ АРМЯНСКОГО УСПЕХА В КОНТЕКСТЕ ГЛОБАЛИЗАЦИИ,10 февраля

МОДЕЛЬ АРМЯНСКОГО УСПЕХА В КОНТЕКСТЕ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

Могло ли быть такое, чтобы спорт, в частности такой грандиозный фактор современной жизни, как футбол, остался вне внимания глобализаторов? Исключается: и в силу тех астрономических сумм, которые обращаются в этой сфере, и в силу того политического, психологического, эмоционального воздействия, которое он оказывает на целые страны и народы. Как же космополитическая глобалистская идеология соотносится с таким изначально присущим и неизменно сопровождающим эту игру чувством, как патриотизм, - будь то дворовый, уличный, школьный, университетский, городской и главное - общенациональный?

Простейшей формой проявления футбольного (как и вообще спортивного) патриотизма всегда было и остается ключевое слово - «наши», отделяющее в сознании болельщика «свою» команду от остальных, даже если эти команды из соседнего двора или того же родного города. Это «наши» обретает особое наполнение, когда речь идет о престижных международных турнирах, не говоря уже о континентальных или мировых чемпионатах... Однако во всех случаях мы имеем дело с патриотизмом, чувством, которое ненавистно глобализму и которое он целенаправленно стремится ослабить и просто искоренить.

Понятно, что сам футбол как явление уничтожить невозможно, да и нецелесообразно. Поэтому оставалось одно, на первый взгляд парадоксальное, решение: приспособить этот неиссякаемый источник патриотизма и катализатора национальных чувств к решению собственных идеологических и политических задач. Тем более что по своей сути и распространенности футбол - явление само по себе глобальное и не может существовать и развиваться вне влияния общемировых процессов.

«Наши» в команде

Болельщики со стажем легко могут припомнить, как происходила глобализация футбола. Здесь, конечно, нужны специальные исследования, однако, с нашей точки зрения, основной упор был сделан на изменение содержания ключевого понятия «наши». (В скобках отметим, что оппозиция «мы - они» лежит в основе любого обособления человеческих групп, национального и расового сознания, неизбежно отделяющего свою нацию и расу от остальных, и уничтожение этой оппозиции во всех сферах жизни и есть главная задача глобалистов.)

Вспомним, какую сенсацию и сопротивление вызывало поначалу появление в европейских (итальянских) клубах зарубежных (особенно южноамериканских) игроков, которых долгое время не допускалось иметь больше двух. Подобная квота позволяла болельщикам продолжать воспринимать свои команды как сугубо «свои», а приглашенных иностранцев как своеобразную экзотику. Но процесс пошел, и спустя несколько десятилетий количество «исконных наших» в европейских клубах, особенно ведущих, настолько уменьшилось, что воспринимать их как «наших» в прежнем смысле стало невозможно. К тому же с формы игроков исчезли традиционные названия клубов и городов, которые повсеместно сменились рекламой транснациональных компаний, которая, естественно, никаких патриотических чувств пробуждать не может, скорее - наоборот.

Тем не менее мы видим, что трибуны на играх многих национальных чемпионатов и европейских клубных турниров переполнены и зрители болеют за новых «наших» столь же неистово, как и прежде. Они и не заметили, как из этого понятия выпотрошили его изначальное содержание и смысл.

Сложнее было с национальными сборными, но и здесь помогли процессы, активно проводимые глобалистами в самой жизни. Напомним, что в современном глобалистском новоязе определение «национальный» может означать что угодно, но только не имеющее отношение к нации, а традиционное представление, будто в национальных сборных должны играть представители проживающих на территории данной страны этносов, - сугубо эмоциональное и не имеет под собой никаких юридических и иных оснований. Оно, как известно, содержит только одно требование: в национальной сборной имеют право играть только граждане данного государства. Опять же поначалу это требование обходилось посредством предоставления гражданства нужному игроку и каждый подобный случай воспринимался как сенсация. Теперь же и в этом нет особой необходимости, ибо этнический и расовый состав граждан европейских стран изменился настолько, что ни у кого сегодня не вызывают особого удивления 15-18 чернокожих игроков на поле во время встречи Англия - Франция. Как не вызывает удивления ныне ставшее обычным назначение на должность старшего тренера клуба и национальной сборной иностранца - факт, еще раз подчеркивающий отсутствие какой-либо связи футбола с патриотизмом.

