Левон Микаелян (Казарян) Журналист • Публицист • Переводчик
ТОМ ПЕРВЫЙ (1995 - 2003)   >   1998   >   АРМЯНСКИЙ ВОПРОС – ПРЕРОГАТИВА ГОСУДАРСТВА, 23 апреля

АРМЯНСКИЙ ВОПРОС – ПРЕРОГАТИВА ГОСУДАРСТВА

83-я годовщина Геноцида армян 1915 года... Дата не юбилейная, даже не круглая, но она, на наш взгляд, должна стать особенной. Может быть, столь же значительной, как 50-летие Геноцида, послужившего стимулом не только для воздвижения по всему миру, где только живут армяне, мемориалов памяти, не только издания (в том числе и в Советском Союзе) все новых книг и исследований, посвященных Армянскому вопросу, истории армяно-турецких отношений второй половины XIX- начала XX столетий, но и, что самое важное, для последовательной борьбы армян за международное признание факта Геноцида. (Знаменательно, что именно в 1965 году Геноцид армян впервые упомянут в документе авторитетного международного форума – состоявшегося в Хельсинки Всемирного конгресса мира.)

Конечно, по понятным причинам борьбу за признание Геноцида 1915 года в те годы вели главным образом наши соотечественники в Спюрке, многочисленные партии, организации, отдельные подвижники – ученые и политические деятели. Самую трудную часть работы взяли на себя созданные специально с этой целью Армянская Ассамблея Америки и комиссии Ай Дата АРФ «Дашнакцутюн». Их последовательная, кропотливая работа, а также (как бы неоднозначно мы к ним ни относились) акции возмездия армянских народных мстителей в 70-е годы вновь привлекли внимание мировой общественности, международных организаций к трагическим событиям 1915 года. В то время это было главной задачей.

Обсуждения на разных уровнях, в различных инстанциях, в парламентах некоторых стран начали приносить первые плоды. В 1974г. Комиссия ООН по правам человека рассмотрела меморандум о предупреждении геноцида и наказании за его осуществление, в параграфе 30 которого массовые погромы армян в 1915 г. квалифицировались как факт первого геноцида XX века. Однако под давлением Турции этот документ не был одобрен.

В 1984 году Постоянный трибунал народов на сессии в Париже принял решение, в котором, в частности, сказано: «По определению Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него от 9 декабря 1948 года, уничтожение армянского народа путем депортаций и массовых убийств представляет собой геноцид... Правительство младотурок несет ответственность за этот геноцид, за действия, совершенные в 1915-1917гг.»

В 1987г. Европейский парламент после трех с лишним лет обсуждения принял, несмотря на упорное сопротивление Турции, резолюцию, в которой говорилось: «Трагические события, имевшие место в 1915-1917 гг. в отношении армянского населения Османской империи, являются геноцидом...» Европарламент потребовал от Евросоюза «оказать давление на нынешнее турецкое правительство с целью добиться признания последним организованного в 1915-1917 гг. Геноцида армян».

Факт Геноцида армян признан также Всемирным советом церквей. На состоявшемся в 1989 году съезде этого Совета была принята резолюция о Геноциде армян, в которой содержался призыв к церквам-членам Совета обратиться к правительствам своих стран «с призывом оказать давление на Турцию с целью признания ею факта Геноцида армян».

Вопрос о признании Геноцида 1915 г. ставился в те годы и в парламентах ряда стран. Так, в апреле 1975 года Палата представителей Конгресса США приняла резолюцию, признающую факт Геноцида армян в Османской империи. Сенат Конгресса США дважды возвращался к этому вопросу. В июле 1985г. соответствующая резолюция была одобрена, а в декабре того же года – отвергнута при минимальной разнице голосов.

В мае 1996 года Палата представителей вновь обратилась к Конгрессу США с призывом признать Геноцид армян. Однако под давлением Госдепартамента США резолюция вновь не была принята.

В 1985 году факт Геноцида армян был признан парламентами Аргентины и Уругвая, в 1990 г. – Кипра.

Казалось бы, с обретением Арменией независимости эти успехи должны были получить свое развитие. Предполагалось, что армянское государство отныне должно взять на себя главную инициативу, стать координатором деятельности всех национальных сил в их борьбе за признание Геноцида 1915. Тем более что уже Верховный Совет Армянской ССР 22 ноября 1988 года принял Закон «Об осуждении Геноцида армян в Османской Турции в 1915 году».

