Левон Микаелян (Казарян) Журналист • Публицист • Переводчик
ТОМ ТРЕТИЙ (2008- 2011)   >   2010   >   ЧУДЕСА ТВОРЯТ ИСТИННАЯ ВЕРА В ГОСПОДА И ПАТРИОТИЗМ, 19 октября

ЧУДЕСА ТВОРЯТ ИСТИННАЯ ВЕРА В ГОСПОДА И ПАТРИОТИЗМ

Повелением Католикоса Всех Армян Гарегина II и благословением предводителя Новонахиджеванской и Российской епархии Армянской Апостольской Церкви епископа Езраса подготовлен и издан уникальный труд «Армянские церкови Российской империи (1717-1917)». Руководитель проекта епископ Езрас (Нерсисян). Редакционная коллегия: Вирабян А.С., Мирзоян С.С., Крбекян В.Г., Авакян Г.Г. Энциклопедия опубликована ереванским издательством «Тигран Мец», генеральный директор которого В.В.Маркосян взял на себя расходы по изданию в качестве «дара во славу Господа и благоденствия Церкви».

В своем обращении к читателю епископ Езрас назвал изданный труд «беспрецедентным». И это поистине так. Ибо «проект осуществлен не путем описания исторических событий или их анализа, - объясняет Его Преосвященство, - а освещения истории епархии... опираясь исключительно на документальные факты». Документальная же точность сообщаемых сведений обусловлена их заимствованием из первоисточников - в основном хранящихся в Национальном архиве Армении ежегодных отчетов епархиальных начальников в Эчмиадзинский Синод о состоянии приходов, переписки духовных ведомств о строительстве церквей, финансовом положении и т.д. При этом сведения, почерпнутые из первоисточников, авторами аннотаций и редакторами педантично сопоставлялись со сведениями, содержащимися в периодике, иной доступной литературе.

На протяжении двух столетий (1717-1917) армянскими общинами России под предводительством своих духовных пастырей в 114 населенных пунктах Российской империи были построены 85 церквей, 60 молитвенных домов и 1 часовня, действовали 3 монастыря, основанные еще в средние века. В представляемом труде обобщены краткие сведения обо всех религиозных учреждениях бывшей Российской империи общим числом 149. Их аннотации состоят из краткого исторического фона, истории постройки духовного учреждения, его имущественного состояния, наличия учебного заведения, имен попечителей церкви и школы, священников и ктиторов (старост), избираемых на 3 года из числа почтеннейших прихожан.

Если вспомнить, что вся эта многообразная и детализированная информация поступала непрерывным потоком практически со всей России на протяжении двухсот лет, то трудно даже представить тот колоссальный объем накопившейся информации, из которой составителям сборника пришлось отбирать необходимые для аннотаций сведения в заранее определенном формате. Если к тому же представить, что абсолютное большинство использованных документов составлено на труднопонятном ныне церковном армянском языке и к тому же не всегда достаточно образованными или аккуратными авторами, то и это не передаст тех трудностей, с которыми пришлось столкнуться подвижникам, принявшим непосредственное участие в подготовке энциклопедии, впервые обобщающей эту практически неизвестную информацию и к тому же в переводе на русский язык.

Естественно, что представляемая в аннотациях информация не ограничивается лишь рамками собственно церковной жизни. «В жизни российских армян, - справедливо отмечает в своем обращении к читателю руководитель проекта епископ Езрас, - Армянская Церковь, как и повсеместно, изначально играла самую заметную роль, и национальная жизнь строилась именно вокруг Церкви как символа и средоточия национального единства, как важнейшего фактора сохранения национального духа, облика и языка». Осознавая этот непреложный факт, составители аннотаций, несмотря на жесточайшие требования лаконичности в подаче материала, всячески стремились - пусть хотя бы отдельной строкой или даже словом - предоставить информацию, характеризующую дух эпохи, особенности национальной жизни в определенный момент и в определенном месте и, конечно же, роль церковнослужителей и попечителей в этой жизни.

Эта насыщенность конкретными реалиями времени и места невольно приводит к восприятию отдельных текстов, относящихся к тому или иному религиозному учреждению, как своеобразной истории данной общины, а всей книги в целом - как 200-летней истории поселения и проживания армян в России. Вспомним, что первым документом, свидетельствующим о поселении армян в той или иной местности России, было обращение к властям с просьбой о разрешении строительства храма или молитвенного дома.

Читая эту историю создания и функционирования армянских религиозных учреждений в России, проникаешься огромным уважением как к армянскому народу в целом - в самых тяжелых, порой просто невыносимых обстоятельствах сохранявшему верность своим духовным ценностям и национальной идентичности, - так и к отдельным его представителям, делавшим порой в глухой российской провинции все возможное, чтобы и похоронить по обряду Армянской Апостольской Церкви умерших в тысячах километрах от родины, и крестить по традиционному обряду родившихся младенцев, и, главное, дать детям в школах при храмах национальное образование, воспитать их армянами.

Замечательной особенностью представляемой книги является то, что в ней вся эта огромная работа, делавшаяся изо дня в день на огромных просторах Российской империи на протяжении веков, представлена конкретными именами конкретных людей - священнослужителей, благотворителей, учителей, простых армян - и их конкретными деяниями. И при чтении книги возникает твердое убеждение, что многие современные армяне обязательно встретят в книге упоминание и о своих предках, об их славных деяниях и исполнятся гордости за них. Эта, казалось бы, второстепенная функция издания, на наш взгляд, имеет для наших современников и потомков особую ценность, и поэтому можно только пожелать, чтобы как можно скорее был издан полный биографический словарь священнослужителей этих же епархий, о подготовке которого сказано в предисловии.

Книга «Армянские церкви Российской империи (1717-1917)» читается и как научный труд, документальная история и как наставление, преподанный этой историей урок обустройства национальной духовной жизни причем в условиях, с одной стороны, доброжелательной поддержки, а с другой - бюрократических препятствий, чинимых властями империи. Урок того, какие чудеса могут творить истинная вера в Господа и патриотизм, если этими чувствами руководствуется как вся церковная иерархия от служителей сельских церквей до епископов Св.Эчмиадзина, руководивших, несмотря на расстояния, всей духовной жизнью российских армян, так и их паства, стремящаяся сохранить в чужой среде национальный образ жизни и духовные ценности. Книга «Армянские церкви Российской империи», как и все подобные издания, имеет две особенности: это, с одной стороны, книги- «первооткрыватели», они создаются однажды и для многих поколений и создаются на протяжении долгих лет самоотверженными усилиями многих подвижников; с другой стороны, и по тем же причинам эти книгиисследования, как правило, по определению не могут быть абсолютно полными и безупречными, они со временем дополняются и исправляются в последующих изданиях и, безусловно, в работах последующих исследователей. Так что огромная работа завершена, но она лишь начало дальнейшей огромной работы... 

следующая статья