Мы уже отметили, что эти изменения отражают происходящие в жизни процессы. Однако слово «отражают» в данном случае не только недостаточно, но и просто неверно, ибо именно футбол (и спорт вообще) играет ведущую роль в утверждении в сознании народов глобалистских представлений о нации как политической или гражданской общности. Согласитесь, трудно представить более убедительное подтверждение этого тезиса, чем стоящие в обнимку и поющие государственный гимн той или иной страны игроки европейской, азиатской, африканской «национальности».

Однако не все так благополучно в глобалистском мире, как хотелось бы его архитекторам. Как в самой реальной действительности, так и в футболе национально-патриотические чувства, хоть и значительно ослабевшие, умирать не собираются. Так, даже после того как команда Франции в 1998 году стала чемпионом мира, многие французы высказывали недовольство тем, что «сборная Франции имела в своем составе только одного более или менее чистокровного француза - Фабьена Бартеза. Все остальные игроки - потомки иммигрантов». А в ходе прошедшего в 2006 году чемпионата мира политические комментаторы с удивлением отмечали, что немцы вследствие успешного выступления сборной Германии впервые после Второй мировой войны стали откровенно выражать свои патриотические настроения.

Стычки между игроками на расовой и национальной почве, расистские оскорбительные возгласы с трибун - обычное дело. С другой стороны, в странах, не зараженных «европейскими ценностями» (Турция, Корея, Бразилия и другие), футбол по-прежнему остается мощным фактором стимулирования национального самосознания и национальной консолидации.

Ностальгическое отступление

Фактор национальности в советском футболе имел колоссальное значение. Оно проявлялось не только в том, что каждая национальная республика беззаветно болела за свою команду, но и в таких случаях, как выступление, к примеру, «своего» игрока за одну из московских команд, команды других республик или сборную Союза. Это накладывало особый отпечаток на отношение к ним. О встречах с командами соседних республик и говорить не стоит: это были события вселенского значения, и они памятны в деталях до сих пор.

Короче говоря, вся советская футбольная жизнь была пронизана национальным фактором: на уровне сборной или во время встреч советских команд с зарубежными клубами - патриотизмом официальным и поощряемым, а во всех остальных случаях - национальным и преследуемым. И прежде всего потому, что вопреки официальной идеологии футбол пробуждал и не давал угаснуть национальному самосознанию, консолидировал нацию. Парадоксально, но, возможно, ничто с такой силой не пробуждало в советском народе чувство «семьи единой», как спорт на уровне союзных сборных; с другой стороны, ничто с той же силой не разрушало это чувство и не демонстрировало всю искусственность самого понятия «советский народ», как спорт на внутрисоюзных уровнях.

Звездные часы армянского футбола пришлись на первую половину 70-х годов. Чемпионство, дважды завоеванный Кубок, призовые места в течение нескольких лет свидетельствовали, что о какой-либо случайной удаче, везении не может быть и речи. Нет, секрет того фантастического взлета в ином, и об этом «секрете», к сожалению, говорится очень мало. Но говорить надо, ибо «Арарат-73» и его успехи, на наш взгляд, есть не что иное, как образцовая модель любого армянского успеха во всех сферах и во все времена: ведь весь путь становления и формирования этой «золотой» команды и кульминация ее успеха в 1973 году есть пример собирания национальных сил в достижении заветной цели.

Армения всегда была богата футбольными талантами, но только приезд в Армению тренеров Артема Фальяна и поставившего победную точку Никиты Симоняна, великолепных игроков из семей репатриировавшихся на родину после Второй мировой войны - Ованеса Заназаняна, Левона Иштояна и в качестве тренера Арутюна Кегеяна (в скобках отметим, что вообще вклад футболистов-репатриантов – Айка Кармиряна, Каджайра Поладяна, Манука Семерджяна и др. - в утверждение национального духа в армянском футболе переоценить невозможно) или переехавших из других городов и республик Союза Эдуарда Маркарова, Аркадия Андреасяна, Назара Петросяна и других позволил создать ту состоящую из ярких индивидуальностей, но движимую национальным духом к единой цели неповторимую команду. О том, насколько здоровым было то всеобъемлющее чувство патриотизма, свидетельствует и тот факт, что в становлении команды был использован опыт тренеров Александра Пономарева и Николая Глебова, а о вкладе в успех команды «русских сыновей армянского народа» Александра Коваленко и Сергея Бондаренко, не раз служивших кое-кому из игроков-армян примером самоотверженности и преданности команде, и говорить не стоит. Так футбол воодушевлял и консолидировал нацию (и за пределами Армении), а нация вознаграждала своих героев беспредельной любовью и обожанием.

