Левон Микаелян (Казарян) Журналист • Публицист • Переводчик
ТОМ ТРЕТИЙ (2008- 2011)   >   2009   >   ОТКРЫТАЯ КНИГА, 26 февраля

ОТКРЫТАЯ КНИГА

Взгляд с вершины Муса-дага

На днях СМИ в очередной раз распространили информацию интернет-сайта Hollyscoop о том, будто Мел Гибсон и Сильвестр Сталлоне отказались от участия в фильме по роману Франца Верфеля «Сорок дней Муса-дага». Наши сомнения в достоверности информации вызваны тем, что подобные сообщения в последние годы появляются с завидной регулярностью, в то время как никаких конкретных сообщений о намерении снять фильм по роману Верфеля с участием упомянутых суперзвезд вообще не поступало. Во всех случаях ситуация вскоре прояснится. Между тем полученная информация, независимо от ее убедительности, наводит на размышления и вызывает в памяти исторические ассоциации, которые и сегодня более чем актуальны и поучительны.

Почему человек искусства взялся за оружие

Геноцид армян и его отражение в искусстве, в частности в киноискусстве - тема огромная, и мы к ней здесь не смеем даже прикоснуться. Напомним только, что Геноцид армян в Османской империи был и геноцидом армянского искусства и культуры, проявившимся не только в уничтожении памятников искусства и культуры и их творцов, но и в пресечении по возможности любых попыток воссоздать и осудить средствами искусства реальные события тех лет.

Примеров - масса, на эту тему написаны сотни статей и монографий. Приведем только один практически неизвестный, но потрясающий своей убедительностью факт. Гурген Яникян, в 80-летнем возрасте застреливший в Санта-Барбаре двух турецких дипломатов, в ходе судебного процесса обвинил в совершенном им террористическом акте не только турок, которые убили десятки его родных, зарубили на его глазах топором старшего брата, но и американских чиновников, которые не позволили ему довести до конца задуманную еще в юности «месть» - снять фильм о Геноциде и показывать его бесплатно в главных столицах мира. Ему так и не дали завершить работу над фильмом, в который он вложил десятки лет жизни и миллионы долларов. 20-часовой уже отснятый материал так и не был использован. Не сумев отомстить присущими ему как человеку искусства методами, Гурген Яникян вынужденно взялся за оружие. Заметим также, что его соратником и единомышленником в Голливуде был знаменитый Рубен Мамулян, но и это не помогло.

Упоминание в информации имени Франца Верфеля и его великого романа вводит наш разговор в определенное русло, которого мы по возможности будем придерживаться, надеясь, что читатель нам простит некоторую несвязность повествования, обусловленную обилием материала и обширностью темы.

Профессор Гарвардского университета Джеймс Рассел, как он сам себя представляет, «американский еврейский ученый, сионист, посвятивший свою жизнь изучению армянской культуры», 20 апреля 2008 года поместил в израильской газете «Гаарец» статью «С горы Арарат», которая содержит такие строки:

«Упорная решимость оставаться самими собой и быть свободными сделала армян объектом страха и ненависти в распадающейся Османской империи. В ходе Первой мировой войны они пережили первый в XX веке геноцид, термин, введенный несколько лет спустя еврейским юристом с целью дать юридическое определение этому беспрецедентному преступлению. Горстка людей из армянских сел Муса-дага, горы на средиземноморском побережье Турции к северу от современной границы с Сирией, сражалась с несколькими турецкими армиями, пока корабли французского флота не спасли выживших.

За год до прихода Гитлера к власти австрийский еврей Франц Верфель опубликовал свой роман «Сорок дней Муса-дага». Нацисты запретили его, популярный автор бежал в Соединенные Штаты. В 1939г. немецкий диктатор заверил своих генералов, что так же, как никто не помнит об армянах, так и немцы, что бы они ни совершили в Польше, никогда не будут наказаны за это. В 1942г., когда вермахт наступал в Северной Африке, некоторые лидеры догосударственной еврейской общины в Израиле даже обсуждали подготовку к последнему бою на горе Кармел по модели не Масады, но Муса-дага...

Америка, напуганная «красной угрозой» и стремящаяся наладить хорошие отношения со стратегически важной Турцией, действительно забыла об армянах. В 1935г. Госдепартамент, присоединившись к турецкому давлению, даже заставил компанию MGM в Голливуде прекратить работу над экранизацией книги Верфеля» (www.haaretz.com/hasen/ spages/936898.html).

