Левон Микаелян (Казарян) Журналист • Публицист • Переводчик
ТОМ ТРЕТИЙ (2008- 2011)   >   2010   >   РАЗГОВОРЫ В ПОЛЬЗУ БЕДНЫХ, 23 декабря

РАЗГОВОРЫ В ПОЛЬЗУ БЕДНЫХ

Существует устойчивое мнение, будто официальная статистика существует для того, чтобы приукрашивать действительность. Если это и так, то и данные, сообщенные Нацстатслужбой в ежегодном отчете за 2009 год «Социальная картина Армении и бедность», следовало бы воспринимать с определенной поправкой на эту тенденцию, однако они на сей раз столь красноречивы, что искать за ними что-то гораздо худшее просто нет никакой необходимости.

Главная цифра доклада вроде бы не является неожиданной - 34,1% населения Армении живет за так называемой чертой бедности. Однако эта «сухая» цифра (а у нас в 90-е годы были и гораздо более высокие), воплощенная в плоть и кровь живой жизни, просто ужасает: каждый третий житель Армении - бедный!


СТАТИСТИКИ, ПРОВЕДЯ ОПРОС ПОЧТИ В 8000 ХОЗЯЙСТВ СТРАНЫ, НАСЧИТАЛИ У НАС 1 МЛН 100 ТЫСЯЧ БЕДНЫХ. Более того, выяснили, что в течение 2008-2009гг. их число увеличилось на 214 тысяч человек. Кризис. Вероятно, тот же злополучный кризис виновен в том, что впервые с 1998 года количество бедных в стране возросло. Возможно, эта тенденция характерна для всех стран оказавшегося в кризисе мира, но от этого нашим бедным не легче.

Обратим внимание и на следующий факт. Бедными у нас считаются люди, тратящие в месяц меньше 30920 драмов (меньше 1 тысячи драмов, или 3 долларов в день). Однако так «шиковать» у нас имеют возможность не все бедные, в частности входящие в категорию очень бедных - эти бедняги тратят в месяц меньше 25 тысяч драмов. Таких в стране каждый пятый! Если кому-то может показаться, что и на 25 тысяч в месяц прожить все-таки можно, то для таких есть в запасе еще одна категория - крайне бедных - это те, кто в месяц может позволить себе расходовать меньше 17486 драмов. Расходовать-то можно, но выжить на эти деньги практически невозможно.

Статистика свидетельствует, что за тот же год жители Армении стали меньше тратить денег на развлечения, меньше встречаться с друзьями, покупать более дешевые продукты и вообще сократили расходы на питание, реже стали посещать медицинские учреждения, а некоторые вообще покупать лекарства. Можно не сомневаться, что основная доля в падении нашего общего уровня жизни пришлась именно на бедных. Здесь же отметим, что статистических бедных правильнее было бы назвать «условно бедными», ибо житейский опыт подсказывает, что реально бедными можно было бы назвать расходующих в месяц сумму, вдвое большую предусмотренной статистикой - т.е. порядка 60 тысяч драмов, а «условно бедных» следовало бы называть просто нищими, каковыми они (не в обиду им сказано, ибо собственной вины их в этом, как правило, нет) и являются в действительности.

ОБСУЖДАТЬ ТЕМУ НАШЕЙ БЕДНОСТИ, КАК И ДАННЫЕ, СОДЕРЖАЩИЕСЯ В ДОКЛАДЕ НСС, МОЖНО БЕСКОНЕЧНО. Возможно, занятие это и не совсем бесполезное, более того, наверняка у нас в стране есть люди, занимающиеся этим делом профессионально и даже получающие за это приличную зарплату. Однако и здесь важен только ответ на извечный вопрос: что делать? Конкретно: что делать, чтобы в нашей стране не было бедных или хотя бы их было как можно меньше? Парадокс в том, что ответ на этот извечный вопрос, в отличие от ответов на другие извечные вопросы, существует. Насколько известно, существуют даже программы по ликвидации бедности, разработанные международными экспертами и даже на их средства.

