Левон Микаелян (Казарян) Журналист • Публицист • Переводчик
ТОМ ВТОРОЙ (2004- 2008)   >   2008   >   ФЛАГИ НА ПЛОЩАДИ, 8 июля

ФЛАГИ НА ПЛОЩАДИ

Как и ожидалось, виноватыми оказались журналисты, те, которые не только видели развевающиеся над митинговой площадью израильские флаги (их видели десятки тысяч людей и десятки журналистов), но и, выполняя свой профессиональный долг, засняли и написали о них. Написали, как и положено, сопровождая информацию собственными комментариями и предположениями.

И если в этой истории и было что-либо особенное помимо самого факта появления на политическом митинге флагов иностранного государства, то только то, что ни организаторы митинга, ни инициаторы этой акции не сочли нужным дать ей хоть какие-то объяснения, ни словом не обмолвилась о ней обычно жадная до сенсаций, шумная радикально-оппозиционная пресса. Только местная еврейская община в лице своего руководителя Риммы Варжапетян поспешила отмежеватьcя от нее.

Между тем, исходя из целого ряда общеизвестных обстоятельств и поступающей из самых разных источников разнообразной информации, акция эта безусловно требовала вразумительных объяснений, тем более что ни для кого не было секретом, что без ведома организаторов даже случайная ворона не могла пролететь над митингующей площадью. Но организаторы – и митинга в целом, и демонстрации израильских флагов -упорно молчали, и в этих условиях те, кто полагал, что эта не вполне обычная для ереванских митингов акция содержала в себе некий особый смысл, естественно, продолжали изредка возвращаться к этой теме, пытаясь обнаружить этот смысл.

Так прошел месяц, второй, третий... Но вот 6 июня в газете «Жаманак Ереван» появилась статья, из которой следовало, что в редакцию явилась г-жа Этель Аракелян-Шварцман, «больше 40 лет живущая в Армении еврейка», которая заявила буквально следующее: «Что касается наличия во время одного из митингов еврейского флага, то это была моя личная инициатива. Это был мой протест против совершенного против меня тяжкого преступления во главе с тахапетом Араиком Котанджяном. Часть моего дома взорвали за то, что я свою площадь сдала в аренду предвыборному штабу Левона Тер-Петросяна, а до этого отказалась ту же площадь предоставить «республиканцам». Я была крайне возмущена этим фактом, возмущена и сейчас».

Мы разделяем возмущение г-жи Шварцман и ждем по этому поводу разъяснений со стороны Полиции и Прокуратуры РА. Вместе с тем вызывает удивление то обстоятельство, что такая энергичная дама, как г-жа Шварцман (если не ошибаемся, несколько лет назад мы имели удовольствие видеть ее эмоциональное выступление по телеканалу ALM), да еще при поддержке всей оппозиции с ее прессой, при наличии международных наблюдателей (ведь речь идет о нападении на предвыборный штаб) не сумела добиться благоприятного для себя решения вопроса. И удивительно не только это. Я слышал в тот день по р/с «Свобода» практически прямой репортаж с места события. Вопли, причитания г-жи Шварцман и ее супруга Рафика Аракеляна (кстати, тогда они утверждали, что предоставили площадь Л.Т.-П. безвозмездно), комментарий журналиста производили гнетущее впечатление. И поэтому естественно было ждать продолжения истории. Но и р/с «Свобода», и оппозиционная пресса – молчок, ни звука. Невозможно понять, как можно было не воспользоваться столь «выигрышным» эпизодом. Но факт остается фактом – не воспользовались. И это молчание продолжается до сих пор, до появления упомянутой заметки в «ЖЕ». (Мы склонны полагать, что это молчание могло быть обусловлено нежеланием вносить дополнительный еврейский акцент в действия «движения» Л.Т.-П.)