Но независимое армянское государство не взяло на себя инициативу и координацию борьбы за признание Геноцида 1915 года. 8-летнее правление анациональной аодовской власти стало позорной страницей в истории армянской государственности и в этом священном для каждого армянина вопросе. Началось все с постыдной возни вокруг соответствующих пунктов Декларации о независимости. А затем, к изумлению всего армянского народа, последовали заявления Л.Тер-Петросяна о том, что вопрос этот следует предоставить будущим историкам, сомнительные, мягко говоря, рассуждения премьера Г.Багратяна о «виновности самих армян» в трагических событиях 1915 года, тотальные атаки провластных идеологов на национальную историю, память и святыни, блеяновские призывы к учителям не водить детей 24 апреля к Мемориалу на Цицернакаберде и т.д., и т.п.

И мы все эти годы вместо того, чтобы, объединив усилия, бороться с внешним противником, вынуждены были браться за перо, чтобы противостоять антинациональной политике собственных властей. Признаемся, делали это не только в некоторой растерянности, но и даже с отвращением, ибо никогда и предположить не могли, что такое вообще возможно в армянском мире.

Но что еще хуже – в растерянности оказались деятельные силы Спюрка, которые долгие годы вели борьбу за признание факта Геноцида 1915 года и теперь снизили активность, признав в этом вопросе приоритет армянского государства и ожидая от него решительных действий, которые они, безусловно, готовы были поддержать. Но время шло, и его было упущено достаточно много, пока и они, не веря глазам и ушам своим, поняли то, что мы, вынужденно лишенные их благоговейного, почти священного отношения к таким атрибутам национального государства, как, скажем, президент РА, поняли гораздо раньше. Пришлось наверстывать упущенное.

Тем более что за те же годы Турция, вовсе не убаюканная постоянными заверениями в преданной дружбе и явными попытками руководства РА предать забвению все, что могло помешать укреплению этой дружбы, его откровенным давлением на несговорчивый Спюрк и, чего уж больше, запрещением деятельности АРФ Дашнакцутюн в Армении, не только выработала долговременную тактику и стратегию извращения исторической истины и противостояния деятельности армян по признанию Геноцида 1915 года, но и успела вложить в их реализацию миллиарды долларов.

Убедившись, что на участие государства рассчитывать не приходится, те же национальные силы, партии, организации вновь резко активизировали свою деятельность на международной арене, что привело к блестящим результатам – факт Геноцида армян 1915 года был признан парламентами России, Греции, Ливана, Нового Южного Уэльса (Австралия), Бельгии, Палатой общин Канады. К нашему стыду, официальная печать об этом сообщала сквозь зубы, а руководство нашей страны даже не выразило от имени армянского народа благодарность этим странам за поддержку в нашей справедливой борьбе.

Почему же 83-я годовщина Геноцида армян представляется нам особенной? Коротко говоря, мы надеемся, что вопрос борьбы за его признание отныне будет поднят на государственный уровень, на то, что независимое армянское государство наконец возьмет на себя свою естественную функцию выразителя национальных интересов – ту функцию, которую не способна была выполнить Советская Армения и которую не пожелала выполнить Армения аодовская. Во всяком случае приход к власти президента, олицетворяющего собой национально-освободительную борьбу Арцаха – современного этапа борьбы за решение Армянского вопроса, – и поддержанное национальными партиями решение о праздновании на государственном уровне 80-летия героических сражений мая 1918 года, принятие 54-й сессией Комиссии ООН по правам человека представленной РА резолюции, посвященной 50-й годовщине Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него, некоторые другие симптомы, кажется, могут служить основанием для подобных надежд.

Конкретным свидетельством происходящих в этом вопросе в стране перемен могло бы, по нашему мнению, стать включение в повестку дня парламента обсуждения и принятия предложенных редакцией «ГА» и поддержанных общественностью и отдельными юристами поправок к нашему законодательству, которые предусматривают уголовную ответственность за действия, прямо или косвенно направленные на оправдание виновников Геноцида армян в Западной Армении, или действия, направленные на умаление их вины в Геноциде армян и в других преступлениях против человечности.

следующая статья