Левон Микаелян (Казарян) Журналист • Публицист • Переводчик
ТОМ ТРЕТИЙ (2008- 2011)   >   2009   >   $350 МЛН ЗА РЕШЕНИЕ О ПРИВАТИЗАЦИИ Гарантии президента Алиева, 4 июля

$350 МЛН ЗА РЕШЕНИЕ О ПРИВАТИЗАЦИИ Гарантии президента Алиева

Среди имен, звучащих в ходе судебного разбирательства в зале Манхэттенского окружного суда, наибольшее внимание, естественно, привлекает фигура многолетнего функционера Демократической партии, бывшего сенатора, советника президента Обамы и его представителя на Ближнем Востоке Митчелла. На суде он выступает в качестве свидетеля защиты и чуть ли не жертвы махинаций «пражского пирата» Козени, вследствие которых потерял 200000 долларов. Между тем в ходе почти 4-часового допроса экс-сенатору приходилось отбиваться от неприятных вопросов и вновь и вновь доказывать, что он не знал о коррупционном характере сделки... И хотя Министерство юстиции не имеет к нему претензий, фигура экс-сенатора привлекает в эти дни всеобщее внимание и потому, что, как образно писала американская пресса еще накануне процесса, «администрация Обамы в некотором смысле кусает себе локти по поводу будущего судебного разбирательства в отношении Козени и его сообщников. Прежде всего потому, что замешанный в деле Джордж Митчелл является представителем Вашингтона на Ближнем Востоке».

Представитель администрации Обамы на Ближнем Востоке

Действительно, у администрации Обамы есть причины для беспокойства, и не только потому, что в грязном коррупционном скандале замешан высокий представитель этой администрации, советник президента, что, несомненно, бросает тень на всю команду демократов, но и потому, что именно персона Митчелла способствует небезосновательным опасениям, что данное дело может осложнить отношения между Вашингтоном и Баку.

Из официальной биографии Джорджа Джона Митчелла: 1980-1995 – сенатор США от штата Мэн, 1989-1995 – лидер сенатского большинства, 1995-2000 – специальный советник президента США Билла Клинтона, 2004-2007 – председатель совета директоров The Walt Disney Company, с 22 января 2009 года – специальный представитель США на Ближнем Востоке (при президенте Бараке Обаме и госсекретаре Хиллари Клинтон).

Нас интересует 1997 год, когда под впечатлением вечеринки, организованной Козени в Аспене (Колорадо), где дома Козени и Бурке соседствуют, Митчелл оказался среди инвесторов, предоставивших Козени капиталы на покупку SOCAR. Он вложил в фонд «Омега Адвайсерс» (Omega Advisers) $200 тысяч. Впоследствии эти деньги, как и 300 млн американских долларов, были переданы высокопоставленным азербайджанским чиновникам или присвоены самим Козени.

19 июня Митчелл дал показания в суде. По сообщению газеты «Вашингтон Пост», во время слушаний Митчелл, в частности, сказал: «В то время я был посредником мирных переговоров в Северной Ирландии, поэтому не имел времени интересоваться судьбой вложенных в Фонд Козени денег. Я не интересовался и тем, на что вложил эти деньги. Повидимому, работа с инвесторами не мое дело». Митчелл заявил и о том, что ему не было известно, на что будут использованы инвестиции Фонда Козени и могут ли быть они использованы для дачи взятки. По его словам, несмотря на пересылку документов о деятельности фонда в его офис в Вашингтоне, он не знакомился с ними: «Я был очень занят. Для перечисления денег в фонд я дал чек. Я верил лично Бурке и доверял ему. Это были не все мои средства, однако значимая их часть».

Митчелл также сказал, что «до этого Бурке не просил меня вкладывать средства в его инвестиционный фонд, так как знал, что я был сенатором и у меня не было денег». Эта фраза вызвала смех в зале суда.

К концу допроса советника Обамы помощник прокурора Гарри Чернофф спросил Митчелла, верит ли он все еще Бурке настолько, чтобы еще раз вложить 200 тыс. долларов в его предприятие. «Начиная с того времени я нанял финансового советника, - сказал Митчелл с усмешкой, вызвав этим ответом еще больший смех среди присяжных и участников. -Сейчас я полностью ему доверяю». Он также сказал, что сожалеет о сделанных в фонд Бурке инвестициях. Газета напоминает, что Бурке в 2005 году был обвинен в нарушении закона о ведении дел с иностранными должностными лицами в результате предложения сотен миллионов долларов высшим азербайджанским чиновникам в обмен на выгодную нефтяную сделку. Согласно этому закону, предложение оплат иностранным правительственным чиновникам с целью завладения или удерживания в своих руках бизнеса является преступлением. Обвинение утверждает, что кроме наличных денег обвиняемые предоставляли указанным чиновникам бриллианты, предметы роскоши и бесплатное медицинское обслуживание.

