Левон Микаелян (Казарян) Журналист • Публицист • Переводчик
ТОМ ВТОРОЙ (2004- 2008)   >   2007   >   МОНОЛОГ НА ФОНЕ ХОРА, 11 октября

МОНОЛОГ НА ФОНЕ ХОРА

В течение последнего года, вначале, когда АОД якобы намеревался принять участие в парламентских выборах, и позже, когда появились первые симптомы публичной политической активизации Л. Тер-Петросяна и мы откровенно писали все, что думали по этим поводам, вынужденно повторяя тысячи раз сказанное за последние 15 лет, оппозиционная (читай - аодовская) пресса постоянно объясняла эту нашу позицию предвыборной политической конъюнктурой, спущенным «сверху» «заказом», какими-то корыстными расчетами и т. п. Примеров конкретных приводить не будем, их множество. Но об одном, совсем свежем, сказать следует обязательно.

Экс-премьер Багратян, выступая в эфире телеканала «Эпикентрон», нагло заявил, что наша критика АОД и его лично обусловлена тем, что «ГА» «финансируется президентом». За клевету, надеемся, г-н Багратян еще ответит, однако, поскольку мы рассматриваем явление в целом, пока останавливаться на этом эпизоде не будем. Выразим только удивление: неужели экс-премьер, как и все остальные эксы, упрекающие нас в «продажности», забыли, что наша позиция в отношении АОД сформировалась буквально со дня создания газеты, что же касается ускоренно развалившего страну «великого реформатора» Багратяна, то из статей, посвященных ему «Голосом», можно составить приличный том (который мы готовы издать при его спонсорстве). Некоторые из статей тех лет мы, возможно, вынуждены будем перепечатать, чтобы освежить кое-кому память, тем более что они не утратили своей актуальности.

Если бы мы верили в плохую память наших «обличителей», а не были уверены в их элементарной нечистоплотности, то спросили бы у них: почему это вы присвоили себе право позиционировать себя как бескорыстных идейных борцов, а вашим последовательным идейным и политическим противникам отказываете в этом праве? Неужели национальные идеалы менее привлекательны, нежели аодовские? Почему, в конце концов, позволяете себе делать вид, будто забыли, каким гонениям и репрессиям подвергался «Голос» в годы правления АОД, еще в те времена, когда, кстати, нынешних ни президента, ни премьер-министра и в Армении-то не было? Мы здесь говорим о «Голосе», но сказанное, безусловно, относится ко всем последовательным противникам идеологии и политики АОД.

Столь же несомненно, что это наше отношение к АОД и его руководству сохранится неизменным и в будущем, независимо от исхода грядущих президентских выборов или любых других возможных изменений политической ситуации в стране. В этом наверняка уверены и наши читатели.

Конечно, сказанное выше общеизвестно и традиционные нападки можно было бы, как и прежде, продолжать игнорировать. Однако в последние дни у этой застарелой проблемы появился новый нюанс, который, на наш взгляд, требует напоминания о самой сути проблемы.

Член Бюро «Дашнакцутюн» Ваан Ованесян в интервью корр. газеты «Айоц Ашхар» (3 октября) в связи с «исторической» встречей некоторых членов руководства АРФД с экс-президентом Л. Т. -П. сделал такое неожиданное заявление: «Многие средства информации, политические деятели, околополитические круги в последнее время, не знаешь почему, считают себя большими католиками, чем Папа Римский, пытаются выглядеть большими дашнакцаканами, чем «Дашнакцутюн», и служить примером антиаодизма. Кому, «Дашнакцутюн»? Могу сказать, что основная забота этих людей - власть. Наша же основная забота - судьба Армении. Для этого мы и хотим, чтобы в Армении перед выборами была здоровая атмосфера».

Нам неизвестно, кого именно имел в виду г-н Ованесян, говоря о «многих», да это и не имеет значения. Само это «многие» - многозначительно. Многозначительно и «не знаю почему». Не потому ли, предположим мы, что «католицизм» «Дашнакцутюн» в последние годы столь незаметен, что выглядеть «большим католиком» не составляет никакого труда?

Более того, заявления некоторых словоохотливых нерядовых членов АРФД нередко выглядят с идеологической точки зрения столь сомнительными, что невольно задумаешься: а не путают ли они, говоря словами г-на Ованесяна, политику с вежливостью? Но это, как говорится, проблема самой «Дашнакцутюн», если она, конечно, видит в этом проблему. Нас же в первую очередь тревожит явно проглядывающая в словах одного из лидеров «Дашнакцутюн» высокомерная попытка монополизировать исключительное право на борьбу с аодизмом и заботу о судьбе Армении и недостойные попытки обвинить всех остальных в использовании борьбы с АОД в каких-то недостойных целях. На каком основании?

Нисколько не умаляя исторической роли и значения АРФ «Дашнакцутюн» как наиболее последовательного носителя армянской национальной идеи и ее значения как организованной политической силы, вот уже более 100 лет самоотверженно борющейся за реализацию этой идеи, тем не менее заметим, что творцом армянской национальной идеи, которой объявил непримиримую войну АОД, является армянский народ в целом. Он же и является главным естественным носителем этой идеи на протяжении тысячелетий, в том числе и на современном этапе.

Точно так же, нисколько не умаляя того факта, что в годы правления АОД именно АРФ «Дашнакцутюн» подвергалась жестоким гонениям и запретам, тем не менее опять же подчеркнем, что главной жертвой этого правления стал армянский народ в целом (в том числе и проживающий вне пределов Армении).

И если депутат-дашнакцакан Алвард Петросян «как гуманист» объясняет преследования Л. Т. -П. в отношении ее партии «политической неопытностью» и призывает вместе с лидерами «Дашнакцутюн» чуть ли не забыть прошлое «ради будущего», то это, конечно, их право, но, с другой стороны, у народа, общества, тоже есть право не разделять дашнакцаканскую «толерантность» и не забывать прошлого как раз во имя будущего.

Отсюда и несомненный вывод: единственным «монополистом» на право борьбы с аодизмом был и остается армянский народ в целом. И если Л. Т. -П. осмелится выдвинуть свою кандидатуру на предстоящих президентских выборах, то в феврале 2008 года народ в полной мере воспользуется своим правом, нанеся ему сокрушительное поражение.

Что же касается отдельных политических партий и лиц (в том числе, конечно, и журналистов), считающих себя противниками аодизма, то им остается одно - быть вместе с народом в этой борьбе, помочь ему организоваться, научить, как не поддаваться хитроумным уловкам и технологиям, в конце концов обеспечить его свободное волеизъявление. 

следующая статья