Левон Микаелян (Казарян) Журналист • Публицист • Переводчик
ТОМ ПЕРВЫЙ (1995 - 2003)   >   1999   >   ИМЕНЕМ НАРОДА, 9 ноября

ИМЕНЕМ НАРОДА

Вооруженная группа, осуществлявшая кровавую расправу в зале Национального Собрания 27 октября, заявляла, что она действует от имени народа, во имя народа, «на пользу народа». Но трагическая парадоксальность ситуации состояла в том, что расстреливали они депутатов, которые были избраны народом и именно они имели право говорить и действовать от имени если не всего народа, то от имени значительной его части.

Подобная ситуация могла возникнуть только как следствие постоянных на протяжении последних десяти лет демагогических спекуляций на «народную» тему, использования народа лишь в качестве объекта манипуляций на выборах, а по сути – полного пренебрежения его интересами и мнением. Начало этому процессу было положено еще на митингах 1988 года, но в полной мере он обнаружил себя после 1991 года, когда вознесенная народом аодовская власть в лице президента Левона Тер-Петросяна и его идеологов стала проповедовать идеи, абсолютно противоположные тем, которые и обеспечили им первоначально поддержку народа, а в лице правительства – игнорировать любые, даже самые минимальные жизненные потребности народа. Народ из фактора, поддерживающего власть, превратился в фактор, ей мешающий. Поэтому фактор этот необходимо было ослабить: изгнать за пределы страны, задавить нищетой, изменить идеологию и психологию нации. Надо признать, что задача эта выполнялась достаточно успешно. 

Наири Унанян, судя по его заявлениям, рассчитывал на активную поддержку народа. Если он искренне верил в это, то жестоко заблуждался. И прежде всего потому, что для народа в целом подобные методы борьбы категорически неприемлемы. Наири намеревался своей акцией «потрясти» народ, вызвать у него «шок». Народ действительно оказался в шоке, но последствия его противоположны тем, которые ожидал Наири.

В отличие от исполнителей, силы, направлявшие их и действительно осуществлявшие государственный переворот, изначально исключали какую-либо роль народа в нем. Они, скорее всего, все еще полагали и, возможно, все еще полагают, что и на сей раз смена власти произойдет «помимо народа», как это было в случае вынужденной отставки Л.ТерПетросяна. Думать так могут только люди, до сих пор не понявшие, что отставка Тер-Петросяна состоялась хотя и без видимого вмешательства народа, но только с его полного согласия и одобрения. Игнорировать это обстоятельство – значит, абсолютно не понимать хода и смысла исторических событий, как уже произошедших, так и подготавливаемых. Это непонимание, пренебрежение мнением народа не только изначально обрекает на провал замыслы инициаторов государственного переворота, но и, что самое опасное, чревато длительными потрясениями, ослаблением и разрушением государственности, кровью и новыми жертвами... новыми Наири Унанянами...

Заметим, кстати, что недооценка воли народа характерна и для некоторых аналитиков, комментирующих события 27 октября. По их мнению, убийство «двух видных пророссийски настроенных деятелей» могло быть вызвано намерением изменить внешнеполитическую ориентацию Армении. Однако стратегическое партнерство Армении с Россией обусловлено не настроениями ее лидеров, а более глубинными факторами, прежде всего волей народа. Конечно, среди лидеров могут оказаться и такие, кто из личных или сиюминутных соображений попытался бы изменить это сотрудничество, но во всех случаях подобная попытка будет отвергнута народом и окажется лишь кратковременным зигзагом в армяно-российских отношениях.

Нет упоминаний о народе и в заявлении Министерства обороны. И хотя, как говорится, народ и армия – едины, но ясно, что армия, а тем более ее некоторые полевые командиры – это вовсе не народ. И не упоминают они о народе не только потому, что появление заявления продиктовано интересами касты и ее «консультантов», но и потому, что подобные «демократические штучки» им ни к чему. А попытки нарушения Конституции страны угрозой силового вмешательства – это, по сути, продолжение государственного переворота, начатого выстрелами группы Наири Унаняна в парламенте.

С другой стороны, естественно поведение основных политических партий и организаций страны, интеллигенции. Объединение вокруг интересов страны и государства, согласие по поводу предпринятых необходимых и неизбежных шагов – традиционно для нашего народа в критических ситуациях и единственный путь их преодоления.

Народ не может и не будет оставаться безучастным к развивающимся в эти дни событиям. Ведь речь идет о дальнейшей судьбе государства, его собственной судьбе. Или в стране будет восстановлен закон и порядок (хотя бы в том минимальном виде, который существовал до 27 октября), или она будет ввергнута в бесконечную череду государственных и военных переворотов, парламентских и президентских «выборов», переделов собственности...

Если мы допустим, чтобы замыслы организаторов переворота осуществились и были доведены до конца, то собственно народа в Армении просто не останется. И это будет главным итогом выстрелов 27 октября. Не допустить этого, как это ни парадоксально звучит в наших обстоятельствах, должен сам народ.

 

следующая статья