Статья г-на Рассела, безусловно, заслуживает отдельного серьезного разговора, однако здесь мы ограничимся лишь приведенной цитатой, не комментируя даже содержащиеся в ней неточности. Важна констатация фактов, в частности огромной популярности книги Верфеля в еврейской среде, вопроса, которым, насколько нам известно, никто специально не занимался. Между тем сегодня очевидно, что вопрос этот довольно «деликатный», ибо для многих роман Верфеля неприемлем не только как блестящее и несомненное свидетельство Геноцида, но и как произведение, выявившее в те десятилетия определенную духовную близость между армянами и евреями как народов со схожей судьбой. Этот второй «грех» Франца Верфеля для некоторых его сегодняшних толкователей (в том числе и еврейских) гораздо более тяжек, нежели первый. Примеров - тьма, но мы обратимся к «первоисточнику», удивительному документу 20-летней давности.

Заявление 100-летнего провокатора

11 октября 1989 года Альберт Дж.Эмейтью (Albert J. Amateau) предстал перед нотариусом штата Калифорния и сделал заявление, целью которого было воспрепятствовать принятию Конгрессом США представленного сенатором Робертом Доулом предложения об объявлении 24 апреля 1990г. «Национальным днем памяти» - 75-й годовщины Геноцида армян 1915-1923гг.

А.Э. в этот момент шел уже 101-й год, так что ему, естественно, было что вспомнить. Он, к примеру, с удовольствием вспоминает, как в 1905г., будучи учащимся Американского колледжа в Измире, подружился со студентами армянского происхождения, которые по ошибке (из-за фамилии) принимали его за христианина и француза и свободно при нем обсуждали вопросы, связанные с их участием в тайных армянских организациях.

Как он распоряжался информацией, полученной благодаря извечной наивности армян, г-н Эмейтью прямо не пишет, однако в заявлении его есть такие сроки: «Я был свидетелем полицейского рейда в армянскую церковь, я видел, как оттуда вывезли целый грузовик оружия и боеприпасов. Арестовали пятерых священников и других армян, находившихся в церкви на момент рейда, среди которых было несколько учащихся нашего колледжа». Случайно ли и 85 лет спустя А.Э. словно оправдывается: «Я не воспринимал всерьез разоблачение наших учащихся»? На самом же деле в действительности все, конечно, было более чем «всерьез». Но ни о каком раскаянии и речи быть не может, ибо он «не мог понять политики армян, которые хотят организовать восстание против страны, предоставившей нацменьшинствам право исповедовать свою собственную религию, создавать школы, где занятия проводятся на их родном языке». Короче говоря, неблагодарные армяне получили по заслугам.

Процитируем кусочек текста, непосредственно касающийся нашей темы: «Армянские террористы в США и их обманутые друзья совершили покушение на сотрудников турецкого консульства, предположительно, в знак мести за якобы резню армян 1915 года. Их вдохновители, руководители и даже наш губернатор Калифорнии не высказали своего неодобрения и своим молчанием фактически одобрили эти покушения... Им также удалось, хвастаясь миллионом армянских голосов (избирателей), повлиять на представителей штата, чтобы тема геноцида легла в основу фильма».

А.Э. говорит туманно, но нам понятно, что он имеет в виду, в частности, уже упомянутого нами Гургена Яникяна и упомянутый Дж.Расселом запрет на экранизацию книги Верфеля. И он очень хорошо знает, о чем говорит, ведь, как сказано в его посмертном некрологе, А.Э. в 1930-е годы «работал в голливудской киноиндустрии в сфере дубляжа и субтитрования».

Мы не будем останавливаться на приводимых А.Э. аргументах отрицания Геноцида армян в Османской империи, которым посвящена большая часть Заявления, это уведет нас в сторону от основной темы, и обратимся к заключительному разделу заявления А.Э., ради которого, собственно, мы и вспомнили о нем 20 лет спустя.

