Левон Микаелян (Казарян) Журналист • Публицист • Переводчик
ТОМ ПЕРВЫЙ (1995 - 2003)   >   2001   >   ЗА ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, 29 сентября

ЗА ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Убийство начальника контрольной службы премьер-министра РА Гагика Погосяна стоит особняком в ряду громких убийств последних лет. За исключением террористического акта 27 октября, истинная подоплека которого пока не установлена судом, все они сводились к нескольким примитивным мотивациям, характерным для мафиозно-клановых, пораженных коррупцией стран. А главной особенностью подобных стран является сращенность государственной власти с преступным миром, которую в Армении еще в 1994г. публично констатировал такой знаток вопроса, как Вано Сирадегян. В отличие от цивилизованного мира, где кровавые разборки происходят, как правило, внутри преступного сообщества, а государство ведет борьбу с мафиями и кланами, у нас государство и общество выступают в роли жертвы преступного сообщничества представителей власти и криминального мира. Что, по сути, зачастую одно и то же.

Убийство Гагика Погосяна - прямое свидетельство того, что эта казавшаяся и кажущаяся незыблемой ситуация может измениться. Следствие, конечно, еще не закончено, однако все - от самого премьера до журналистов убеждены, что убийство Гагика Погосяна связано с его профессиональной деятельностью. И в данном случае понятию «профессиональная деятельность» возвращен его истинный смысл. Ведь Гагика Погосяна, как это бывало, убили не потому, что он, занимая высокую государственную должность, не мог не быть причастным к разного рода сомнительным делам, а потому, что, занимая государственную должность, он пытался защищать интересы государства. В его лице государство пыталось вступить в борьбу с коррумпированным преступным миром, то есть пыталось выполнить ту функцию государства, которая принадлежит ему в цивилизованном мире.

Убийство - всегда крайнее средство. Даже в таких странах, как наша, где «громкие» убийства редко раскрываются, на убийство идут только в тех случаях, когда не могут договориться и когда не действуют угрозы. Известно, что по отношению к Гагику Погосяну оба метода были использованы, об этом он сам говорил публично. Не подействовало, и максимум, чего удавалось добиться опасавшимся его, - это отстранение от должностей, в частности министра по госдоходам.

Видимо, давление на премьера (а может быть, и на президента) было огромным. Однако показательно, что премьер, вынужденно перемещая Г.Погосяна с должности на должность, неизменно сохранял его при себе хотя бы в качестве советника. Ясно, что в данном случае это была не забота о трудоустройстве близкого друга, так как общеизвестно, что Г.Погосян был человеком далеко не бедным и вполне мог жить беззаботно, занимаясь собственным бизнесом.

С другой стороны, на убийство идут тогда, когда уверены, что устранение одного человека решит все проблемы. То есть государственный механизм сам по себе не способен или не захочет довести начатое до конца и преемник устраненного чиновника, скорее всего, окажется не столь принципиальным и с ним можно будет договориться или его возможно будет запугать. Насколько верным окажется этот расчет в данном случае, сейчас трудно судить, но то, что в нашей действительности подобные расчеты небезосновательны, - факт.

Документы, составленные Г.Погосяном в последние месяцы, относятся к различным сферам нашей экономической и хозяйственной жизни. Они отличаются дотошностью и беспристрастностью расследования конкретных случаев преступлений, однако главное в них, на наш взгляд, разоблачение и демонстрация отлаженных в нашей стране механизмов и методов подобных деяний. Эти методы поражают своей примитивностью и наглостью, которую можно объяснить только уверенностью в своей безнаказанности.

Вот, например, операция, осуществленная министром охраны природы Мурадом Мурадяном и описанная в докладной Г.Погосяна премьеру («Айоц ашхар», 15, 20-21 сентября).

В сентябре 2000г. М.Мурадян направляет в Министерство по управлению госимуществом список предприятий, подлежащих, по его мнению, приватизации. 27 июня 2001г. НС утверждает этот список. За это время, как сказано в докладной, М.Мурадян «предпринял все возможные шаги по отчуждению или списанию более или менее пригодных основных и
оборотных средств предприятий Управления геологии. А в конце сдал в аренду 6 геологоразведочных баз со всем их имуществом».

Для проведения этой операции еще в январе 2001г. начальником Управления геологии был назначен уже имеющий судимость за воровство Вардан Карагезян. Свои люди были назначены и в подлежащие раскулачиванию государственные ЗАО «Экосервис», «Карин Гео», «Лорва Гео», «Гугарк Гео». В завершение и. о. директора предприятия «Колчедан» был назначен С.Мкртчян, а заместителем министра Грайр Товмасян, учредитель ООО «Мего Голд». Именно на счета «Колчедана» и «Мего Голд» и была переведена по цене металлолома львиная доля основных оборотных средств вышеперечисленных предприятий. Таким вот наглым образом с начала года до 20 июля наше государство обеднело на 150-200 млн драмов.

А 20 июля, за день до своей отставки, М.Мурадян спешно подписывает еще несколько документов, в частности о передаче 8 бурильных установок и 1 автокрана, принадлежащих ГЗАО «Джраан», предприятиям, принадлежащим депутату Акопу Акопяну. Таково краткое содержание только одной из афер, описанных в докладной Г.Погосяна. В настоящее время В.Карагезян и С.Мкртчян арестованы, а сам М.Мурадян, по информации газеты «Еркир», еще в период 2-6 сентября вместе с определенным капиталом и семьей отбыл в США. О дальнейшем развитии событий мы, конечно, будем информировать наших читателей.

Но уже сейчас нельзя не сказать вот о чем. Неужели подкупленные или запуганные избиратели, отдавшие свои голоса за Мурада Мурадяна, не знали, что представляет собой этот человек? Неужели депгруппа «Стабильность», предложившая его на пост министра охраны природы, и назначившие его на этот пост не знали, кого они предлагают и назначают? Неужели поведение М. Мурадяна на этом посту стало для кого-то неожиданностью? И неужели должен был погибнуть Гагик Погосян, чтобы преступные деяния министра стали достоянием общественности?

Надеемся, государственная карьера М. Мурадяна закончилась и от справедливого наказания он не уйдет, где бы ни скрывался. Но только ли он? И только ли охрана природы? Ведь в конце концов сам Мурад Мурадян в интервью, данном уже после отстранения от должности, говорил о раскрытых им злоупотреблениях, мафии, действующей в системе, и грозился назвать 20-25 имен людей, от которых «должна избавиться страна, чтобы выпрямиться».

Деятельность правительства по разоблачению и наказанию коррупционеров, воров, расхитителей должна быть продолжена, и только это может убедить общество, что государство действительно готово вступить в борьбу с мафиозно-клановой системой. И только это может убедить преступников, что они ошиблись в своих расчетах, убивая Гагика Погосяна. В конце концов только это может доказать, что он погиб не зря.