Левон Микаелян (Казарян) Журналист • Публицист • Переводчик
ТОМ ПЕРВЫЙ (1995 - 2003)   >   2003   >   ГРЕБЛЯ ПОД СЕБЯ, 4 сентября

ГРЕБЛЯ ПОД СЕБЯ

«В некотором царстве, в некотором государстве жил-был начальник. Случилось это давно, еще в ту пору, когда промежду начальников такое правило было: стараться как можно больше вреда сделать, а уж из него само собой впоследствии польза произойдет». М. Е. Салтыков-Щедрин. «Сказка о ретивом начальнике»

На днях начальник Управления госимуществом при правительстве РА Давид Варданян сделал примечательное, можно сказать, сенсационное заявление. Оказывается, через год-два необходимости в возглавляемом им ведомстве более не будет, и оно будет ликвидировано. Причина более чем ясна - управлять уже нечем: у государства Армения никакого имущества более не останется.

Еще одна примета того, что переходный период в Армении подходит к концу, реформы завершаются, причем в соответствии с лозунгом начала и середины 90-х годов - «необратимо». Ибо ликвидация ведомства в то же время означает, что никаких обратных процессов, к примеру, хотя бы отдельных случаев деприватизации и национализации незаконно приватизированных, используемых или, наоборот, неиспользуемых вопреки условиям договора объектов не предвидится. А это в свою очередь вновь и вновь подтверждает очевидное: никаким управлением госимуществом Управление госимуществом при правительстве РА никогда и не занималось, а лишь его «приватизацией». Слово это мы берем в кавычки, ибо под ним можно понимать что угодно - распродажу, расхищение, разбазаривание - одним словом, уничтожение в любой форме, о чем и свидетельствует успешно достигнутый конечный результат.

Мы не знаем, существует ли в мире еще хоть одно государство, полностью лишенное своего имущества, и счастливы ли от этого его граждане? Но мы, жившие в стране, где был по существу только один вид собственности - общенародный и по сути только один собственник - само государство (что, конечно, тоже было абсурдом) , не можем не испытывать жестокого дискомфорта от того, что государство наше отныне ничего не имеет и ничем не владеет.

И это вовсе не высмеиваемая «реформаторами» ностальгия по «колбасе за 2. 20», обвинять в которой людей, которым недоступна даже нынешняя несъедобная колбаса за 1000 драмов, просто аморально. Нет, ведь раньше, в условиях административной экономики государство - этот главный и единственный собственник - в то же время являлось гарантом для малоимущих, социально незащищенных слоев населения (пенсионеры, инвалиды) , составлявших около 30% от общей численности населения. И поскольку в ходе приватизации, т. е. отчуждения от государства его имущества, никаких защитных механизмов для этих малоимущих слоев населения не было создано, то все они автоматически оказались за чертой бедности и прожиточного минимума. И только ли они? А безработные, которых прежде не существовало и которых сегодня только по официальным данным более 150 тысяч? А работающие, но не зарабатывающие при этом на жизнь работники образования, науки, культуры, здравоохранения?. .

Сегодня мы можем оценить всю ложь приватизаторов, которые утверждали, что в СССР государственная собственность служила лишь интересам партийно-государственной номенклатуры, бюрократии, а ее переход в частную собственность означает передачу ее народу, что переданная частным владельцам государственная собственность возвращается народу в форме поступлений в госбюджет. Все это ложь, как и издевательские утверждения о том, будто «ваучеризация» - это «справедливый раздел государственного имущества между жителями Армении», «наделение народа собственностью», «превращение его в хозяина». Это был чудовищный обман, как назвали приватизацию в России, - преступление века.

А к кому же в реальности отошло это бывшее государственное имущество? Ответ и на этот вопрос сегодня известен: тем, кто и стал в итоге социальной базой сохранения у власти пришедшего к власти режима. Ведь именно это наряду с разрушением основ социализма в стране, а не какое-то системное преобразование экономики и было целью приватизации. . . И цель была достигнута.

Вот цитата из интервью г-на Варданяна, подтверждающая сказанное: «В настоящее время есть много приватизированных в 1996-1998гг. предприятий, которые не работают, налогов не платят, хозяева некоторых уехали и осуществляют деятельность за рубежом... А собственники целого ряда приватизированных объектов даже неизвестны». Такова картина в целом. Ведь разбазаривание и расхищение государственной собственности должно было стать одной из первопричин ограбления народа, криминализации отношений собственности, разрушения экономики, формирования диктатуры плутократии, ослабления национальной безопасности, экономического и политического суверенитета страны.

Вместе с тем имена владельцев приобретенных за бесценок и, как правило, противозаконным путем наиболее престижных и доходных «кусков» бывшей общенародной собственности очень хорошо известны - это по существу все наши нынешние олигархи, крупные дельцы, толстосумы. Уж они-то нового передела собственности никогда не допустят. Как говорит в своем интервью такой их типичный представитель, как председатель совета «Агробанка» Акоп Акопян: «По логике нашей Конституции и законов, право человека на собственность гарантировано и защищено. Если, например, кто-нибудь попытается посягнуть на мой бизнес, я также нарушу закон и прибегну к защите, независимо от того, кто нарушители и какие у них возможности». Никто на их бизнес не посягает, если, конечно, у нынешних собственников между собой не возникнут проблемы. Но и в этом случае все равно приобретенное имущество так и останется при них.

А вот у государства теперь имущества осталось всего ничего и посягающих на него предостаточно... Чего стоит только процесс «оптимизации» объектов науки, образования, здравоохранения... Есть еще, конечно, несколько достойных внимания объектов - к примеру, Дворец молодежи в Ереване, несколько самолетов по цене металлолома... Как раз на год-два... 

следующая статья