Левон Микаелян (Казарян) Журналист • Публицист • Переводчик
ТОМ ПЕРВЫЙ (1995 - 2003)   >   2000   >   КОЗЛЫ В ОГОРОДЕ, 30 марта

КОЗЛЫ В ОГОРОДЕ

На днях советник премьер-министра РА Армен ЕГИАЗАРЯН решил в очередной раз просветить нас по поводу протекающих в мире процессов глобализации и нашей причастности-непричастности к ним. Размышления г-на Егиазаряна на эту тему вызывают интерес не только потому, что он пользуется авторитетом серьезного экономиста, занимает и сегодня высокие должности, но прежде всего потому, что именно г-н Егиазарян все годы независимости, при всех режимах, президентах, правительствах и премьерах являлся одним из главных «глобализаторов» Армении, занимая посты министра, председателя финансово-кредитной комиссии НС, советника и т. д. То есть является человеком, имевшим и имеющим реальные и немалые возможности как теоретически, так и практически воздействовать на управление экономикой страны и ее реформирование.

Реформаторам была предоставлена полная свобода действий. Результат налицо.

Именно в этой связи (оставляя в стороне многие другие далеко не бесспорные мысли, высказанные в докладе) наше внимание привлек следующий абзац в докладе г-на Егиазаряна (опубликован в газете «Иравунк», N20): «К сожалению, должен отметить, что мы психологически к глобализации не готовы. Эта неготовность увеличивается благодаря прессе. Как только в Армению прибывает представитель какой-либо транснациональной структуры, СМИ поднимают колоссальный шум, что губительно для страны. Одновременно увеличивается страх перед чужими, который мы получили в наследие от коммунистов и успешно сохраняем... Это самое большое препятствие для интеграции в мировую экономическую и политическую жизнь. Мы боимся других. Полагаем, что мировые лидеры родились для того, чтобы делать зло Армении, что МВФ создан для того, чтобы погубить нас, что ВБ привозит сюда деньги и помогает нам только потому, что хочет, чтобы армяне никогда не жили хорошо. Это не шутка, эта психология губительна для нашей страны...» Прервем цитату. 

Предположим, мы действительно «не готовы» к глобализации. Факт этот можно оценивать по-разному, с определенной точки зрения даже как положительный. Однако с психологическими наблюдениями г-на Егиазаряна никак нельзя согласиться, ибо они просто противоречат тому, что происходило и происходит в нашей реальной жизни. И версия, предлагаемая г-ном советником, может быть рассчитана только на несведущих людей, которые вдруг да и поверят сетованиям наших реформаторов на то, будто на их долю достался такой вот негодный, не поддающийся глобализации народ.

В реальной же жизни все обстоит совершенно иначе. Все мы помним, что после обретения независимости никто ни единым словом не препятствовал нашим реформаторам осуществлять либеральные реформы в Армении по рецептам тех же МВФ и ВБ - сотнями принимались предлагаемые ими законы, мгновенно была передана в собственность крестьянам земля, по их методикам составлялись списки и приватизировались за жалкие «ваучеры» промышленные предприятия и другие стратегические объекты народного хозяйства, составлялись кредитные программы, формировался бюджет страны и т. д.

Все эти годы экономический блок правительства курировали либералреформаторы, доверенные лица тех же международных финансовых организаций - Грант Багратян, Армен Егиазарян, Левон Бархударян, Армен Дарбинян, Ваграм Аванесян и другие. Да, были специалисты, изначально выступавшие против подобной экономической политики, да, народ ворчал, не вполне сознавая смысл происходящего, но, повторим, реформаторам была предоставлена полная свобода действий, и страна терпеливо, перенося колоссальные страдания, ждала положительных результатов этих реформ, по которым, как похвалялись тогда наши либералы, Армения опережала все остальные страны постсоветского пространства.

Отношение народа к реформам стало меняться, когда результаты их стали очевидными. Но и тогда, уже вопреки общественному мнению, реформаторам удавалось проводить все свои решения - в частности, они настояли на продаже всей связи страны, Ереванского коньячного завода, другого национального достояния. Сегодня, когда стали более чем очевидными негативные последствия и этих продаж, совершенно противоположные тем, которые сулили нам лоббисты этих сделок в правительстве, общество, естественно, и пресса пытаются не допустить бездумную продажу распределительной элсети или авиационного комплекса. Кстати, заметим, что суждения поклонника западных свобод и демократии о прессе ничем не отличаются от суждений Цахика Рубо.

Так что ссылаться здесь на какие-то страхи советских времен незачем. И дело тут не только в том, что в то время кто-то Запад ненавидел, ктото завидовал его благополучной жизни, но оснований бояться «чужих» у граждан могущественной державы просто не было. Если и боялись кого-то в отношениях с иностранцами, то своих, КГБ. И сегодня граждане Армении, противясь глобализации, опасаются не столько «мировых лидеров», хотя в их благодеяния и не очень верят, сколько собственных лидеров и глобализаторов, деятельность и нравы которых уже слишком хорошо известны. Именно эта деятельность, а не психология народа, оказалась губительной для страны, именно она пробудила ностальгию по отношению к сытому прошлому. И именно в результате их деятельности, а не психологии народа, Всемирный банк на днях пригрозил приостановить свои программы в Армении.

«Мы можем развиваться как составная часть мира, - говорит г-н Егиазарян, - это означает... что у нас никогда не будут работать те заводы, которые были во времена коммунистов. Эту истину надо когда-то сказать, и все мы должны это понять. Но мы живем иллюзиями...»

С г-ном Егиазаряном нельзя не согласиться: от иллюзий необходимо избавляться. Но ведь насколько безболезненнее для народа протекал бы у нас этот процесс, если бы наши реформаторы о том, что «у нас никогда не будут работать те заводы, которые были во времена коммунистов», и обо всем остальном честно сказали бы народу не «когда-то», а когда начинали свои реформы. А уж совсем было бы прекрасно, если бы реформаторы сообщили, что именно будет работать в эпоху свобод и либерализма. Ведь они-то уж точно знали, чем вся эта катавасия закончится. Тогда и иллюзий у народа не было бы, и история нашей страны, возможно, сложилась бы иначе. А с глобализацией при работающих заводах как-нибудь да разобрались бы.

следующая статья