Левон Микаелян (Казарян) Журналист • Публицист • Переводчик
ТОМ ТРЕТИЙ (2008- 2011)   >   2010   >   ПАМЯТНИК ГЕРОЯМ, 25 сентября

ПАМЯТНИК ГЕРОЯМ

ТАКОМУ ОФИЦЕРСКОМУ КОРПУСУ МОГЛА БЫ ПОЗАВИДОВАТЬ ЛЮБАЯ ЕВРОПЕЙСКАЯ ДЕРЖАВА


Впервые к этой удивительной истории «ГА» обратился 29 мая 2008 года в статье «Василий Осипянц, кавалер Георгиевского оружия». Собственно говоря, историй было две: одна - история Барсега (Василия) Осипянца, блестящего офицера Российской армии, полковника, награжденного высшими боевыми наградами России, командовавшего полком в героическом Караклисском сражении 1918 года и затем погибшего при невыясненных обстоятельствах, и вторая история - его родного внука Михаила Ивановича Артеменко, преподавателя из подмосковного Подольска, точнее, история его поисков своих армянских корней. Обе истории поведал нам Михаил Иванович в написанной им книге «Кавалер Георгиевского оружия Василий Осипянц». Книга, содержавшая огромное количество информации, в то же время оставалась недописанной, так как в самой жизни поиски Михаила Ивановича не были завершены...

ЛИШЬ ДВЕ ОРЕШИНЫ У БРАТСКОЙ МОГИЛЫ

Так случилось, что летом того же 2008 года Михаилу Ивановичу удалось приехать в Ереван, где с помощью сотрудников архивов и библиотек ему удалось восстановить некоторые детали участия полковника Осипянца в Караклисском сражении и обстоятельства его и других участников этого сражения трагической гибели вследствие вероломного обмана турок.

Из Еревана он отправился в Тбилиси и оттуда - в село Чанахчи, где местные жители указали ему место захоронения армянских офицеров, братская могила которых никак внешне не обозначена, не говоря уже о кресте, надгробном камне и других необходимых атрибутах христианского погребения.

И уже 2 октября «ГА» смог опубликовать его статью «Казнены, зарыты,.. но не забыты», в которой Михаил Иванович подробно рассказал и об итогах ереванских разысканий, и об обнаружении на околице села Чанахчи, казалось бы, навсегда утраченной могилы армянских героев. Оказывается, с установлением Советской власти изгородь вокруг нее была уничтожена, и местные жители узнают место захоронения 150-200 армянских воинов, в том числе 13 офицеров Отдельного Армянского корпуса, по двум огромным орешинам, посаженным в те же дни. Свой отчет о поездке Михаил Иванович завершил следующими словами: «Теперь у меня новая цель, и надо ее осуществить. Вернуться вновь и поставить памятный крест с именами офицеров, до конца исполнивших свой долг перед Родиной. Лишь бы успеть...»

В своем комментарии к статье Михаила Артеменко «ГА» в том же номере писал: «Нам хотелось бы привлечь внимание читателей и тем более высоких компетентных организаций к последним строкам письма. Неужели наши погибшие герои так и не дождутся необходимого внимания со стороны независимого Армянского государства, за создание которого они и отдали свои жизни? Может быть, займутся этими вопросами Министерство обороны, ветеранские организации, депутаты, в частности Виктор Даллакян, один из авторов книги, посвященной героям Караклисского сражения?»

Прошло два года. К сожалению, Михаил Иванович серьезно заболел и не смог пока осуществить задуманное. Сейчас, слава богу, поправляется и замыслов своих не оставляет. Более того, за это время ему удалось издать в Москве свою вторую замечательную книгу -»Нухинское созвездие», которая, безусловно, заслуживает отдельного разговора. Здесь только отметим, что в книге подробнейшим образом изложены многолетние изыскания автора в двух, казалось бы, несовместимых направлениях: с одной стороны, восстановление истории карабахских меликов МеликАлахвердовых, к роду которых принадлежала бабушка Михаила Ивановича, урожденная княгиня Мелик-Алахвердова; с другой - восстановление целостной картины Караклисского сражения и, в частности, участия в нем его деда - полковника Осипянца и обстоятельств его гибели.

Обе задачи выполнены автором блестяще. Исследования в области генеалогии княжеского рода Мелик-Алахвердовых, продолжившие историю меликов Джраберда, изложенную Раффи в «Меликствах Хамсы», безусловно, станут незаменимым подспорьем для всех интересующихся историей Арцаха-Карабаха.