«Мой друг Франц Верфель из Вены написал книгу «Сорок дней Мусадага» (THE 40 DAYS AT MUSA DAGH), в которой описывается массовое истребление армян османскими турками. Об этих истреблениях ему рассказал епископ Армянской церкви в Вене, и Франц Верфель никогда не сомневался в рассказанном епископом. Он сам не исследовал того, о чем писал. Годы спустя, когда нейтральными исследователями были установлены истинные факты о Муса-даге, которые никогда не опровергались армянами, Верфель обнаружил, что был обманут своим другом епископом, который рассказал ему сфабрикованную историю. Верфель признался мне, что он испытывает чувство стыда и раскаяния за то, что написал книгу, в которой он обвинил Османскую империю в агрессии и терроре» (www.tallarmeniantale.com/amateau.htm) .

Ради этих строк, возможно, и написано само заявление. Ведь наверняка на американских конгрессменов, многие из которых, как известно, еврейского происхождения, огромное впечатление оказала некогда прочитанная книга Франца Верфеля. Возможно, даже большее, чем все остальные аргументы. Конечно, мы за последние годы убедились, что для многих политиков (и не только в США) признание или непризнание Геноцида - это прежде всего вопрос прагматического расчета и политической конъюнктуры, однако очевидно и то, что талантливая книга, написанная к тому же еврейским писателем, была и остается для них серьезнейшим аргументом. Но вот нашелся другой еврей, к тому же раввин, который вознамерился спустя полвека после смерти Верфеля развенчать казавшийся незыблемым авторитет как самого писателя, так и его книги.

Признания Франца Верфеля

Надо ли доказывать, что эти несколько строк - сплошная ложь? Чего стоит хотя бы утверждение, будто роман написан на основе только лишь рассказа венского епископа. Эту ложь в первую очередь опровергают многочисленные признания самого Верфеля: «Идея написать об армянах возникла у меня во время Первой мировой войны, когда, читая европейские газеты, я познакомился с трагедией армянского народа. Я настолько был потрясен, что решил представить все это человечеству историческим романом». Со слов самого Верфеля известно также, что в 1929 году, путешествуя по Востоку, он встретил в Сирии армянских детей, спасшихся от Геноцида. Встреча эта, рассказы детей так потрясли его, что, вернувшись из путешествия, он незамедлительно приступил к работе над романом. «Для того, чтобы написать этот роман, я за 3 года прочел у венских мхитаристов сотни томов и восемь месяцев работал день и ночь. Один раз переработал и отредактировал роман и трижды его переписал», - свидетельствует сам Верфель.

Безусловно, существуют несомненные свидетельства того, как, когда и с чьей помощью писал Верфель свой роман, однако не будем тратить время на опровержение абсурдных домыслов, достаточно перечитать роман (пользуясь случаем, настоятельно советуем всем сделать это), чтобы еще раз убедиться, что подобную эпопею, насыщенную огромным количеством исторических и бытовых реалий, глубочайшими философскими и психологическими наблюдениями, написать с чьих-то слов невозможно. Это очевидно.

Гораздо более опасен в этом смысле другой вымысел А.Э. - о якобы «раскаянии» Верфеля. Это как раз тот случай, когда ложь, казалось бы, опровергнуть невозможно.

Но поверить в нее еще труднее. Предположим, Верфель каким-то образом убедился, что написал лживую книгу. Можно не сомневаться, что для такого честного художника, каким был Верфель, это стало бы не только творческой, но и жизненной катастрофой. И вот он делится этим потрясающим откровением не с членами семьи, не со своим ближайшим окружением - а это не только многолетние друзья, но и выдающиеся представители немецкой культуры еврейского происхождения, назовем только Томаса и Генриха Маннов (отметим, что в данном случае именно Томас Манн был бы более чем заинтересованным собеседником, ведь он был одним из членов созданного Й.Лепсиусом Германо-армянского общества), в том числе и еврейского происхождения - Лиона Фейхтфангера, Бруно Франка, Арнольда Шенберга, не с окружавшими его армянами, а с «другом»-армянофобом, который десятилетия молчал об этом сенсационном открытии, чтобы в нужный момент, когда все возможные свидетели уже умерли, поведать о нем американским конгрессменам. Можно не сомневаться, что, если бы Верфель действительно убедился в своем невольном обмане, он тут же объявил об этом публично, приостановил дальнейшее распространение книги (а она продолжала распространяться на десятках языках), отказался от полученных за нее премий и т.д. Ничего подобного сделано не было.