Об этом уроке национальной истории нельзя забывать, ибо, подчеркнем еще раз, победа «Арарата-73» - не просто спортивный успех, но и прежде всего - образцовая модель всякого армянского успеха. Точно так же нельзя забывать и о причинах стремительного развала «золотой» команды, они ведь столь же показательны.

Возвращение к главной теме

Использование футбола в качестве инструмента утверждения глобалистской идеологии, а его руководящих органов - ФИФА и УЕФА - в качестве инструмента проведения конкретных политических решений давно уже не вызывает сомнений.

С этой точки зрения особый для нас интерес представляют матчи отборочного цикла чемпионата «Европа-2008» с командой Азербайджана. У меня, например, болельщика с приличным стажем, не посвященного в тонкости современной футбольной жизни, сомнения возникли сразу же после жеребьевки. Почему в этом случае не был применен давно уже широко практикуемый принцип искусственного разведения по различным подгруппам сборных, встречи которых по политическим причинам практически невозможны? В данном случае сделать это было тем более просто, так как обе команды одинаково слабого уровня, а по условиям жеребьевки сильные и слабые команды так и так предварительно рассеиваются с тем, чтобы подгруппы были более или менее равны по силе. Этого было бы достаточно, ибо предположение, что столь слабые команды имеют шанс встретиться после завершения групповых турниров, - из области фантастики.

Но этого сделано не было, и шанс избежать конфликта с вполне предсказуемыми последствиями был упущен. Предположение, что многоопытные организаторы турнира не были осведомлены о существовании конфликта между двумя членами федерации, выглядит более чем невероятным. Значит, организаторы либо игнорировали реальную опасность этих предсказуемых последствий, либо, что, на наш взгляд, абсолютно не исключено и более того - вполне возможно, специально свели сборные враждующих стран в одну подгруппу.

Конечно, мы и в мыслях не можем допустить, что организаторы этих встреч жаждут кровопролития, «провоцируя новый армяно-азербайджанский конфликт», как утверждают азербайджанцы. Нет и нет. Но ведь как красиво вписывается неизбежность этих встреч с постоянным требованием мировых держав и авторитетных международных организаций армяно-азербайджанских контактов на всех уровнях, не останавливающихся перед значительными расходами на регулярные встречи «миротворцев», «правозащитников», особого толка журналистов двух стран в другие столь же бесперспективные мероприятия. А тут, пожалуйста, - встреча двух народов в полном составе. Звучат государственные гимны, взвиваются государственные флаги, рукопожатия, улыбки и все остальное в полном соответствии с обязательным протоколом. Одним словом, идиллия, невольно порождающая вопрос: а был ли конфликт? И назидание: теперь вы понимаете, как хорошо жить дружно и не ссориться? Косвенным доказательством верности нашего предположения можно считать неизменный категорический отказ УЕФА рассматривать саму возможность проведения матчей на нейтральных полях, с просьбой о чем настойчиво обращается к ней Федерация футбола Азербайджана. Вопрос окончательно будет решен на заседании исполнительного комитета УЕФА в середине февраля.

Страсти в Азербайджане в связи с предстоящими матчами нагнетаются. Выясняется, что они, видите ли, не могут стерпеть на своей земле гимн и флаг «оккупанта»... А что делают тюрки, когда «не могут чего-то стерпеть», хорошо известно всему миру... Хорошо известно это и самим азербайджанцам, и они больше всего опасаются того, что ситуация во время матча в Баку выйдет из-под контроля и воспитанные в слепой ненависти к армянам фанатики совершат нечто, что нанесет и без того сомнительной репутации Азербайджана непоправимый вред и повлечет за собой суровые санкции. Угрозы сыпятся уже сейчас, в том числе и из уст официальных лиц.

Как бы ни развивались события дальше, можно быть уверенным, что предстоящий поединок команд враждующих стран, будь он следствием недосмотра организаторов или очередной затеи глобалистов, независимо от их благих пожеланий, вряд ли станет украшением истории европейского футбола. 

следующая статья