Что касается Караклисского сражения, то без каких-либо скидок на «непрофессионализм», на который ссылается Михаил Иванович, следует прямо признать, что подобного исследования некоторых аспектов этого сражения в нашей военной и исторической литературе вообще не существует. Возможно, к книге М.Артеменко «Нухинское созвездие» мы еще вернемся.

НИ МИНОБОРОНЫ, НИ ДЕПУТАТЫ, НИ ВЕТЕРАНСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ НЕ ОТКЛИКНУЛИСЬ

За то же время в Армении на призывы наши практически никто не откликнулся, несмотря на то что мы в дополнение к статьям обращались по различным адресам. В частности, депутату Даллакяну мы передали все имевшиеся в нашем распоряжении материалы.

Никакой реакции. Никакой реакции не последовало и на другие опубликованные в «ГА» предложения по увековечиванию памяти солдат, офицеров и генералов Армянской национальной армии: так, с 2005 года невозможно получить от компетентных органов внятный ответ на предложение профессора Гюлаба Мартиросяна по реабилитации и установлению памятного знака в честь незаконно репрессированных и сосланных сотен офицеров Армянской национальной армии (эти предложения с тех пор не раз звучали на страницах «ГА»), никакого официального отклика не последовало на предложение потомков героев майских сражений 1918 года об установлении в Аванском ущелье памятника расстрелянным там в 1937 году генералам и офицерам, в частности генералам Силикяну и Араратяну...

Отношение наших властей к этим и другим подобным вопросам выглядит по меньшей мере странно. Ибо важнейшим преимуществом независимого государства, на наш взгляд, является его возможность свободно определять свои национальные приоритеты, интересы, ценности, идеалы и цели, а также пути их достижения. Нация, обладающая независимой государственностью, имеет полную возможность самостоятельно формировать свою историческую память, отношение к событиям и лицам, на которых зиждется национальное самосознание.

Вспомним недавние советские времена. Москва (не без помощи местных добровольцев) определяла, кто мы и сколько нам лет, что было в нашей истории и чего не было, кто наши национальные герои и кто наоборот, каких наших собственных классиков можно читать и за чтение каких отправлять в лагеря и т.д., и т.п. Особое место в ряду этих суровых запретов занимали события недавнего прошлого. Конечно, наиболее абсурдным был действовавший до 1965 года запрет на память о Геноциде, жертвами которого стали представители практически каждой армянской семьи. Но разве менее абсурдными были попытки запретить какие-либо упоминания о существовании Первой Республики Армения, героических майских сражениях 1918 года - коротко говоря, обо всем, что было связано с национально-освободительной борьбой армянского народа, в частности с деятельностью «Дашнакцутюн», сыгравшей выдающуюся роль в этой борьбе и к 1918 году пользовавшейся поддержкой более 90 процентов армянского народа. В результате, если вернуться к нашей теме, получалось, что Армянской национальной армии и вовсе не существовало, что, к примеру, в майских сражениях 1918 года победы одерживала стихийно вставшая на защиту своей Родины крестьянская масса, что героически воевавшие в рядах этой армии офицеры - это непонятно как оказавшиеся в Армении офицеры царской армии, всего лишь «белогвардейцы», которые заслуживали «соответствующего» к себе отношения. Не случайно и дела их хранились в архивах НКВД.

Между тем вот что пишет по этому поводу М.И.Артеменко: «Спешно созданный в декабре 1917 года Отдельный Армянский корпус во главе с генерал-лейтенантом Ф.И.Назарбековым не имел еще достаточного опыта ведения боевых операций, солдаты были плохо подготовлены и обучены, да и дисциплина была не на должной высоте. Что же касается офицерского состава, то он был блестящим: генералы и полковники, капитаны и штабс-офицеры еще царской армии; многие имели высшие боевые награды, в том числе ордена Св.Георгия и Георгиевское оружие, за участие в недавних битвах I Мировой войны. Такому офицерскому корпусу могла бы позавидовать любая европейская держава».

КРЕСТ НА МЕСТЕ УПОКОЕНИЯ 200 ОФИЦЕРОВ И СОЛДАТ ОТДЕЛЬНОГО АРМЯНСКОГО КОРПУСА


Конечно, было бы неверным утверждать, будто рассматриваемые здесь вопросы не вызывают общественного интереса. Наоборот, статьи на эту тему в «ГА» и тем более книги М.И.Артеменко никого не оставили равнодушным, о чем свидетельствуют поступавшие в редакцию устные и письменные отклики.