Если кто-то может подумать, что Франц Верфель исповедовался перед смертью А.Э. как раввину, своему духовнику, то и эту версию следует отмести категорически, ибо, как известно, с разрешения семьи Верфель был похоронен по христианскому обряду (www.bernadette-of-lourdes.co.uk/ song-of-bernadette-authors.htm). А истинного духовного друга семьи Верфеля называет Томас Манн: «У меня разрывалась грудь, когда я стоял у гроба. В маленьком зале часовни пела Лотта Леман под аккомпанемент Вальтера Зоккеля. С надгробной речью выступил друг верфелевского дома аббат Мениус, который вместо Библии цитировал Данте...» А.Э. никто не упоминает. Зато известно, что у гроба стояли армяне, которые не только оставили свои воспоминания об этом событии, но через несколько лет перевезли останки Верфеля в любимую им Вену, где состоялось второе погребение.

Недостойный вклад в «золотой фонд» антиармянской пропаганды

Возможно, к некоторым утверждениям А.Э. мы еще вернемся по другим поводам, тем более что все они вошли в «золотой фонд» антиармянской пропаганды и нещадно эксплуатируются до сих пор. К примеру, следующее: «50 тысяч армян, жителей деревень Эрзерума и его окрестностей тайком поднялись на гору Муса-даг... До того как подняться на гору, они захватили сотни турок и евреев, с которыми, предположительно, были в хороших отношениях. Армяне хладнокровно убили их всех по той простой причине, что жертвы были турками и евреями». Этот гнусный бред опровергать не имеет смысла, так как общеизвестно, отметим только, что на самом деле на гору Муса поднялось население 6 армянских деревень Алеппского вилайета (около 6 тысяч человек), из которых бойцов было около 600 человек, остальные - старики, женщины, дети.

Альберт Дж.Эмейтью скончался в 1996 году в возрасте 106 лет. Все последние годы жизни он оставался страстным поборником турецкоеврейского сотрудничества и, соответственно, армяноненавистником и опровергателем факта Геноцида армян. Об этом свидетельствуют и посмертные публикации о нем. Приведем две цитаты: «В 1992 году в честь 500-летнего юбилея мирного сосуществования мусульман и евреев в Турции и других османских землях господин Эмейтью помогает основать Американское общество еврейских друзей Турции (American Society of Jewish Friends of Turkey) и избирается его почетным президентом. На протяжении последних нескольких лет Эмейтью получал награды от турецко-американских организаций» (www.sephardicstudies.org).

А издающийся в Сан-Франциско «Еврейский бюллетень», перечисляя выдающиеся заслуги покойного, особо подчеркивал, что «вопрос, который он наиболее пылко и упорно отстаивал, - приравнивание Холокоста евреев к массовой гибели армян в Османской империи» (www.tallarmeniantale.com/amateau.htm).

Антиармянская пропаганда и отрицание Геноцида берут свое начало с конца XIX века, с тех пор как в Турции массовые погромы и истребление армян обрели масштабы, которые скрыть от внимания международной общественности стало уже невозможно. С приходом к власти младотурок средства и методы осуществления Геноцида, как и его информационного обеспечения, обрели тот систематический, лженаучный характер, который с естественными коррективами сохраняется до сих пор. Эту перемену великолепно описал в своем романе Франц Верфель, вложив в уста доктора Лепсиуса следующие слова, обращенные к Энверу: «Район военных действий - вот единственный новый аргумент. Все остальное - Зейтун, государственная измена, интриги - все это уже было. Такие средства Абдул Гамид использовал мастерски, и вы хотите, чтобы армяне всему этому верили? Я старше вас, ваше превосходительство, и я уже пережил все это на месте событий. Но когда я вспоминаю прошлое, я готов многое простить старому грешнику. Он был дилетантом, невинным младенцем, если сравнить его приемы с новыми методами депортации».

По большому счету в антиармянской пропаганде со времен младотурок мало что изменилось. Разве что и они сегодня выглядят дилетантами по сравнению с создававшейся на протяжении десятилетий системой аргументации, глобальной по своим масштабам и не имеющей аналогов по затрачиваемым на нее средствам. Однако со времен Абдул Гамида неизменным остается одно - в основе всей этой аргументации лежит ложь. Только с тех времен она стала еще более чудовищной, еще более наглой, еще более (если такое может быть) аморальной.

