Левон Микаелян (Казарян) Журналист • Публицист • Переводчик
ТОМ ВТОРОЙ (2004- 2008)   >   2008   >   ЗАГОВОРИЛИ ПОСЛЕ 100 ЛЕТ МОЛЧАНИЯ, 20 мая

ЗАГОВОРИЛИ ПОСЛЕ 100 ЛЕТ МОЛЧАНИЯ

Список стран и авторитетных международных организаций, признавших Геноцид армян, отныне можно с уверенностью пополнить масонской ложей Великий Восток Франции. Ее руководители вот уже второй год подряд посещают 24 апреля траурные митинги в Ереване и Париже, делая при этом однозначные заявления о необходимости признания Геноцида Турцией. Особенно показательны в этом отношении высказывания парижских масонов в нынешнем году.

Обобщим имеющуюся информацию, памятуя, что, когда имеешь дело с масонами, само понятие информации обретает особый смысл, к примеру, ее никогда не может быть много, и она никогда не может быть случайной.

Так вот, согласно имеющейся информации, еще во время состоявшейся 8 апреля встречи с председателем Еврокомиссии Жозе Мануэлем Боррозу гроссмейстер ложи Великий Восток Франции Жан-Мишель Киарде потребовал, чтобы признание Геноцида армян рассматривалось как непременное условие вступления Турции в Евросоюз.

Стало также известно, что турки пытались всячески отговорить Жана-Мишеля Киарде от выступления 24 апреля, но безуспешно. В частности, во время проходившей 17-18 апреля в Марселе конференции Союза масонов Средиземноморья его просили об этом высокопоставленные турецкие масоны и даже официальные дипломаты, но опять же встретили категорический отказ.

Жан-Мишель Киарде, как и обещал, не только присутствовал 24 апреля на траурном митинге в Париже, но и выступил с речью, сделав при этом целый ряд знаменательных заявлений. Начав выступление с обещания всяческой помощи армянам, так как «я тоже армянин» (в метафорическом, конечно, смысле) , в частности в деле утверждения Сенатом Франции закона о наказании за отрицание Геноцида армян, он призвал Турцию немедля признать Геноцид. Гроссмейстер заверил участников парижского митинга в том, что ложа Великий Восток Франции через своих сенаторов во Франции и своих соратников в Турции будет последовательно добиваться упомянутых целей.

Обратившись к спекуляциям турецких властей на тему «создания совместной комиссии по изучению событий 1915 года», г-н Киарде назвал это предложение «абсолютной нелепостью»: «Неужели нам нужно сегодня создавать комиссию историков для выяснения, были в концлагерях газовые камеры или нет?» - задал он риторический вопрос собравшимся на площади Конкорд, прилегающей к памятнику Комитасу.

Как известно, представительная делегация Великого Востока Франции 24 апреля вот уже во второй раз возложила венок к мемориалу на Цицернакаберде, а затем провела пресс-конференцию, в ходе которой были сделаны заявления, не вызывающие никаких сомнений в позиции этой влиятельнейшей и крупнейшей в Европе масонской ложи в вопросе признания Геноцида армян. Вице-президент ложи Андре Аб с удивительной для масона публичной откровенностью заявил: «... Эти преступления и Геноцид никогда не останутся безнаказанными. Трагедия армян, которая на протяжении десятилетий всей истории в результате следования правилам дипломатии и приличия оставалась в забвении, сегодня должна быть осуждена. На армянской земле людей пытали, убивали... Мы свидетели также доходящего до абсурда отрицания этого. Пренебрежение по отношению к другим - это преступление, преступление по отношению к себе».

Г-н Аб констатировал, что, к сожалению, их двухлетние призывы к турецким коллегам «выполнить свой долг перед историей и признать Геноцид армян пока не дали результатов». Однако, как свидетельствуют и последние заявления г-на Киарде, усилия ложи Великий Восток Франции по признанию Геноцида армян во всем мире будут продолжены.

Такова в общих чертах имеющаяся информация относительно сделанных в последнее время заявлений и действий руководителей ложи Великий Восток Франции в поддержку признания Геноцида армян. Информация, безусловно, побуждающая к размышлениям.

Прежде всего, нет никаких сомнений, что у нас, армян, не может не вызвать чувства удовлетворения и признательности сам факт обретения столь могущественного союзника, решительное вмешательство которого не может не ускорить процесс международного признания Геноцида, в том числе и самой Турцией. Тем не менее без вопросов не обойтись. С чего бы это? Почему? С какой целью? И т. д.

