Левон Микаелян (Казарян) Журналист • Публицист • Переводчик
ТОМ ВТОРОЙ (2004- 2008)   >   2007   >   ПОЛШАГА ПЕРЕД ФИНИШЕМ, 23 октября

ПОЛШАГА ПЕРЕД ФИНИШЕМ

Сделан важный шаг на пути международного признания Геноцида армян, достойно увенчавший совместные последовательные усилия армянских общественных организаций США и всей общины в целом. Возможно, правильнее было бы сказать, что пока сделана лишь половина шага, и следовало бы подождать с оценками, пока решение Комитета по внешним отношениям Палаты представителей будет закреплено на пленарном заседании.

Между тем уже сегодня смело можно утверждать, что принятие резолюции комитетом и события, предшествовавшие ему на протяжении последних месяцев, сами по себе исключительно значимы по своим возможным последствиям, независимо от того, будет ли сделана вторая половина шага. Во всех случаях очевидно, что этот частичный успех не будет повторением пройденного, топтанием на месте, как заранее пытаются представить дело противники принятия «армянской резолюции». Между практически идентичными ситуациями хотя бы последнего десятилетия - «дистанция огромного размера». И, к примеру, попытки премьер-министра Эрдогана, оперируя цифрами (в 2000г. - 38 за, 12 против, в 2005 - 40 за, 7 против, а в 2007 - только 27 за, 21 против), представить дело так, будто нынешнее голосование - чуть ли не турецкая победа, выглядят по меньшей мере несерьезными, так как и ему самому ясно, что на нынешнем этапе уже важна не формальная арифметика голосования, а восприятие происходящего в Конгрессе США в мире и особенно в самой Турции.

А восприятие нынешней резолюции обусловлено всем процессом международного признания Геноцида в последние годы. Турция, которая поначалу могла позволить себе делать вид, будто «не замечает» признания Геноцида парламентом той или иной страны, и даже скрыть этот факт от своего народа, с каждый разом все тяжелее «держит удар». Теперь очевидно, что на каждое очередное признание Геноцида власти Турции реагируют все нервнее, можно сказать - истеричнее, турецкое же общество испытывает потрясения, все более расшатывающие его целостность и единство, которых, кстати, несмотря на многовековые усилия (а геноциды в отношении коренных народов оккупированной тюрками территории и были одним из таких усилий), правителям Турции так и не удалось добиться. Непредсказуемость этих внутренних деструктивных процессов и страшит их сегодня более всего. Ибо кому, как не властям страны, понятно, что процессы эти будут развиваться все стремительнее. И независимо от их воли. Что ситуация цугцванговая - любое их действие и противодействие лишь ухудшают ситуацию, бездействие - тем более.

Не следует заблуждаться: наблюдаемая пока консолидация турецкого общества как естественная реакция на враждебные действия извне - явление в значительной мере внешнее и недолговременное. Страна оказывается во все большей изоляции и скоро будет воспринимать весь внешний мир как враждебный (по мнению самих турецких аналитиков, признание Геноцида Конгрессом США увеличит количество стран, признавших Геноцид, до 40, в противном же случае это число все равно будет достигнуто, но на это потребуется больше времени). Нарастающее чувство бессилия, озлобленности на все шире поддерживающий требования армян мир неизбежно будет порождать в государстве болезненные разрушительные процессы, несущие в себе опасности как для внешнего мира, так и собственных граждан. Невозможность для Турции использовать традиционный для тюрок способ решения проблем - силой (и это при наличии мощнейшего военного потенциала), посредством агрессии и уничтожения врага - только углубляет ощущение безвыходности для нее ситуации. Уже сейчас мы наблюдаем, как в турецком обществе (и на государственном уровне) борются традиционное, почти инстинктивное намерение покарать одной массовой акцией проживающих на территории страны армян, даже собственных граждан (не говоря уже об абсолютной невозможности покарать парламентариев признающих стран, что хотя бы выглядело логичнее) с пока еще сдерживающим фактором ответной реакции внешнего мира. Одним словом, хорошо известный науке «синдром осажденной крепости», помноженный на известные особенности турецкого менталитета, таит в себе неиссякаемый ресурс саморазрушения.

И здесь крайне важно, какие процессы и с какой интенсивностью будут протекать в турецком обществе: процессы консолидации (естественные или насильственно обеспечиваемые) как следствие внешних угроз, реальных или мнимых, или внутреннего саморазрушения, не только реального, но и неизбежного. Консолидация турецкого общества в Армянском вопросе - это не что иное, как круговая порука преступников, которая мгновенно расползется по швам - этническим, конфессиональным, территориальным и т. д. - под напором неизбежного бремени ответственности.

Страх подобной перспективы, разрушительное влияние процесса международного признания Геноцида армян, несущий Турции самые невероятные, могущие показаться фантастическими драматические последствия, уже сегодня предугадываемые властями Турции, обусловливают их истерическое поведение, отчаянные заявления и безрассудные угрозы. Они понимают, что этот процесс, оказывающий разрушительное влияние на турецкий государственный и национальный организм, столь серьезен, что вполне может привести к его распаду. Конечно, не только сам по себе, но в сочетании с иными негативными для Турции актуальными факторами. И может случиться так, что предотвратить его последствия не поможет даже запоздалое признание Геноцида.

Поскольку речь идет о Турции, то было бы непростительной наивностью не учитывать множество раз продемонстрированное ею на протяжении своей истории умение не только выкарабкиваться из, казалось бы, безвыходных ситуаций, но и даже оборачивать их в свою пользу. Можно не сомневаться, что и сейчас будут задействованы подобные варианты. Один из них очевиден: турецкая армия уже получила от парламента разрешение на вторжение в Ирак. Как бы обиженная и возмущенная поведением стратегического союзника Турция готовит, вопреки предостережениям США, «разоружение террористических формирований», а по существу - частичный геноцид курдского народа. Она надеется, что в нынешней ситуации подобное непослушание сойдет ей с рук, тем более что в этом ее тайно или откровенно поддерживают страны региона, также имеющие проблемы с курдами.

Все ли рассчитали на сей раз турки? Учли ли свою стремительно снижающуюся в глазах американцев значимость, тем более если осмелятся осуществить свои произнесенные в последние дни угрозы хотя бы в отношении базы Инджирлик? Понимают ли, что силы, на протяжении последних столетий искусственно поддерживавшие ее существование, вполне могут посчитать, что она уже выполнила свою «историческую роль» и пришло время на захваченной ею территории создать какието новые или возродить некогда существовавшие здесь государства? Знают ли истинную силу курдов, которые уже десятилетия ждут этого судьбоносного в своей истории момента? И главное - уверены ли, что сумеют противостоять нарастающим, в том числе и вследствие процесса международного признания Геноцида армян, деструктивным и разрушительным процессам внутри собственного государства? И чего стоят, имея в виду возможность подобного развития событий, разговоры о сугубо рекомендательном характере резолюций по признанию Геноцида или о «неудаче» в случае вынужденного отказа спикера Пелоси вынести армянскую резолюцию на голосование Палаты представителей? Ведь еще одна-две подобные «неудачи» - и международный процесс признания Геноцида достигнет своей цели. 

следующая статья