Вот, к примеру, что пишет в своем письме полковник Михаил Степанян, зампредседателя патриотической общественной организации «Маршал Баграмян». «...По-настоящему геройский поступок совершил Михаил Иванович Артеменко. По прошествии стольких лет, приложив неимоверные усилия, в результате неутомимых поисков в архивах России, Грузии, Армении он сумел восстановить забытую историю героической гибели славных сынов Армении, за создание, сохранение и существование которой отдали свои жизни пламенные патриоты...

...Как ни странно, но почему-то до сих пор не привлекла внимания ни наших государственных мужей, ни депутатов, ни руководства и общественных организаций Лорийского марза судьба останков погибших героев, заживо сожженных армянских офицеров, участников кровопролитного, но победоносного Караклисского сражения, давшего возможность армянским войскам одержать весомую победу под Сардарапатом и в Баш-Апаранской операции. Это про них главком турецких войск на Кавказском фронте Мамед Вахиб-паша сказал: «Под Караклисом армяне показали, что они могут быть лучшими солдатами мира...» Разве не достойны они, отдавшие жизнь за сегодняшнюю Армению, быть погребенными в огороженной братской могиле и с высеченными именами на скромной памятной гранитной плите?»

Живя в далеком Подольске, М.И.Артеменко не часто имеет возможность услышать добрые слова о проведенной им исследовательской работе, далеко выходящей за рамки модных нынче поисков своей родословной.

Поэтому можно понять, какие чувства вызвало у него полученное недавно официальное письмо: «Уважаемый Михаил Иванович! Научный персонал Мемориального комплекса Сардарапатской битвы, Национального музея этнографии Армении и истории освободительной борьбы выражает Вам глубокую благодарность за насыщенную, богатую информацию о наших национальных героях, в частности о Вашем знаменитом деде - кавалере Георгиевского оружия, полковнике Василии (Барсеге) Каграмановиче Осипянце. Фотография Вашего предка займет свое достойное место в нашей экспозиции, посвященной майским сражениям. Еще раз благодарим Вас, желаем крепкого здоровья, возвращения на Родину и в наш музей. С уважением, директор музея К.А.Аристакян».

Тем более что незадолго до получения этого письма, в июне 2010 года, Михаилу Ивановичу сообщили из Усманского краеведческого музея об открытии экспозиции, посвященной I Мировой войне, с отдельным стендом последнему коменданту города Василию Осипянцу.

Как пишет в редакцию «ГА» Михаил Иванович, «в музее постарались оформить стенд деда с необыкновенной теплотой и уважением. Тут было все: большой портрет деда, фотография всей его семьи, сообщение о его подвиге на фронте и представление к награде Георгиевским оружием, его приказы по гарнизону, копии орденов, мои книги о нем и другие архивные документы... Армения может гордиться своим сыном Василием Осипянцем».

Увековечив память о своем дяде в экспозициях двух музеев - России и Армении, Михаил Иванович имел полное право с чувством исполненного долга взволнованно и счастливо воскликнуть: «Долгая дорога к мечте завершена».

Это, безусловно, так. Однако приведем в завершение строки из благодарственного письма Михаила Ивановича директору Сардарапатского музея К.А.Аристакяну: «30 лет поисков и попыток не пропали зря. Имя моего деда - полковника Василия Каграмоновича Осипянца будет увековечено, и его фотография займет достойное место среди боевых товарищей - героев майских битв 1918 года. Горжусь тем, что мой дед сражался и погиб за независимость Первой Республики Армения.

Смею надеяться, что придет то время, когда на братской могиле, где покоятся 200 офицеров и солдат Первого Армянского корпуса, вероломно казненных озверевшими турецкими войсками в конце мая 1918 года в селе Чанахчи, появится долгожданный крест с именем героев. Верю, это время наступит! Так хочется в это верить!»

Мы тоже верим в это. И поэтому считаем, что необходимо продолжать, казалось бы, безнадежную борьбу за восстановление чести и достоинства Армянской армии 1918-1920гг., ее офицеров и генералов, отчужденных от истории современных Вооруженных сил Армении даже официально датой празднования Дня национальной армии - 28 января (28 января 1992г. был издан приказ о создании Национальной армии РА), словно не благодаря им была возрождена АРМЯНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ, существующая и по сей день. Необходимо продолжить борьбу за полную реабилитацию невинно осужденных, сосланных и казненных, за сохранение памяти о них во всех возможных формах, в том числе и посредством священных для нас захоронений, будь то в России, селе Чанахчи или в Аванском ущелье. 

следующая статья