Кто не слышал старорежимную фразу «разговоры в пользу бедных»? Признаюсь, долго не мог понять ее истинного смысла. Но в последние годы могу уверенно сказать: все, что делают и советуют международные финансовые организации, это и есть «разговоры в пользу бедных». Хотя бы потому, что именно в соответствии с их рекомендациями Армения превратилась в бедную страну и заняла свою нишу в списке «развивающихся» стран, а население Армении обнищало до такой степени, что сегодня, даже после 10-летия непрерывного роста уровня жизни, лишь каждый третий гражданин - бедный, а каждый пятый - нищий.

Как убежденный сторонник «теории заговора», я уверен, что эта ниша отведена нам, как и остальным, навечно. И брыкаться тут не имеет смысла. Утешает лишь то обстоятельство, что силы, предназначившие Армении статус бедной, слаборазвитой страны, вряд ли сами будут господствовать вечно. Кроме того, опыт последних лет свидетельствует, что странам и народам, упорно противящимся навязываемым им «нишам» и «дорожным картам», как правило, удается разрушить строящиеся в их отношении планы. Поэтому бороться с бедностью нужно, и эта борьба не безнадежна.

Знаменательно, что у нас есть не только программы борьбы с бедностью, но и правительство точно знает, сколько нужно денег на ликвидацию бедности - 93,5 млрд драмов, или 3% от ВВП. Много это или мало, нам трудно судить, известно только, что премьер-министр Тигран Саркисян отмечал, что государственный бюджет Армении 2011 года предусматривает беспрецедентный рост социальных расходов - около 43 млрд драмов...

Вроде бы действительно немало для «посткризисного» года... Но тут, как обычно, полно нюансов. К примеру, сами статистики деликатно утверждают, что для обеспечения высокой адресности фактические средства в действительности требуются в гораздо больших размерах... Ничего нового. Проблема адресности - одна из самых болезненных в Армении, вот и в этой сфере, выясняется, из денег, выделяемых для бедных, попадает по адресу едва половина...

КОНЕЧНО, В ДРУГОМ СЛУЧАЕ МОЖНО БЫЛО БЫ ТРЕБОВАТЬ КАДРОВЫХ ПЕРЕМЕН В ПРАВИТЕЛЬСТВЕ, в частности смены министров социального, экономического и финансового блока, но в данный момент требование это бессмысленно, так как идея эта на днях уже реализована. Министры заменены, уволен глава Государственного фонда социального страхования. Причем только последний уволен по упомянутой выше внятной причине адресности (хищения), увольнение же или перетасовка остальных так и не были объяснены. Во всяком случае ни одному из них премьер-министр не сказал прямо: вы уволены, потому что в стране количество бедных возросло (или хотя бы - не сократилось, что тоже неприемлемо). И при назначении новых премьер-министр, насколько было видно по телерепортажам, говорил о сотрудничестве с международными организациями и тому подобных важных функциях, но не сказал ни разу новоназначенным министрам в присутствии других руководителей ведомств: «Ваша работа отныне будет оцениваться только по одному показателю - уровню бедности в стране».

Как правительство будет этого добиваться - ликвидацией коррупции, ростом ВВП, увеличением выделяемых из бюджета средств, повышением уровня адресности распределения этих средств, размеров зарплаты, пенсий, пособий, выработкой правильной налоговой политики и ужесточением контроля за ее соблюдением или другими известными профессионалам методами, - не наша компетенция. Однако мы знаем одно - дальше подобное положение с бедностью в Армении продолжаться не может, и оно, несмотря ни на какие кризисы, должно быть в ближайшее же время изменено. Хотя бы по двум несомненным причинам. Во-первых, все эти условные и безусловные бедные, а то и нищие - напомним, каждый третий в стране, - это мы сами, наши родственники и друзья, соседи, в конце концов, просто граждане Армении, которые имеют право на достойную жизнь у себя на Родине. И во-вторых: все оптимистические перспективы нашей страны, о которых так убежденно говорит в своих выступлениях президент Серж Саргсян, могут быть реализованы только при одном условии - сокращении до минимума, а то и полной ликвидации бедности в стране. Ибо не нами сказано: общее благо народа является суммой индивидуальных благ.