Левон Микаелян (Казарян) Журналист • Публицист • Переводчик
ТОМ ПЕРВЫЙ (1995 - 2003)   >   2002   >   ВСЕ ВМЕСТЕ, 28 ноября

ВСЕ ВМЕСТЕ

Слово «армянский» всегда вызывает особый трепет в душе армянина. Независимо от того, в каких словосочетаниях - негативных или положительных - оно используется. А используется оно нынче щедро, обильно и порой даже бессмысленно. Но это простительно - нормальные издержки роста молодой независимой государственности. Простительно еще и потому, что среди всевозможных модификаций этого слова все большее распространение получают самые важные и пока еще не до конца осознанные и оцененные формы - «всеармянский» и «общеармянский».

По мере удаления от тех времен, когда все или почти все армяне жили компактно в одном собственном государстве и слово это обозначало нечто, имеющее отношение ко всем гражданам единого государства, и с постепенным расселением армян по всему миру слова эти чаще всего стали обозначать нечто, касающееся всех армян, проживающих в разных концах мира.

И поскольку какое-либо объединение всех армян на практике было невозможно хотя бы по причинам техническим и организационным, не говоря уже о политических, а память о прошлом единстве и мечта о будущем объединении жили не умирая, то слова эти стали неотъемлемой частью национальной идеи, повелительно требующей своего осуществления. А до этого они оставались абстракцией, воплощенной, да и то достаточно условно, в одном-единственном случае, отраженном в титуле Католикоса Всех Армян.

Конечно, было бы крайне интересно прочитать историю практических попыток объединения армян вокруг какой-либо конкретной идеи или инициативы. Однако нам о существовании подобного исследования неизвестно. Но, к примеру, послания и щедрые дары русским царям, присланные в XVIII веке из тогдашнего «Спюрка», из далекой Калькутты, на создание независимого армянского царства или хотя бы полунезависимой армянской автономии под эгидой России, разве не были в определенном смысле акциями «общеармянскими» и «всеармянскими». А разве не таковыми были по своей цели и маршрутам «Спюрка» поездки просвещеннейших армян своего времени Мкртича Эмина или Микаэла Налбандяна?

Осознание армянского национального организма как единого целого, способного решать «общеармянские» задачи, во второй половине XIX века становилось все более глубоким и воспринималось как повелительное требование времени. На практике оно проявлялось не только в готовности «восточных» армян участвовать в освобождении своих «западных» братьев и создании первых действительно общеармянских политических партий, но и, к примеру, в такой общенациональной акции, как сбор средств на строительство памятника Хачатуру Абовяну.

Вообще-то история строительства памятника Х.Абовяну любопытна сама по себе, однако нас в ней прежде всего интересует впервые реализованный в армянской действительности принцип создания памятника как обязательно общенациональной акции, на народные копейки. Вот что писал по этому поводу Ов.Туманян в своей статье «Все вместе»: «Что вы намерены предпринять сейчас, если на памятник Х.Абовяну собрано 200 р. вместо требуемых 1800? - спросил я г-на председателя Культурного Союза.

- Организовать вечер, обратиться к богачам, а что еще мы можем сделать, - ответил он. И в сердце мое закрался страх. Значит, может такое случиться, что памятник Х.Абовяну будет возведен таким образом и на нем вдобавок напишут: «Армянская нация - своему великому сыну»?

Нет, это невозможно, так не должно быть. Армянский народ, каким бы он ни был безразличным, уставшим и бедным, не позволит и не должен позволить, чтобы было так...

Их (Хачатура Абовяна и Григора Нарекаци. - Л.М.) памятники будут возведены не вечерами и деньгами богатых, а всей нацией, сообща. Это обязанность, но и в то же время право, предоставленное каждому армянину... Пусть будут копейки, лишь бы каждый, каждый принял участие, ибо он - каждого и каждый - в нем».

Эта идея единения нации в общенациональном деле - бессмертна. И, к сожалению, по известным причинам она не могла быть реализована до последнего времени. И наоборот, тенденции раскола, разъединения нации господствовали по преступному умыслу одних, по преступной недальновидности других.

И так случилось, что впервые за многие столетия объединенную мощь нации мы почувствовали и осознали еще до независимости, в дни землетрясения 1988 года. Помощь шла ото всех, но мы, несмотря даже на чинимые в эти минуты препятствия, ощущали в общем потоке помощь «свою», «общеармянскую». Будто кто-то, воспользовавшись общенациональным горем, пытался научить, подсказать нам, как надо жить и действовать дальше. Посмотрите, какие вы сильные, мощные, доброжелательные друг к другу, уверенные в себе, когда живете, по словам Туманяна, «все вместе». Однако самый наглядный урок не пошел впрок. Несмотря даже на то, что рвавшиеся к власти извлекли из забвения и вывесили на здании оперы огромный транспарант с мудрыми словами Чаренца.

Страстный и искренний порыв навстречу друг другу всех частей армянского народа был безжалостно погашен. Дискриминация одних, подчеркнутое внимание к другим в Спюрке плюс повальный грабеж и тех, и других, казалось бы, вновь удалили понятия «всеармянский» и «общеармянский» в сферу абстракции и неосуществленных чаяний.

Правда, в 1992 году был создан Всеармянский фонд «Айастан». Но и фонд этот не избежал того негативного к себе отношения, которое испытывал Спюрк к властям Армении. Какие-то, впрочем, незначительные, средства, конечно, собирались, но это были деньги отдельных миллионеров, а не армянского народа в целом. Нарушена была сама идея «всеармянского» фонда, о которой блаженной памяти Католикос Вазген Первый как-то сказал золотые слова: «Для нас важнее, чтобы 1 млн армян предоставили по 1 доллару, чем 1 армянин - 1 млн».

Но это противоестественное в условиях независимой Армении состояние, слава Богу, было прервано. И общеармянские и всеармянские акции под эгидой армянского государства стали реальностью. И для первых этих акций главной была именно реализация идеи их «всеармянскости», а не конкретные результаты: так было на уже успевших за последние годы состояться дважды Панармянских играх или Всеармянских форумах. Остановить этот процесс невозможно. Идея «всеармянскости», и это не менее важно, легла в основу объединения комиссий Ай Дата Европы, включая Россию, созвавших армян со всего мира форумов, организованных в Москве Ара Абрамяном и в Праге Рубеном Варданяном... К счастью, сегодня, чтобы только перечислить подобные всеармянские мероприятия, газетной площади не хватит.

В эти дни по всему миру проводится сбор пожертвований на строительство магистрали Север-Юг в Арцахе. Уже закончен европейский этап: собрано более 700 тысяч евро - на 30% больше, чем в прошлом году. Но даже не это главное, а главное то, что на призыв откликнулись не несколько миллионеров, а 9300 армянских семей, предприятий и обществ Франции. Так же, безусловно, будет в США. Так же, при необходимом уровне организации, будет в Армении и НКР. Принцип Вазгена Первого - «с каждого армянина по 1 доллару» - должен действовать безотказно и стать обыденным при каждой общенациональной акции, ведь в каждом подобном случае всегда уместны слова великого армянина: «он - каждого и каждый - в нем». 28 ноября