Левон Микаелян (Казарян) Журналист • Публицист • Переводчик
ТОМ ВТОРОЙ (2004- 2008)   >   2005   >   ДЕЛО НЕ В ВАРИАНТАХ - ДЕЛО В НАС, 20 января

ДЕЛО НЕ В ВАРИАНТАХ - ДЕЛО В НАС

Не выдвинув в качестве обязательного условия признание Геноцида армян, Евросоюз тем не менее оставил за собой право вернуться к этому вопросу после начала процесса переговоров с Турцией, назначенных, как известно, на 3 октября текущего года. Судя по всему, турки достаточно серьезно относятся к этой вполне реальной угрозе, хорошо понимая те глобальные последствия, к которым она, безусловно, может привести. Осознанием этой грядущей опасности объясняются как прямые заявления по этому поводу турецких официальных лиц, так и дипломатические ходы, внешне вроде бы и не имеющие отношения к данной проблеме.

Зная гибкость и хитроумие турецкой внешней политики, можно не сомневаться, что будет сделано все возможное и невозможное для того, чтобы нейтрализовать и объективное требование истории, и естественно активизировавшуюся деятельность армян. Понятно, что для этого непременно и даже в первую очередь будут использованы самые различные внешние факторы и силы, вплоть до «пятой», протурецкой колонны в самой Армении.

Конечно, Турция и сегодня была бы не прочь прибегнуть к традиционному для себя радикальному способу «решения» Армянского вопроса. Скрытые или явные намеки на это звучат постоянно. Однако времена вроде бы «не те», хотя для турок дело не во временах, а в благоприятной ситуации, подобной той, которая сложилась 90 лет назад, в ходе Первой мировой войны.

Между тем силовые методы в той или иной форме вовсе не исключаются, ибо очевидно, что ни действующее руководство Армении, ни зарубежные армяне, ни армянский народ в целом от своего намерения добиться признания Геноцида, в том числе и самой Турцией, добровольно никогда не откажутся.

Один из таких вариантов, на наш взгляд, достаточно маловероятный, озвучен, кстати, нашими внутренними туркофилами - возобновление войны со стороны Азербайджана. Это, конечно, могло бы стать мощным дестабилизирующим фактором с самыми непредсказуемыми последствиями, но именно непредсказуемость и делает этот вариант практически невероятным.

Судя по всему, определенные надежды связывала Турция с Россией, в частности, об этом, скорее всего, шла речь во время визита премьера Эрдогана в Москву. Однако попытка эта успеха не имела, как свидетельствует заявление министра обороны С. Иванова об отказе России оказывать какое-либо давление на Армению («подталкивать ее в том или ином направлении»), а также крайне раздраженное заявление самого Эрдогана сразу же по возвращении в Анкару, в котором он потребовал от Армении подтвердить свою приверженность Карсскому договору, «иначе Турция также не признает его».

Конечно, было бы непростительной наивностью полагать, будто подобные заявления могут носить спонтанный или эмоциональный характер, поэтому они требуют особого и тщательного анализа. Здесь только отметим, что денонсация Турцией Карсского договора автоматически означает возвращение к предшествовавшему его заключению состоянию войны, исключающему возможность какого-либо улучшения отношений между двумя странами.

Это заявление уже оценено в прессе как откровенный шантаж, однако повторим: его всесторонний анализ еще впереди, тем более что шантаж этот в ближайшее время, безусловно, получит свое развитие.

Всемерная поддержка США, как всегда, Турции обеспечена. Формы этой поддержки могут быть весьма многообразными. Ею, в частности, можно объяснить и появление в ведущих газетах США утверждений о необходимости внешнего вмешательства в дела Армении. Случайно ли, что в ходе этой кампании зазвучал голос и небезызвестного Дэйвида Филипса (координатора пресловутой Комиссии по турецко-армянскому примирению), вновь призывающего Армению вывести российские базы и уповать на милость Турции. Вмешательство в дела Армении в данном контексте не может означать ничего иного, как очередную «революцию», в результате которой к власти придут силы, которые незамедлительно заявят о готовности Армении передать вопрос Геноцида на изучение историкам. После чего какие-либо требования мирового сообщества, в частности того же Евросоюза, признать Геноцид будут выглядеть по меньшей мере нонсенсом.

Учитывают ли возможность подобных последствий смены власти те жаждущие ее силы, которые сегодня угодливо предлагают использовать себя в любом качестве, лишь бы урвать кусочек «революционного» пирога? Мы не говорим о тех, кто, как АОД, традиционно заявляет о своей готовности принести в жертву западным ценностям национальные интересы или, как Арам З. Саркисян с недавних пор, открыто заявляет о такой же готовности. Мы говорим о тех, кто наивно надеется, что сотрудничество с «внешним вмешательством» позволит им сохранить национальное достоинство и верность национальным идеалам. Не надейтесь!

Возможны и иные благоприятные для Турции варианты развития событий. Возможны и комбинации указанных вариантов. Нет ли, к примеру, связи между угрозой Турции вернуться к состоянию войны и американскими советами вывести из Армении российские базы? Или о необходимости внешнего вмешательства, в результате которого к власти придут силы, готовые осуществить все эти антиармянские проекты? Вполне возможно.

Как возможны и другие кажущиеся пока немыслимыми варианты. Так что дело не в вариантах. Дело в нас.

Ибо только от нас в конечном итоге зависит, позволим ли мы любым внешним силам или нашим собственным продажным политиканам помочь Турции в ее попытках уйти от ответственности в год 90-летия Геноцида. 

следующая статья