С другой стороны, несмотря на кажущуюся изощренность антиармянской пропаганды, ее изучение на протяжении достаточно длительного времени очевидно свидетельствует, что вся она построена на нескольких мифах, источники и авторов которых установить, как правило, не составляет труда. Современные эрики фейглы, бакинские беккеры и другие «специалисты», в частности в сфере армяно-еврейских отношений, лишь переписывают классиков типа А.Э. и прибавляют к созданным ими мифам все более фантастические и все более немыслимые детали. Поэтому мы и сочли необходимым обратиться (вынужденно очень и очень кратко) к некоторым фактам его богатейшей биографии и антиармянского творчества.

Что успел осквернить «любитель воды»

О необходимости подобных исторических экскурсов говорить, казалось бы, излишне. Однако сошлемся на такой пример. 24 апреля 2008 года интернет-издание Haaretz.com поместило материал Тома Сегева под интригующим названием «Моцарт и Геноцид армян». Естественно, антиармянский. Для подтверждения своих ставших уже банальными утверждений автор статьи ссылается на буклет, изданный МИД Турции. Вот как излагает его содержание еврейский журналист: «МИД Турции приписывает «ложь» об армянской резне двум евреям - Генри Моргентау и Францу Верфелю. Моргентау был послом США в Турции, и многое из того, что мир узнал о Геноциде армян, было почерпнуто из книги, которую он написал после возвращения домой. МИД Турции осторожен в плане идентификации Моргентау как еврея, представляя его лишь как глупого пропагандиста.

Что касается Верфеля, то МИД Турции пишет, что он опубликовал книгу под названием «40 дней Муса-дага», но это всего лишь роман, который содержит правды не больше, чем фильм «Амадеус» о композиторе Сальери. Согласно этой аналогии, армяне - это Моцарт, а турки - Сальери. Но как Сальери не убивал Моцарта, так и турки не уничтожали армян. По этому поводу МИД Турции предлагает следующую информацию к размышлению: незадолго до смерти он признался, что был введен в заблуждение и сожалеет о «Муса-даге». Это обнаружилось благодаря одному из друзей Верфеля. МИД Турции при этом отмечает, что этим человеком был испанский еврей по имени Абрахам Сабар» (//www.haaretz. com/hasen/spages/914602.html) (Эрик Фейгл называет Альберта Эмейтью «Абрамом Сон Север (Abram Son Sever; корень слова «Эмейтью» в переводе означает «любитель воды», что переводится на турецкий как «Абрам Соу Север»).

А буквально на прошлой неделе стало известно, что с 4 декабря 2007 года в школах Турции и в разных странах мира демонстрируется подготовленный Генеральным штабом и Министерством образования Турции «документальный» фильм, в котором «опровергается» подлинность «телеграмм, приписываемых Талаату паше», берется под сомнение содержание «Синей книги» лорда Брайса, романа «Сорок дней горы Муса», отчеты посла Моргентау, якобы сфабрикованные армянами.

Примеры живучести посеянной А.Э. лжи можно легко умножить. Она повсюду - и в псевдоисторических сочинениях на тему армянской истории, прежде всего Геноцида, и в деятельности американских еврейских организаций, противостоящих принятию армянской резолюции, не говоря уже о турецкой и азербайджанской пропаганде. Короче говоря, во всех тех сферах, которые успела осквернить грязная рука А.Э. Живучи и его измышления относительно крупнейшего гуманиста и писателя XX века Франца Верфеля и его великого романа «Сорок дней Муса-дага». Живучи, к сожалению, не только в турецких буклетах. Откройте Электронную еврейскую энциклопедию (том I, кол. 654) и прочитайте статью, посвященную Францу Верфелю, в которой подробно перечислены все более или менее значительные произведения Верфеля, вплоть до отдельных стихотворений. Перечитайте еще раз. Да, вы не ошиблись. Роман «Сорок дней Муса-дага» среди произведений Верфеля не упоминается (www. eleven.co.il/article/10899/). Изгнан так же, как в свое время из нацистской Германии.

Доносы А.Э. продолжают делать свое черное дело, и складывается впечатление, что в еврейском мире сегодня он и ему подобные фальсификаторы взяли верх над благородными Верфелями. Надеемся, это только так кажется и изгнание книги Верфеля временное. Хотелось бы знать точно. Для нас, армян, это вопрос принципиальный: ведь от того, на чьей стороне еврейство - Верфеля или А.Э. - зависят настоящие и будущие отношения между нашими народами.

следующая статья