100 СПОСОБОВ УНИЖЕНИЯ И ОСКОРБЛЕНИЯ
Отношение к старикам - верный и вечный критерий духовного, нравственного состояния общества и государства. И хотя о падении наших нравов в последнее десятилетие буквально вопиют все возможные критерии, этот, вероятно, вопиет громче всех.
Описывать положение, беды и проблемы наших пожилых людей и престарелых нет необходимости - они живут вместе и рядом с нами. Об их одиночестве, заброшенности, жизни впроголодь, мизерных пенсиях и пособиях, недоступности медицинской помощи и лекарств известно и написано достаточно. Но - и как бы кощунственно это ни прозвучало, ибо все перечисленное выше для стариков в буквальном смысле вопрос жизни и смерти - главная их трагедия даже не в этом. Главная трагедия наших стариков - это унижение и оскорбление их человеческого достоинства, которым они подвергаются на каждом шагу, прежде всего со стороны государства.
Это постепенно укореняющееся и становящееся все более обыденным у нас явление выглядит тем более отвратительным, что мы, армяне, в какие бы европейские структуры нас ни принимали, были и есть в своем отношении к старшим, пожилым, престарелым народом восточным. Сегодня заколебалась и эта, казалось, незыблемая нравственная опора армянского общества. Разрушительные последствия скажутся очень скоро и уже сказываются.
По большому счету у нас нет ни одного не униженного и не оскорбленного пенсионера. Сама 7-8-долларовая пенсия или пособие по бедности людям, всю свою жизнь трудившимся на благо страны и некогда уверенным в своей обеспеченной старости, - уже есть унижение их человеческого достоинства. Многие смирились со своим нищенским существованием, с мыслью о том, что за то время, которое им отпущено Господом, вряд ли их жизнь изменится к лучшему. Но есть вещи, с которыми смириться невозможно, и прежде всего с несправедливостью и унижением. Об этом свидетельствуют и письма, поступающие в «ГА».
Сколько стоит почет
Одно из писем - обращение к руководству РА КОМИТЕТА ЗАЩИТЫ СОЦИАЛЬНЫХ ПРАВ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ-ПЕНСИОНЕРОВ - мы публикуем в сегодняшнем номере нашей газеты.
О том, как просто у нас одним бездушным росчерком пера унизить достоинство людей, рассказывает письмо бывшего военного железнодорожника, инвалида II группы Александра ГРИГОРЯНА. Всю жизнь А. Григорян, а ему уже 86 лет, гордился своим участием в ВОВ и боевыми наградами. Еще в советские времена было узаконено, что пенсионеры, которые «состояли на штатных должностях по вольному найму в частях действующей армии, имеют право на льготы». Это их право было подтверждено и в независимой Армении. Все последние годы военные железнодорожники получали «почетную выплату» - то 3500, то 1750, то 4300 драмов.
Но вот недавно в собесе общины Центр А. Григоряну объявили: согласно постановлению правительства, «вы не являетесь прямым участником ВОВ и почетная выплата вам не положена». Нужно, мол, пишет нам А. Григорян, заделывать трещину в бюджете страны. А таких бывших военных железнодорожников в Армении осталось меньше десятка человек! Могут ли отобранные у них и «пополнившие бюджет» несколько тысяч драмов сравняться с тем оскорблением, которое нанесено заслуженным людям на склоне лет?
Месть чиновника - страшная кара
А как можно смириться с «узаконенными» поборами разносящих пенсии и пособия почтальонов или обысками, унизительным вмешательством в частную жизнь, откровенным вымогательством инспекторов социальной службы при назначении пособий по бедности? Это явление массовое, но люди молчат, опасаясь мести социальных служащих. А возможности мщения у них безграничны, ибо в таком важном государственном деле нет ни ясности, ни гласности. Люди находятся в полной зависимости от таинственного «компьютера», который якобы выдает объективную информацию о каждой семье, но эта информация почему-то кардинально меняется в благоприятную сторону после вручения требуемой суммы социальному сотруднику. Об аппетитах же социальных вымогателей свидетельствует обнародованный в уголовной хронике конца августа следующий факт.
Тайны компьютера
Инспектор территориального центра соцобеспечения Л.САРКИСЯН в далеком селе Акунк Варденисского района потребовал (а) за включение в список получающих пособие 10000 драмов. Возможно, огромность этой для нищих сельчан суммы инспектор объяснит тем, что ему приходится делиться с «компьютером». Однако факт этот показателен и тем, что сообщивший в органы ВД о вымогательстве С.ГЕВОРКЯН наверняка убежден в том, что он имеет полное право на получение пособия. Иначе бы пошел на сделку. Но все дело в том, что никто не может быть уверен в этом праве, так как никто своих прав не знает и знать не может. Чем больше «механизмов» (известно, что их число уже достигло 30) определения уровня бедности придумывают наши социальные изобретатели, тем больше возможностей «уговорить» «компьютер».
А если люди пытаются уяснить, например, новый порядок расчета и выдачи пособий, определенный решением правительства N350 от 3 июля, то из Управления социальной службы Министерства социального обеспечения им «объясняют»: «Право на получение пособия по бедности имеют те учтенные в системе оценки необеспеченности семьи, индекс необеспеченности которых выше уровня предельного индекса необеспеченности на момент вступления его в действие. Пособие по бедности рассчитывается прибавлением к базовой части пособия по бедности суммы, выделяющейся каждому члену семьи. Пособие по бедности выплачивается с момента введения в действие уровня индекса необеспеченности...» Подобные «объяснения» и помогают социальным сотрудникам заявлять практически всем, что вообще-то их «индекс» не дает им права на получение пособия, но...
