Левон Микаелян (Казарян) Журналист • Публицист • Переводчик
ТОМ ВТОРОЙ (2004- 2008)   >   2004   >   РАЙКОМЫ «СВОБОДЫ» УЧРЕДИЛИ ЦЕНЗУРУ И ЦЕНЗОРОВ, 17 июля

РАЙКОМЫ «СВОБОДЫ» УЧРЕДИЛИ ЦЕНЗУРУ И ЦЕНЗОРОВ

Слава богу, цензура с ее карательными функциями перестала существовать. Слава богу, утратили свои карательно-репрессивные функции творческие союзы - гениальная придумка изощренного и извращенного ума «отца народов» - которые не только запрещали, к примеру, творения того или иного писателя, журналиста, художника, архитектора, актера, режиссера, что вполне было под силу и главлиту, но преподносили осуществляемые ими карательные акции как проявление воли тех же писателей, журналистов, художников, архитекторов, актеров и режиссеров... Коротко говоря - «творческой интеллигенции». В этом, собственно, была иезуитская суть творческих союзов - сталинского изобретения, ничего общего не имеющего с 500-летней официально существующей европейской цензурой...

Роль их в трагической судьбе многих гениев, да и просто честных художников советской эпохи и их творений слишком хорошо известна. С другой стороны, ни для кого не было секретом, что эти союзы выступали лишь послушными исполнителями инструкций отделов агитации и пропаганды, хотя и нередко их руководители или отдельные неистовые ревнители «чистоты рядов» действовали вопреки мудрому совету Талейрана «не слишком усердствуй!» Как бы то ни было, творческие союзы, несмотря на все засилье советской риторики, никогда не корчили из себя борцов за демократические ценности и свободу слова. В отличие от тех некоторых своих членов, которые, дорвавшись до власти, в первые годы независимости закрывали газеты, громили редакции, арестовывали и подвергали в застенках избиениям и пыткам журналистов... Возможно, это была последняя отрыжка многолетней беспощадной расправы «творческой интеллигенции» над своими коллегами... Но и она уже в прошлом.

Ныне с исчезновением большевистских цека и райкомов исчезла и каста подкармливаемой ими творческой интеллигенции, а наши творческие союзы, лишившиеся своей прежней функции казнить или миловать, живут своей мирной жизнью - кто бурной, а кто и безмятежной, предоставив своим членам возможность удовлетворять свои кровожадные инстинкты, так сказать, в порядке частной инициативы.

Но свято место, как известно, пусто не бывает. И гнусная задумка диктатора - осуществлять контроль над творческой интеллигенцией, управление ею посредством самой же «творческой интеллигенции» - видимо, уже не умрет никогда. Во всяком случае, пока не вымрут финансирующие и направляющие их цека и райкомы.

Вот, например, на днях в Ереване состоялся семинар, в котором приняли участие несколько общественных организаций - Клуб журналистов Гюмри, Комитет по защите свободы слова, Ереванский пресс-клуб... Обсуждались, как принято, проблемы свободы слова, работа прессы Армении. Все хорошо бы, если бы представители этих общественных организаций ограничились, к примеру, профессиональным и доброжелательным анализом работы своих коллег. Но нет. К примеру, некий г-н Барсегян, ко

торого, как сообщила одна из газет, пригласили докладчиком вследствие массового отказа более маститых представителей журналистского цеха, почему-то решил взять на себя право раздавать оценки отечественным СМИ, путая при этом понятия «оппозиционные» и «качественные». Суровые его оценки сопровождались убогими поучениями о том, что «в такой стране журналисты обязаны критиковать, критиковать и критиковать... А если власть хочет, чтобы ее восхваляли, то пусть наймет для этого поэтов и прозаиков». Между тем г-н Барсегян, сказав про кого надо что надо, наверняка оправдал ожидания заказчиков, и быть ему отныне постоянным объектом их поощрений и докладчиком на всех подобных мероприятиях.

Вслед за храбрым провинциалом выступил еще один «профессионал» Ашот Меликян, председатель Комитета по защите свободы слова, о котором, признаемся, мы слышим впервые, но догадываемся, что новосозданный комитет - своеобразное дочернее предприятие Ереванского пресс-клуба. Сей господин, также сурово обличив режим и президента, этой обязательной программой не ограничился и... обрушился на журналистов, пострадавших во время митинга 5 апреля, занявших, на взгляд комитетчика, излишне соглашательскую позицию во время суда... Как говорили в советские времена: «Мы тебя научим свободу слова любить!»

Председатель Ереванского пресс-клуба Борис Навасардян был, как всегда, строг и деловит. Не размениваясь на мелочи, он прямо заявил, что единственная возможность иметь свободу слова в Армении - это предоставить эфир телеканалу «А1+». Неудовлетворенность г-на Навасардяна и его тоска по «А1+» нам очень даже понятны, особенно если вспомнить, что он представлял на семинаре еще и фонд Сороса, порочная склонность которого к финансированию диверсионных телеканалов после государственного переворота в Грузии уже более чем известна.

Признаем, мы не стали бы обращать внимание наших читателей на этот вполне заурядный семинар, если бы одним из организаторов его не выступила зарубежная организация - фонд имени Фридриха Наумана в лице заместителя руководителя региональной программы Аспаруха Панова. Господин этот, в отличие от наших отечественных борцов за свободу слова, нам очень даже известен: еще год назад «ГА» писал о его одиозных оценках прессы Армении, в частности наглом призыве закрыть русскоязычные газеты. Не знаем, может быть, закрытие тех или иных газет тоже является частью региональной программы фонда, об истинном смысле которой мы можем только догадываться? Вообще, думается, неутомимая многолетняя деятельность в Армении немецких фондов имени двух Фридрихов - Эберта и Наумана - должна вызвать к себе более пристальный интерес.

В частности, не мешало бы уточнить и правовые основания деятельности в Армении этих фондов, созданных зарубежными политическими партиями - ведь упомянутые фонды не просто общественные, но и по существу партийные организации: фонд имени Фридриха Эберта создан Социал-демократической партией Германии (СДПГ), а фонд имени Фридриха Наумана - Свободной демократической партией (СвДП).

Питая уважение к этим авторитетным партийным организациям и их ярким лидерам, мы тем не менее хотели бы уточнить права их представительств на осуществление откровенной политической деятельности в Армении. Ведь исторический опыт нас уже научил, что умерить изобличительный пыл ревностно тянущейся за пряником отечественной «творческой интеллигенции» можно, только лишив ее подкормки различных цека и райкомов, тем более зарубежных. 

следующая статья