Левон Микаелян (Казарян) Журналист • Публицист • Переводчик
ТОМ ВТОРОЙ (2004- 2008)   >   2008   >   КЛЮЧ ОТ ЗАВТРА, 20 марта

КЛЮЧ ОТ ЗАВТРА

Сколько идей витало в обществе в годы «перестройки»: идея Независимости, воссоединения с Арцахом, демократии, социальной справедливости, гласности, избавления от коррупции, экологической безопасности страны и т. д. и т. д. ! Активность людей была невероятной, и все идеи представлялись осуществимыми, однако по сути, кроме первых двух, ничего осуществить так и не удалось, хотя, казалось, осуществление всех остальных обусловливалось именно этими двумя. Более того, сами идеи эти, которыми прежде жило без преувеличения все общество, уже в первые годы Независимости жесточайшим образом были растоптаны и раздавлены, стали уделом отдельных энтузиастов-идеалистов или подменены мертворожденными суррогатами идей, насаждаемыми с помощью зарубежных грантов...

В итоге все прежнее богатство идей, воплощение в жизнь лишь малой части которых могло стать залогом успешного развития армянского общества и государства, было последовательно сведено к одной-единственной всепоглощающей идее - идее власти.

Собственно говоря, определенная часть комитета «Карабах» и верхушки АОД с самого начала была охвачена этой до времени умело скрываемой страстью, некоторые же заразились ею, уже почувствовав вкус ничем не ограниченной вседозволенности.

Эта болезненная идея - вначале захвата, а затем сохранения власти - была постепенно навязана всему обществу, стала определять, подчинять себе весь ход нашей жизни. Вспомним, что все общественные потрясения последних 15 лет прямо связаны с фанатичной приверженностью группы людей этой идее. Чего стоят только заявления типа, мол, власть не отдадим, если даже наберете на выборах 100% голосов. Но вынуждены были отдать, когда здоровая национальная политическая сила избавила наконец страну от ига АОД и его ставленников. Казалось бы, бесславное падение антинародного режима вот-вот должно возродить творческую энергию общества и прежнее богатство идей. Однако, воспользовавшись тем, что преступный режим не получил соответствующей ни политической, ни юридической оценки, бывшие властители, опьяненные безнаказанностью, практически тут же стали навязывать стране идею реванша, собственного возвращения к власти, поставив на службу этой идее награбленные огромные капиталы, ангажированную прессу, общественные организации и т. д. Цель была одна - изматывающее, изо дня в день, из года в год очернение действующей власти, возбуждение в народе ненависти к ней, пользуясь для этого ее любыми ошибками и просчетами, зачастую надуманными... И так на протяжении десяти лет.

Эта фанатичная идея захвата, сохранения и вновь захвата власти не имела бы столь трагических последствий, если бы она с первого же дня не была слита с еще одной идеей - идеей разрушения и ослабления государственности. Возникнув как идея разложения Советского Союза, она затем была перенесена на новообретенную независимую армянскую государственность. Особо подчеркнем, что речь идет не только о последовательном уничтожении человеческого и экономического потенциала государства Армения, а об уничтожении самой идеи государственности, начало которому было положено еще в 1991 году принципиальным отказом от построения национального государства - единственной естественной и жизнеспособной формы существования армянской государственности.

К сожалению, новое руководство страны, пришедшее на смену аодовскому, предпринимая на практике определенные шаги по укреплению государственности, в том числе и с использованием элементов национального государства, в то же время так и не смогло (возможно, этому помешала и гибель таких ярких государственников, как В. Саркисян и К. Демирчян) сделать идею сильной армянской государственности доминирующей в общественном сознании, поставить ее выше любой другой идеи, противопоставить пагубному влиянию разрушающей государство изнутри идеи власти, овладения ею любой ценой, насаждаемой так называемой радикальной оппозицией.

В этих условиях - тотального господства идеи власти и слабости идеи государственности - говорить о какой-либо плодотворной реализации других, тем более конструктивных общественных идей, даже их формировании и существовании, не приходится. Отсюда и невостребованность и вымирание естественного носителя этой функции - интеллигенции.

Это сознательное и начавшееся с первых же дней митингов на Театральной в 1988 году уничтожение интеллигенции, традиционно выступавшей главным носителем национальной идеи и пользовавшейся непререкаемым авторитетом в народе, неизбежно вело к духовному обнищанию современного армянского общества, частичному отказу от традиционных, прежде всего национальных ценностей.

Именно в этих многолетних негативных процессах содержится, на наш взгляд, ответ на охватившее многих недоумение: как могло такое количество людей отдать голос человеку, проповедующему антинациональные идеи?

Прошедшие выборы, несмотря на сопутствующие им чрезвычайные события, а может быть, как раз и благодаря им, должны стать моментом исторической истины, пусть горькой, но необходимой для преодоления сложившихся за годы Независимости негативных тенденций. Только в этом случае мы сможем вернуть себе утраченное богатство идей, рожденных в атмосфере интенсивной национальной интеллектуальной деятельности во всех сферах жизни, и возможность их беспрепятственного воплощения. 

следующая статья