Докажи, что ты жив
Как, наконец, можно мириться с тем, что пенсионеры вынуждены постоянно доказывать, что они - живы?
Особенно это касается тех, а таких тысячи, кто не в состоянии добраться до почты или сбербанка. Конечно, пенсию могут принести и домой, но существуют сотни причин, почему пенсионеры хотят получить деньги именно в сбербанке. И это в конце концов их законное право. Во всем мире на этот случай существует такой выход из положения, как доверенность. Существует он и у нас. Да вот беда - срок действия доверенности ограничен ныне тремя месяцами (фактически двумя, так как один используется уже при оформлении). И вот каждые три месяца возникает одна и та же проблема: как добраться до сбербанка или вызвать нотариуса на дом, чтобы оформить доверенность?
Почему возникла эта проблема, ведь раньше срок действия доверенности был три года? А потому, объясняют чиновники, что некоторые пенсионеры выезжают из страны или хуже того - умирают, а их родственники, скрывая это обстоятельство, продолжают получать за них пенсии. Конечно, такие случаи были, в нашей жизни всякое случается. Но ведь это проблема социальных служб, и непонятно, зачем должна страдать масса честных пенсионеров, которых подавляющее большинство.
А вот еще одно наше отечественное нововведение в систему социальных выплат. Вначале приведем официальную версию. Если пенсионер в течение 6 месяцев не снимает со счета свою пенсию, то деньги депонируются. Если пенсионер обратится в территориальный центр с просьбой выдать ему деньги, то в течение недели - 10 дней может получить всю сумму. Ничьи права не ущемляются, проценты также выдаются. Нас уверили, что все это делается в соответствии с законом.
Между тем очевидно, что само требование к вкладчику снимать деньги со счета в какой-то определенный срок - есть грубое нарушение его прав и противоречит самой логике хранения и накопления денег в сбербанке. Пенсионный фонд обязан лишь перечислять деньги на счет пенсионера в сбербанке, а уж тот сам решает, как и когда распорядиться ими. Кроме того, как нам стало известно от сотрудников нескольких отделений сбербанка, в апреле нынешнего года им было приказано составить список пенсионеров, не получающих пенсию 3 месяца (а не 6, как нас извещают официальные лица) и уже в июне пенсии на их счета не были перечислены. Не все так гладко и с процентами, особенно в случае получения накопившейся пенсии в территориальных центрах социального обеспечения, хотя бы потому, что социальные службы, не являясь банками, начислять проценты просто не имеют права.
Черствые и корыстные души
Те же официальные лица, удивившись нашим интересом к этому вопросу, сообщили, что 99% пенсионеров получают свои пенсии своевременно, и речь идет лишь об 1%. Цифра эта явно занижена, но и она составляет 5-6 тысяч человек. Подчеркнем, 5-6 тысяч престарелых, больных инвалидов. Почему они невольно оказываются втянутыми в эти вовсе не такие уж невинные бюрократические игры, терпеть унижения, поборы или хотя бы какие-то дополнительные неудобства?
Примеров масса. Вот совсем свежий случай. Почтальон неожиданно сообщил пенсионерке, что пенсию за июль ей следует получить в территориальном центре социальной службы. Вероятно, не доверяя уже и почтальонам, хотят на месте убедиться, что пенсионерка еще жива. И вот пенсионерка три субботы (она работает) без толку тащится в этот несчастный центр, пока удается наконец получить пенсию. И опять же вопрос: кто и по какому праву принимает подобные решения?
Между тем социальная служба лучше всех знает, кто живой, а кто, к сожалению, мертвый. Приведем еще один, совсем уж дикий случай. Умер недавно пенсионер. Как известно, в таких случаях семье покойного причитается пенсия за год (в среднем около 50 тыс. драмов). Так вот, буквально в день смерти в дом является почтальон и приносит пенсию за год. Семья покойного ошеломлена подобным служебным рвением, однако все объяснилось, когда с них потребовали за услугу 10 тыс. драмов. Деньги в подобной ситуации очень нужны, но семья не могла смириться с подобным грабежом и предложила 2 тыс. Как вы думаете, получили они деньги?
А под конец расскажем и о случае, происшедшим на днях с сотрудником нашей редакции. Заходит к нему почтальон (наш сотрудник не знает, старый или новоназначенный, ибо пенсии он не получает) и заявляет, что принес пенсию такому-то. Адрес совпадает, но указанный «пенсионер» в этой квартире никогда не жил. Таких «мертвых душ», получающих пенсии, тысячи. Газета «Иравунк» (8-14 сентября) пишет, что, «возможно, существует широкая преступная цепь с вовлечением похоронного бюро, служб соцобеспечения и отделений связи, которая занимается получением пенсий, пособий и других средств на имена умерших людей». Эти умершие «получают» деньги, которые предназначены живым.
Уже в сентябрьской криминальной хронике сообщалось о том, что почтальон отделения связи N1 Г.Аветисян присвоил 930 тысяч драмов. Как нам сообщили в МВД, это были пенсионные деньги.
Пока готовился этот материал, стало известно, что председатель Пенсионного фонда Заре Саркисян переведен на другую работу, а сам фонд получил новое название - Государственный фонд социального обеспечения РА. Может быть, его новый руководитель Фрунзик МУШЕГЯН сможет перестроить работу этой организации таким образом, чтобы у наших стариков-пенсионеров стало меньше проблем и унижений? Этому должны способствовать и соответствующие решения и постановления правительства, которое в обнародованном реестре намеченных мероприятий прямо обещает навести порядок и в социальной службе.
следующая статья