Ирония судьбы сенатора Митчелла, или Инвойс для расходов по уходу за ребенком

Отчет проправительственной «Вашингтон Пост» о допросе Джорджа Митчелла далеко не полон. По понятным причинам. Отсутствующие детали можно восполнить из репортажа корреспондента информационного агентства Блумберг (Bloomberg), едва ли не единственного в США, проявляющего стойкий интерес к делу.

В частности, корреспондент Блумберга подробно остановился на показаниях еще одного свидетеля - швейцарского адвоката Ганса Бодмера, который занимался финансовой проектировкой операции в Азербайджане. Еще до начала процесса стало известно, что Бодмер заключил соглашение с Департаментом юстиции, вследствие которого признал себя виновным и дает свидетельские показания в обмен на смягчение приговора. Этот Бодмер и рассказал о некоторых любопытных подробностях, проливающих дополнительный свет на роль экс-сенатора в сделке Козени. Так, он поведал, что Митчелп согласился стать директором компаний Козени за $100 тыс. в год и 50 тыс. «на расходы».

Тут обвинитель показал присяжным инвойс, утвержденный Митчеллом, в котором он просил возместить ему расходы по уходу за ребенком ($5050), которые Козени согласился компенсировать. «Мистер Митчелл должен был получить 1% акций компании Козени за согласие работать у него директором», - уточнил Бодмер.

Митчелл согласился присутствовать на открытии инвестиционного банка Козени в Баку и встретиться с президентом Гейдаром Алиевым. По словам Митчелла, во время встречи они говорили в основном о мирных переговорах в Северной Ирландии, на которых Митчелл выступал посредником, и лишь кратко о деле SOCAR. «Алиев сказал, что они намерены продвигать дело приватизации, однако продажа SOCАR идет медленно по причине размеров и значения компании».

Азербайджаноязычное радио «Азадлыг» передало 23 июня материал Шахлы Султановой под заголовком «Приватизацию нефтяной компании обещали Алиевы». Автор утверждает, что «в ходе судебного процесса было установлено, что сенатор обсуждал находящийся в центре внимания следствия бизнес с бывшим тогда президентом АР Г.Алиевым и его сыном, вице-президентом ГНКАР И.Алиевым». Р/с «Азадлыг» сообщила любопытную деталь, о которой американские СМИ умалчивают. Оказывается, сенатор Митчелл - инициатор законопроекта, запрещающего американцам давать взятки как в стране, так и за ее пределами. «Допрос сенатора в судебном процессе именно в связи с нарушением им этого закона, вероятно, ирония судьбы».

Наконец, «Азадлыг» прямо утверждает, что «в 1998 году сенатор Митчелл посетил Баку и встретился с тогдашним председателем Госкомимущества Надиром Насибовым, президентом Г.Алиевым и вице-президентом ГНКАР И.Алиевым. Согласно показаниям бывшего сенатора, отец и сын Алиевы обещали ему приватизацию нефтекомпании. Митчелл умолчал о том, взамен чего Алиевы обещали это. Обвинение утверждает, что руководству Азербайджана была дана взятка на сумму в $350 млн».

Советник президента Обамы оправдывался тем, что ему не было известно о взятках и что он оставил пост директора правления компаний Бурке, как только ему стало известно в октябре 1999 года об утверждениях по поводу мошенничества и причастности к нему Козени. Он посоветовал и Бурке приостановить инвестиции. Однако Бурке отказался и в свою очередь попросил Митчелла организовать встречу с Алиевым, чтобы пожаловаться на Козени.
То же радио сообщает, что во время пребывания Джорджа Митчелла в Баку в 1998 году посол США Стенли Эскудеро показал ему журнал Fortune, где была напечатана статья о Козени под заголовком «Пражский пират». Однако ни тогда, ни после раскрытия аферы Митчелл не порывал связей с «пиратом». Раз во время процесса, пусть мимоходом, всплыло имя посла Стенли Эскудеро, то нам в отношении него, как и всех остальных, остается задать главный вопрос: а знал ли посол США о коррупционных договоренностях, когда предупреждал сенатора о сомнительной репутации Козени? На этот вопрос вряд ли можно ответить однозначно, но раз уж имя произнесено, то, воспользовавшись случаем, скажем о г-не Эскудеро несколько слов.

По материалам зарубежных информагентств подготовил Левон МИКАЕЛЯН.

Продолжение в следующем номере «ГА».

следующая статья