Левон Микаелян (Казарян) Журналист • Публицист • Переводчик
ТОМ ВТОРОЙ (2004- 2008)   >   2004   >   ЦЕРКОВЬ, N? 29 июня

ЦЕРКОВЬ, N?

Возможно, кто-то уверен, что противостояние власти и общества в последний год наиболее очевидно проявляло себя на митингах, организованных так называемой политической оппозицией. С этим мнением трудно спорить. Вместе с тем противостояние по двум пунктам, вот уже год вступившее в свою, казалось бы, заключительную фазу, вопреки затихающим митингам продолжает носить исключительно упорный, принципиальный, бескомпромиссный характер.

Речь идет о введении социальных карт и передаче Св. Эчмиадзину здания Институтов языка и экономики Академии наук РА. Рассказывать здесь о сути этих конфликтов нет необходимости, так как «ГА» писал о них неоднократно. Отметим лишь их некоторую общность.

Начнем с главного. Вероятно, не только мы, газетчики, «по долгу службы» особенно тонко чувствующие скрытую подоплеку и характерные особенности общественных коллизий, за 12 лет независимости научились распознавать во взаимоотношениях власти и общества ситуации, когда любые попытки воспрепятствовать осуществлению того или иного намерения властей обречены на неудачу, когда власти, игнорируя масштабы и силу общественного протеста, приводимые, казалось бы, неопровержимые аргументы, осуществляют задуманное, даже не пытаясь толком переубедить оппонентов.

Эти ситуации сопровождали весь процесс приватизации - так были проданы Коньячный завод французам и связь страны «АрменТелу», так в Ереване был вырублен парк «Ахтанак» и застроены Кольцевой бульвар и Оперная площадь, так был убран с улиц Еревана трамвай... Список трагически длинен...

Со временем даже самые непонятливые научились понимать, что во всех этих случаях действовали могущественные внешние или внутренние силы, против которых «игры нет». Конечно, уже в ходе осуществления этих очень разных по масштабу и общественной значимости акций или позже некоторые имена так или иначе становились известны, но это уже, по сути, ничего не меняло...

Несомненно, каждый из подобных случаев имел и свои особенности, и их расследование, анализ и описание, но здесь мы говорим лишь о некоторых сходных чертах, среди которых крайне любопытна, например, такая: нередко, в частности в последние годы, конфликты между обществом и властью остаются «незамеченными» оппозицией, которая, казалось бы, должна была ухватиться за любую возможность использовать в своих интересах протестные настроения общества... Не странно ли, например, что нынешняя оппозиция так ни разу и не попыталась привлечь на свои митинги десятки, а то и сотни тысяч отказывающихся «нумероваться»?

Более того, достоверно известно, что лидеры оппозиции, депутаты, к которым обращались за поддержкой «отказники», так и не поддержали их, несмотря на данные обещания. Оппозиция в этом вопросе была последовательна, ибо еще во время принятия злополучного закона (дважды!) депутаты «Справедливости» ни разу не воспользовались этим словно самой судьбой предоставленным им поводом для излюбленных ими популистских выступлений и обличения лоббирующих закон госчиновников от коалиции.

Объяснение этой странной позиции оппозиции может быть только одно: во внедрении социальных карт заинтересованы силы, равно властные как над коалицией, так и над оппозицией. Насколько известно, внутри страны у нас подобных сил нет. Из чего кстати, неотвратимо следует, что, будь наша оппозиция у власти, она точно так же навязывала бы обществу закон о социальных картах, возможно, даже в его худшем варианте. Тем более что и немалыми деньгами, отпущенными на это сатанистское дело, она бы тогда сама и распоряжалась.

Увлекшись историей с социальными картами, мы на время позабыли о другой истории - со зданием научных институтов, которая, скорее всего, никакого отношения к внешним могущественным силам не имеет. К внешним, может быть, и не имеет, но высшие силы, здесь, безусловно, присутствуют. Ибо, кроме перечисленных, две эти истории имеют еще ту важную общность, что к ним оказалась причастна и Армянская Апостольская Церковь.

С одной стороны, есть ли что-то удивительное в том, что армянские верующие, как, кстати, и христиане всего мира, увидели в навязываемой тотальной нумерации предсказанные в Евангелии происки Антихриста, вследствие чего только Церковь могла побудить их дать свое согласие на получение социальной карты, в чем было крайне заинтересовано правительство, так как авторитетного слова Церкви ждали сотни тысяч людей? С другой же стороны, во втором случае уже сама ААЦ, выразившая желание заполучить принадлежащие АН здание и территорию, крайне нуждалась в благосклонном отношении правительства. Здесь мы лишь пытаемся обрисовать приблизительную диспозицию ситуации, опуская роль в ней таких немаловажных звеньев, как Министерство социального обеспечения или Академия наук, правовые аспекты, а также слухи о весьма немалых задействованных в этих историях суммах. Ведь мы даже не проводим журналистское расследование, а лишь высказываем собственное предположение.

А заключается это предположение, как уже, вероятно, догадался сметливый читатель, в том, что наше родное правительство и наша еще более родная ААЦ по прямой ли договоренности или, так сказать, намеками решили действовать по примитивному, но не становящемуся от этого менее популярным у нас принципу: ты - мне, я - тебе. Ты мне согласие верующих на получение карт, я тебе - лакомую территорию в центре Еревана.

Естественно, каких-либо прямых доказательств существования подобной договоренности у нас нет. Да и не может быть. Но о ее наличии свидетельствует само развитие событий, а также масса красноречивых деталей, рассмотрение которых в рамках газетной статьи не представляется возможным. Достаточно показательно в этом смысле хотя бы поведение в течение этого года заинтересованных лиц, в частности Католикоса Гарегина II. Мы надеемся, что когда-нибудь все известные и пока еще не известные факты, детали, слухи будут сведены воедино и мы узнаем, наконец, достоверную версию принудительного внедрения в Армении социальных карт и безвозмездной передачи ААЦ академического здания. И тогда, вполне возможно, подтвердится наше предположение о том, что на самом деле это не две разные, но имеющие между собой так много общего истории, а одна, но вдвойне постыдная история.

Возможным же расследователям этой истории сообщим лишь об одном из «странных» совпадений, на которое, насколько известно, никто до сих пор не обратил внимания: Армянская Апостольская Церковь призвала своих прихожан согласиться на получение социальных карт в самом конце августа 2003 года, правительство же дало свое «добро» на передачу здания научных институтов Армянской Апостольской Церкви буквально на первом же после этого события заседании - 12 сентября 2003 года... 

P. S. Министр по труду и социальным вопросам РА Агван Варданян сообщил о телефонной беседе с Католикосом Всех Армян Гарегином II. Как подчеркнул Патриарх, Церковь намерена вновь заявить о том, что не видит преград в вопросе внедрения в Армении системы карт социального обеспечения. «Более того, на понедельник запланирована наша встреча, где предполагается обсудить вопрос предоставления социальных карт служителям церкви», - сказал А. Варданян.

P. P. S. Правительство Армении передало ряд зданий Гюмрийского гарнизона Эчмиадзинскому католикосату. Как сообщили агентству АРКА в управлении по связям с общественностью и прессой аппарата правительства РА, находившиеся в ведении Министерства обороны Дом офицера (1866 кв. м), жилое здание (2035 кв. м) и земельный участок площадью в 0, 81 га, необходимый для их обслуживания и сохранения, передаются Св. Эчмиадзину для основания «Айордац тун» (Детский центр).

следующая статья