Вызывает удивление и то обстоятельство, что г-жа Шварцман, судя по всему, прекрасно осведомленная о возникших вокруг появления на митинге израильских флагов разговорах, тем не менее более 3 месяцев не «вносила ясность» и позволяла, как сейчас утверждают, «спекулировать» на ее инициативе. Есть и другие вопросы, в том числе и такой: как могла, мягко говоря, немолодая женщина доставить огромный флаг на площадь и там размахивать им, что требует недюжинной силы? И как тем более она могла сделать это, если флагов (как ясно видно на снимке) таких было два? Рассказ г-жи Шварцман ответов на эти и другие возникающие вопросы не содержит, к тому же в нем вообще нет никакой конкретики. Между тем он содержит массу интересных фактов и рассуждений, не имеющих прямого отношения к теме данной статьи – флагам на площади. Возможно, у нас еще будет повод к нему вернуться. Здесь же мы не можем не процитировать очень важное, на наш взгляд, признание, на которое просим наших читателей обратить особое внимание: «Несколько слов об оппонентах и провокаторах. Кое-кто из считающих себя с 1996 года руководителями еврейской общины сыграл большую роль в ухудшении армяно-еврейских отношений. Это они написали в наш Кнессет письмо о том, что здесь якобы к евреям плохо относятся и евреи в Армении после 6 часов боятся выходить на улицу, чтобы их вдруг не убили. Они своей деятельностью способствуют вражде армян и евреев. Бегут к каждому приезжающему, мол, евреи здесь с голоду умирают, их угнетают и другую подобную ложь. Их я считаю врагом армян номер один, так как они сотрудничают с действующей властью и делают все только ради собственного интереса, собственного бизнеса». Продолжим историю с израильскими флагами, запомнив вопросы, вызванные как долгим молчанием, так и неожиданным признанием г-жи Шварцман. Вероятно, сомнительность ситуации почувствовали не только мы и вопросы возникли не только у нас. Поэтому версия, озвученная гжой Шварцман хотя и была принята к раскрутке, но опять как-то не сразу и с какими-то оговорками. Так, спустя почти 20 дней представитель Л.Т.П. Левон Зурабян в ответ на вопрос журналиста по поводу непрекращающихся разговоров об израильском флаге ответил: «Очередные дешевые спекуляции. Проживающие в нашей стране национальные меньшинства приносят на митинги флаги своих родных стран, что очень приятно. Я скажу, кто принес этот флаг: одна женщина, еврейка по национальности, гражданка Армении. Только и всего» (Иравунк de facto, 24-26.06). Сдержанность г-на Зурабяна понятна - он-то точно знает, что к чему. В тот же день, 26 июня, вдруг решил порассуждать на тему флага и главный редактор «Аравота». Арам Абрамян, к его чести, явно не осведомленный и не посвященный в тайны «левоновского двора», рассматривает две версии. Одна безнадежно устаревшая: «Некоторые полагают,
что это провокация со стороны властей, направленная на компрометацию их противников» (вспомнилось, как на следующий день после демонстрации кадров с израильским флагом по телевидению водитель маршрутки, фанатичный последователь Л.Т.-П., на все доводы возмущенных увиденным пассажиров флегматично отвечал: «саркаца»). Другая «хитроумная» версия Арама Абрамяна состоит в том, что израильский флаг – это «наживка», заброшенная оппозицией, и «Айлур», заглотив ее, стал демонстрировать свое негативное отношение к «этим таинственным иудео-масонским международным центрам». Считая, что уловка удалась, гн Абрамян закрывает тему назиданием: «Нужно действительно не видеть дальше собственного носа, чтобы не понимать, к чему может привести вражда с этими кругами». Что правда, то правда, тут не поспоришь. Но, с другой стороны, что случилось, то случилось. Вот бы г-ну Абрамяну предостеречь непонятливых «аналитиков» (кавычки А.Абрамяна) «Айлура» заранее.

Находящийся в розыске один из главных организаторов митингов Никол Пашинян в тот же день 26 июня (обратим внимание: как молчали, так и заговорили дружно) в своей газете также поднял этот вопрос, как всегда пренебрегая фактами и логикой. Вот что пишет беглый лидер левоновского агитпропа: «Лично не видел, но много слышал о том, что Общественное телевидение Армении очень любит демонстрировать кадры, в которых видно, что на нашем митинге на площади Свободы, даже на подиуме развевается государственный флаг Израиля. Не могу отрицать, было такое. В этот же день на подиуме развевались также флаги Франции, США, Украины, России, Грузии, Евросоюза, если не ошибаюсь, также Польши и Ливана. Кто принес эти флаги на площадь Свободы и почему? Эти флаги принесли на площадь граждане Армении, у которых в этих странах есть родственники, и эти родственники позвонили в Ереван и сказали, что они вместе с айастанцами со сходной с ними судьбой присоединяются к всенародному движению, именно это символизировали эти флаги. Конкретно флаг Израиля принес(ла?) житель(ница?) общины Зейтун Еревана, сын которого(ой?), чтобы избавиться от беззаконий полиции, выехал на постоянное жительство в Израиль. Но это несущественно, а существенно то, почему «Айлур» постоянно демонстрирует кадры с флагом Израиля. Ясно почему - чтобы доказать, что наше всенародное движение – это «еврейско-масонский заговор».

Очевидно, что Никол несет полную чушь, возможно - озвучивая одну из предварительных версий. Его последующие «рассуждения» якобы полной самостоятельности левоновского «движения» мы опускаем, однако процитируем заключительные строки, которые ясно демонстрируют страстное его желание натравить могущественные еврейские международные организации на власти Армении и с их помощью достичь желанной цели: «Если властям РА не нравится государственный флаг Израиля, - демагогически разглагольствует он, - пусть они разорвут дипломатические отношения с Израилем и выделят из госбюджета деньги на строительство на площади Свободы мемориала, «увековечивающего память» Гитлера». Таков жалкий уровень мышления и подлый характер нашей рвущейся к власти оппозиции.

Так выглядит на сегодня предлагаемая нам история с появлением израильских флагов на политическом митинге (преследующем цель последующего захвата власти), взятая сама по себе, вне контекста времени, обстоятельств и других подобных историй. Хотя, конечно, суть ее понять вне этого контекста невозможно. В этом плане характерно, что все оппозиционные комментаторы упорно не желают вспоминать, что демонстрация флагов сопровождалась исполнением Левоном Тер-Петросяном культового еврейского танца. Молчат, видимо, все еще сочиняют очередную «убедительную» легенду. А может быть, ждут, пока появится некто и сообщит нам, что это он, а не Левон танцевал на подиуме. Или надеются, что сумеют убедить весь армянский народ, будто сцена нам померещилась. И чтобы такое не произошло, необходимо, чтобы «Айлур» почаще демонстрировал эти многозначительные кадры. До тех пор, пока мы не получим достоверные и убедительные ответы на все вопросы и прежде всего на главный вопрос, который задала в своем монологе многоопытная г-жа Шварцман: «При чем тут евреи, если армянский народ борется за право своего свободного выбора?» Именно это и мы хотим понять.

следующая статья