Сами масоны, отвечая на эти вопросы, вполне могли бы сослаться на возвышенные и благородные идеалы, провозглашаемые их организацией, что, конечно, правда, но никак не объясняет почти 100-летнего молчания и полного пренебрежения к тем высоким ценностям, которые сегодня справедливо декларируются. Так что ответы на все вопросы следует искать в неких обстоятельствах, возникших именно в последние годы. Таких обстоятельств можно было бы назвать немало, однако ограничимся только двумя, на наш взгляд, крайне существенными.

Это, во-первых, события последних лет в Турции, постепенно меняющие облик страны. Падение «светской» (ее иначе называют «масонской») Турции и утверждение в стране исламистских порядков представляются все более реальными, и в этой ситуации требование Великого Востока Франции признать Геноцид армян может явиться одним из эффективных способов давления на турецкое руководство и исламистские круги с целью повлиять на дальнейшее развитие событий в стране. О сложности задачи свидетельствует, к примеру, то обстоятельство, что, хотя ведущая роль масонства в жизни Турции никем не оспаривается, тем не менее на сегодня в этом болезненном и крайне деликатном вопросе признания Геноцида армян франкмасоны не находят понимания даже у своих турецких коллег, не говоря уже о том, что турецкое масонство не едино и приверженцы Великого Востока Франции здесь делят влияние с представителями других, достаточно значительных масонских лож. Ситуация в этом смысле радикально отличается от ситуации вековой давности, то есть как раз периода Геноцида армян.

И второе обстоятельство. Поддержать справедливое требование армян французских масонов побуждает осознание того, что признание Геноцида, независимо от их позиции в этом вопросе, вот-вот (пусть даже по историческим меркам) состоится. Понимают они и то, что припертые к стене турки никогда не согласятся принять всю ответственность за Геноцид на себя, не разделив ее с другими соучастниками и организаторами преступления. И вероятно, не случайно масоны Франции выступают сегодня против каких-либо исторических комиссий и исследований, мало ли что (мы-то знаем, что именно) может вылезти на свет божий. Вряд ли можно обвинить масонов в наивности, но кто знает - может быть, они наивно надеются, если не прикрыть исторические грехи, то, пусть частично, искупить их?

Вполне могут быть и другие причины, побудившие масонов Великого Востока Франции включиться в борьбу за признание Геноцида армян. Но каковы бы они ни были, мы должны с полной серьезностью отнестись к появлению нового союзника, надеясь, что и в этом благородном деле масоны проявят неизменно присущую им мощь и последовательность.

P. S. Завершить материал хотелось бы частной просьбой к руководству Великого Востока Франции: не могли бы они призвать и масонов Армении принять участие в борьбе за признание Геноцида, несмотря даже на то, что их участие в решении упомянутых выше задач ложи никакой роли играть не может? Ибо, честно говоря, не только у меня существуют сомнения (возможно, безосновательные) в том, что «наши» масоны не так уж воодушевлены самой идеей признания Геноцида, вносящего некоторую дисгармонию в их братские отношения с турецкими коллегами. Может быть, давление центра, в отличие от сопротивляющихся турецких масонов, на них подействует, если уж давление этнической принадлежности оказалось бессильно.

ОДНАКО ВОТ ЧТО ОСТАНАВЛИВАЕТ. Во время пресс-конференции делегации Великого Востока Франции один из ее членов, г-н Ги Акопян, отвечая на вопрос журналиста, уточнил однозначно: в Армении на сегодня масонской ложи нет. Конечно, трудно заподозрить руководителя юридической службы ложи в неосведомленности или желании ввести кого-то в заблуждение. Ведь прекрасно известно, что в Армении масонские ложи есть, в том числе и официально зарегистрированные. Скорее всего г-н Акопян имел в виду то обстоятельство, что в Армении «на сегодня» нет ложи французского ритуала, и нам остается только поверить ему. Между тем отсутствие ложи еще не означает отсутствия в Армении масонов, подчиняющихся ложе Великий Восток Франции, так сказать, напрямую. Вот на них мы и просим воздействовать. Тем более что и сама жизнь показывает: масоны в этом смысле люди не вполне безнадежные. Так, тот же г-н Акопян поведал журналистам, что, посетив Цицернакаберд в возрасте старше 60 лет, он впервые почувствовал себя армянином. Впрочем, имея дело с масонами, никогда ничего не можешь знать наверняка. 

следующая статья