Левон Микаелян (Казарян) Журналист • Публицист • Переводчик
ТОМ ВТОРОЙ (2004- 2008)   >   2006   >   ПОПЫТКА ЛИЛИПУТОВ СВЯЗАТЬ ГУЛЛИВЕРА. «КТО ПРОКЛЯНЕТ СВОЕ ПРЕЖНЕЕ - ТОТ НАШ!» 14 марта

ПОПЫТКА ЛИЛИПУТОВ СВЯЗАТЬ ГУЛЛИВЕРА. «КТО ПРОКЛЯНЕТ СВОЕ ПРЕЖНЕЕ - ТОТ НАШ!»

Как ожидалось, предложение «ГА» о создании временной депутатской комиссии для проведения мониторинга прессы Армении с точки зрения национальной безопасности попало в цель. Во всяком случае реакция газеты «Айкакан жаманак» (а именно ее мы имели в виду в первую очередь) оказалась достаточно нервной.

Как и ожидалось, «разговор» свелся к русскоязычности нашей газеты, суть которого вынесена даже в заголовок: «Мы терпимы к меньшинствам». И дальше в самой статье всевозможные вариации на «счастливо» найденную тему. Вообще-то позиция эта настолько убога и настолько не имеет отношения к сути обсуждаемой проблемы, что выступление «АЖ» следовало бы просто проигнорировать. Однако поскольку оно дает возможность хотя бы кратко высказаться по поднятым принципиальным вопросам, то воспользуемся этой возможностью.

Да, действительно, проблема меньшинства и большинства представляется нам в данном случае крайне важной, но вовсе не в том надуманном смысле, в каком пытается спекулировать ею «АЖ», а в истинном и реальном. В том смысле, в каком именно газета «АЖ» и является, по нашему
глубокому убеждению, газетой меньшинства. Хотя бы по той простой и очевидной причине, что позиция редакции ни по одному пункту практически не совпадает с позицией большинства армянского общества на каком бы языке оно ни говорило. Но дело не только в этом.

Один из исследователей Французской революции, Огюстен Кошен, в своих работах обратил внимание на некое явление, которое он назвал «Малым Народом». По его мнению, решающую роль во Французской революции играл круг людей, сложившийся в философских обществах, масонских ложах, клубах и секциях. Этот «Малый Народ» жил среди «Большого Народа». «Можно было бы сказать, - пишет по этому поводу Игорь Шафаревич, изложивший в своем классическом труде «Русофобия» теорию Кошена, - антинарод среди народа, так как мировоззрение первого строилось по принципу отрицания мировоззрения второго. Именно здесь вырабатывался необходимый для переворота тип человека, которому было враждебно и отвратительно то, что составляло корни нации, ее духовный костяк...»

«По-видимому, - пишет далее Шафаревич, - в каждый кризисный, переломный период жизни народа возникает такой же «Малый Народ», все жизненные установки которого противоположны мировоззрению остального народа. Для которого все то, что органически выросло в течение веков, все корни духовной жизни нации, ее религия, традиционное государственное устройство, нравственные принципы, уклад жизни - все это враждебно, представляется смешными и грязными предрассудками, требующими бескомпромиссного искоренения...»

Великолепно излагает идеологию «Малого Народа» Достоевский, полемизируя с ней в «Дневниках писателя»: «История народа нашего есть абсурд», - и как следствие: «Надобно, чтобы такой народ, как наш, не имел истории, а то, что имел под видом истории, должно быть с отвращением забыто им, все целиком». И цель - добиться того, что народ застыдится своего прошлого и проклянет его. Кто проклянет свое прежнее, тот уже наш, - вот наша формула!»

Запомнив этот великолепно сформулированный Достоевским принцип «Малого Народа» - «Кто проклянет свое прежнее, тот уже наш!», - отсылаем читателя к характерному опусу главного редактора «АЖ» Никола Пашиняна, дабы никто не мог заподозрить нас в том, что мы, уподобившись «АЖ», затеяли пустую игру в слова и выдвигаем необоснованные обвинения, и перейдем к еще одному «убийственному» аргументу «АЖ»: «Прежде чем высказывать суждения о государственно-национальных интересах Армении, надо научиться читать-писать и более или менее сносно говорить по-армянски». Признаться, эти попытки, мягко говоря, суперглобалистов вещать и обличать нас с националистических позиций выглядят более чем комично и свидетельствуют лишь о полном отсутствии иной аргументации. Однако справедливости ради отметим, что приоритет здесь принадлежит газете «Чоррорд ишханутюн», уже нещадно поэксплуатировавшей эту благодатную тему. Тогда мы проигнорировали их страстные обличения, понимая безвыходность их положения: и промолчать нельзя, и сказать нечего.

Не комичны ли сами по себе утверждения типа «чем хуже тот или иной деятель владеет государственным языком Армении, тем более националистические речи он произносит»; или «национализм - результат невежества» - и одновременно самим выступать с убого националистических позиций? Тем более газете, треть лексикона которой - русский сленг и ни один номер которой не обходится без девизов, заголовков, нравоучительных сентенций на русском языке. Вероятно, редакция считает, что передать вот такие, например, глубокие мысли на армянском невозможно: «Парадокс обезьяны. Если обезьяну научить говорить, она не станет человеком. Она станет говорящей обезьяной». Что ж, мысль, как говорится, интересная, и по аналогии можно сказать, что если какогото человека научить говорить на армянском, то он не станет армянином. Враг, например, станет говорящим на армянском языке врагом.

В гениальном рассказе Мндзури «Я скажу тебе, этот человек не армянин» повествуется как раз об этом. Турок, выдавший себя за армянина и назвавшийся армянским именем, остановился переночевать в армянской крестьянской семье. Он прилежно и усердно весь вечер имитировал все армянское - язык, обычаи, привычки, молитву, песни... Но ночью он услышал, как жена говорит мужу: «Я скажу тебе, этот человек, который там спит, не армянин». Мндзури в рассказе не объясняет, как армянка догадалась о том, что перед ней не армянин, но посредством отдельных мелких деталей позволяет читателю также догадаться об этом.

Вот и мы, читая некоторые наши армяноязычные газеты, ясно видим: эти газеты - не армянские. Более того, они - антиармянские. И для того чтобы выяснить, чьи они, нет нужды сопоставлять их публикации с пуб
ликациями азербайджанских или турецких газет. Разница между нами лишь та же, что между врагом и предателем: враг - он и есть враг, чужой во всем, а предатель - всегда «свой», в том числе и в языке... Но предателей, в отличие от врагов, никогда не может быть много. Они всегда - «Малый Народ». И если даже они иногда с помощью внешних сил одерживают временные победы, чем в последние дни грозится откровенно «АЖ», все равно их борьба с «Большим Народом» - это, как образно ее охарактеризовал Огюстен Кошен, всегда попытка лилипутов связать Гулливера. 

следующая статья