Левон Микаелян (Казарян) Журналист • Публицист • Переводчик
ТОМ ТРЕТИЙ (2008- 2011)   >   2010   >   ИСТЯЗАНИЕ ТУРЦИИ, 24 апреля

ИСТЯЗАНИЕ ТУРЦИИ

ПЛОДЫ ПРОМЕЖУТОЧНЫХ ИТОГОВ

24 апреля президент США в очередной раз признает Геноцид армян, не употребив этого слова. Он перечислит целый ряд действий правительства младотурок, квалифицируемых международным правом как геноцидальные, но не воспользуется словом, обобщающим в качестве юридического термина преступление в целом. Для оправдания вновь будет использован предлог якобы интенсивно продолжающегося процесса урегулирования армяно-турецких отношений.

Столь же легко предсказать замораживание «армянской резолюции» в Конгрессе США, хотя и не исключены какие-либо имитационные действия в зависимости от изменения ситуации.

Безусловно, члены армянской общины США имеют полное право требовать от президента и парламента своей страны тех или иных радикальных решений. И как граждане США, они, несомненно, воспользуются своим правом публично высказать свое негативное отношение к действиям руководства собственной страны.

Между тем мы, армяне Армении и всего остального мира, также крайне заинтересованные в успешном продолжении процесса международного признания Геноцида, и в первую очередь такой авторитетной страной, как США, и те, кто прилагает к этому все больше усилий, обязаны отнестись к в очередной раз несбывшимся надеждам без обид и эмоций, а главное - стремясь извлечь выгоду даже из этой ситуации, вроде бы для нас неблагоприятной.

В этом смысле отказы президентов США произнести в традиционном обращении к армянам 24 апреля обещанное слово «геноцид», если рассматривать их не разовыми и самоцельными акциями, а как непрерывный единый процесс, вполне можно оценить как процесс более чем успешный. Достаточно вспомнить хотя бы то, сколько сил и средств приходится выкладывать Турции ежегодно (и с каждым годом все больше) для получения желанного результата. Фактически силы эти (мы не имеем в виду сугубо материальные расходы, хотя и они значительны) уже подходят к своему пределу, поэтому некоторые здравомыслящие турки предлагают вовсе не противодействовать международному, в частности американскому, признанию Геноцида, считая, что в любом случае это меньшее для них зло, нежели изматывающая, по большому счету бессмысленная борьба, которая в свою очередь - изощренная форма наказания за Геноцид.

С этой точки зрения вполне успешными можно считать даже и неудавшиеся попытки признания или хотя бы частичного признания Геноцида армян во многих странах мира. Постоянная отправка десантов в «горячие точки», непрекращающиеся пропагандистские кампании, соответствующая «обработка» политических и государственных деятелей всех уровней, размещение антиармянских материалов в СМИ и другие превентивные меры, ставшие чуть ли не приоритетным направлением внешней политики Турции, не только не дают желаемого результата, но и способствуют все большему распространению информации о Геноциде и моральной изоляции страны.

Конечно, сегодня борьбу против международного признания Геноцида Турция вынуждена вести в неблагоприятных в целом для себя условиях. Достаточно отметить охлаждение отношений с наиболее близкими партнерами - Израилем и США. И в этой ситуации использование угрозы признания Геноцида армян в качестве мощного инструмента давления более чем естественно. Точно так же «армянский фактор» открыто или косвенно используется и странами, не желающими вступления Турции в Евросоюз. Надо полагать, что, поскольку причины ухудшения отношений Турции с важнейшими для нее странами имеют тенденцию лишь к обострению, то и использование угрозы признания Геноцида будет обретать более широкий характер, вплоть до отдельных случаев их реализации. И, хотя мы практически не имеем возможности каким-либо образом воздействовать на протекающие в мире глобальные геополитические процессы, нам надо лишь внимательно следить за их развитием, анализировать с тем, чтобы не упустить любую представившуюся нам благоприятную возможность. В этом прагматизме ничего постыдного нет. Армения веками неизменно оказывалась жертвой неблагоприятных геополитических процессов, интересов могущественных держав, и было бы только справедливо, если бы в сложившейся ситуации мы могли использовать эти факторы в свою пользу. Если подобные расчеты окажутся верными, то спешить тут не стоит, тем более что, повторим: в глобальном плане от нас мало что зависит, необходимо ждать, пока уже разворачивающиеся процессы начнут приносить реальные плоды. Стоит ли напоминать, что воспользоваться ими мы сможем лишь в случае проведения активной, последовательной, продуманной, понятной миру, все более усиливающейся общенациональной политики по признанию Геноцида.

Гораздо более важными представляются внутриполитические процессы в самой Турции. Речь идет о набирающих силу деструктивных процессах последних лет, не обязательно напрямую связанных с Армянским вопросом. Политика пришедших к власти происламских политических сил, стремящихся избавиться от влияния внешних сил, десятилетиями определявших жизнь страны, неизбежно будет провоцировать коллизии, сотрясающие устои государства. Удастся ли им создать независимое, в частности от влияния Израиля, турецкое государство без болезненных потерь, вплоть до предрекаемого некоторыми аналитиками распада страны, - вопрос ближайших лет.

Детально рассматривать здесь внутриполитические процессы, безусловно, тесно связанные с внешнеполитическими, нет необходимости, отметим только, что и в этом случае можно не сомневаться: в качестве рычага давления будет постоянно использоваться вопрос признания Геноцида армян (не зря в последнее время участились ссылки на его обсуждение в кнессете Израиля, а еврейское лобби в Вашингтоне ослабило - возможно, временно - свое противодействие прохождению «армянской резолюции» в Конгрессе США). Эти процессы также требуют неустанного внимания и анализа и вполне могут оказаться благоприятными для нас. Однако руководствоваться в данном случае примитивным принципом «чем хуже для Турции, тем лучше для нас» вряд ли разумно.

И все-таки главное следствие ежегодных весенних потрясений - это постоянная, очень медленная, но неуклонная психологическая и интеллектуальная подготовка турецкого общества к признанию Геноцида. Никакое правительство Турции не посмеет сделать ни малейшего шага в этом направлении без согласия и поддержки значительной части общества. Оно будет просто мгновенно сметено. И если сегодня мы можем уже относиться к подобной возможности, как говорится, со сдержанным оптимизмом, то «виной» этому не в последнюю очередь и регулярные «успехи» турецкой дипломатии, итоги которых обычно подводятся 24 апреля.

Очевидно, что процесс признания Геноцида вступил в новый этап. Его особенности обсуждаются широко и на всех уровнях. Однако ясно, что он должен отличаться от предшествовавших более точным расчетом, более трезвым анализом, еще большей концентрацией общенациональной воли и настойчивости в достижении исторической справедливости во всех ее формах. Всесторонняя поддержка армянского государства - главная гарантия нашего безусловного окончательного успеха.

следующая статья