КОЛПАКИ ДЛЯ ПРЕЗИДЕНТА-ДЕМОКРАТА
«Голос Армении» (N97, 12 сентября) опубликовал сенсационный материал: бывший сотрудник спецслужб Армении, свидетель и участник событий М.А. рассказал о связях экс-президента Армении Левона Тер-Петросяна со спецслужбами США. В любой другой стране появление подобного материала вызвало бы бурную реакцию: от опровержений до сообщений прокуратуры о возбуждении уголовного дела. В любой стране, но не в Армении. Прошло уже больше месяца и... ни одного отклика. Ни одного!
Мысль о том, что общество в глубоком шоке от полученной информации, мы отбрасываем сразу. Гораздо ближе к истине могла бы стать другая крайность: мол, никакой сенсации в рассказанном нет, все и так давно известно, Но и с этой версией согласиться невозможно, так как догадки, слухи, заявления случайных людей это одно, а документальные свидетельства конкретных и, несомненно, осведомленных лиц совсемсовсем другое. Нет, здесь не сегодня задействованы иные механизмы. Во всяком случае очевидно, что руководимая из одного центра, падкая на «сенсации» истеричная аодовская пресса на этот раз получила соответствующие указания, что можно объяснить лишь одним обстоятельством Л.Т.-П. нечего сказать в ответ, опровергнуть сказанное он не может, и ему ничего не остается, как проигнорировать обвинение... Мол, и это забудется...
Вероятно, эти надежды небеспочвенны. Уж кто-кто, а Л.Т.-П. имеет полное право уповать на ничем не объяснимую толерантность общества к сомнительным и темным сторонам его личности и биографии (не говоря уже об откровенно преступных деяниях), благодаря чему он до сих пор существует как политическая фигура.
Между тем повышенное внимание к фигуре Л.Т.-П. необходимо хотя бы потому, что, распознавая и анализируя особенности его личности и биографии (безусловно, не только его), возможно, пусть и с опозданием разобраться с тем, что произошло в нашей стране и с нашей страной 20 лет назад, с тем, что происходило в нашей стране и с нашей страной в течение всех этих 20 лет, в том, что происходит сегодня и что может произойти в будущем. Конечно, личность Л.Т.-П. лишь один из факторов, подлежащих анализу в этом плане, но согласимся, что это фактор значительный и к тому же все еще актуальный.
События, о которых рассказал М.А., разворачивались уже в период президентства Л.Т.-П., в основном весной 1992 года, когда и происходила его вербовка американскими спецслужбами, которые, как мы уже теперь точно знаем, с этого времени управляют им. Безусловно, этот достоверный факт абсолютно не исключает возможности его сотрудничества со спецслужбами в предшествующие годы. На это тоже указывают прямые и косвенные свидетельства, известные даже по открытым источникам.
Однако любопытно, что именно в это же время в прессе появились доказательства сотрудничества Л.Т.-П. с Комитетом государственной безопасности СССР, которое сегодня представляется «меньшим из зол», однако в 1992 году, на волне раскрученного антисоветизма, могло просто уничтожить человека как политического деятеля. Но, как уже было сказано, только не Л.Т.-П.
Напомним кратко ту историю, которая по времени удивительным образом совпала с началом тесных контактов Л.Т.-П. и внешнеполитического ведомства Армении с турками (см. свидетельства последних дней бывших министров иностранных дел РА). 29 июня 1992 года Л.Т.-П. по телевидению впервые публично обрушился на АРФ «Дашнакцутюн». В потоке грубой и наглой лжи в качестве главного прозвучало и абсурдное обвинение в контактах «Дашнакцутюн» с КГБ. В ответ лидеры партии, ныне покойные Грайр Марухян и Грач Таснапетян, рассказали о реально случавшихся встречах с официальными лицами Советского государства (которые, безусловно, не могли не быть связаны с КГБ), а издававшийся в Ереване на армянском и русском языках официальный орган Бюро АРФД еженедельник «Азатамарт» начал публикацию документов, свидетельствующих о сотрудничестве самого Л.Т.-П. с КГБ, с комментариями директора Института армянских проблем в Мюнхене доктора Эдуарда Оганесяна. Ту поучительную во всех смыслах историю, вероятно, стоило бы вспомнить во всех подробностях и с перепечаткой материалов, но мы ограничимся двумя цитатами.
В статье «Больше молчать не будем» Эд.Оганесян писал: «Агент КГБ Левон Акопович Тер-Петросян, личный номер Ж-385292, начал свой путь в этой могущественной организации 29 мая 1977 года, когда агент КГБ под кличкой Казбек, знающий будущего президента по совместной работе, охарактеризовал его как человека прямодушного, правдивого, с серьезными знаниями, пользующегося симпатией коллектива. На основе доклада Казбека в октябре 1977 года старший уполномоченный 1-го отдела КГБ Армении М.Акопян представляет руководству КГБ следующее заключение: «Материалы на Тер-Петросяна представить в УК ГБ при СМ СССР по Краснодарскому краю на рассмотрение и решение вопроса о зачислении его в спецкадры КГБ при СМ СССР. Начальник 1-го отдела КГБ Армении У.Арутюнян ставит под этим заключением резолюцию: «Согласен». В том же 1977 году Левон Тер-Петросян становится офицером спецчастей КГБ».
Здесь же была помещена фотокопия справки-характеристики от 27 октября 1981 года с резолюцией: лейтенанта запаса Л.Т.-П. оставить в спецрезерве КГБ СССР». («Азатамарт», 1992, n10, 14-20 июля).
Вслед за этой первой публикацией должны были последовать и другие, однако они так и не появились вследствие массовых просьб дашнакцаканов зарубежья «не позорить страну». С другой стороны, в официозах были опубликованы многочисленные материалы и интервью, якобы опровергающие информацию АРФД. В частности, в качестве главного аргумента защитники Л.Т.-П. ссылались на то отчасти справедливое обстоятельство, что практически все выпускники факультета востоковедения ЕГУ чуть ли не автоматически оказывались в поле зрения КГБ. Но при этом почему-то не обращалось внимания на то очевидное обстоятельство, что Л.Т.-П. закончил ЕГУ в 1968 году, а завербован был конкретным агентом КГБ в 1977 году. Упомянем также, что в качестве «консультанта» по делу Л.Т.-П. был привлечен и разоблаченный позже в качестве предателя родины генерал КГБ Олег Калугин. Однако мы вынужденно опускаем все подробности и обратимся только к «Открытому письму президенту Армении» Эдуарда Оганесяна, опубликованному в «Азатамарте» N14 от 11-17 августа 1992г.
Письмо это пространное и содержит немало, на наш взгляд, спорных положений, однако в данном случае для нас представляют интерес следующие строки: «...В основном все мы запачканы: кто своим безразличием, кто КГБ, кто изданием надуманных научных работ, кто партией, кто взяточничеством, кто прямым доносом, пишет Эд.Оганесян президенту Армении Л.Тер-Петросяну.. Вы не могли не запачкаться, ибо такова была система. Сегодня оправдываться тем, что, мол, не знал об этом, что, мол, всем востоковедам была уготована одна и та же участь, не имеет смысла, ибо дело обстояло не совсем так. В отчетах КГБ отмечается, что вы храбро взрывали гранаты и мины и были награждены за это усердие. Вы очень хорошо знали, где Вы служите и официально заявили, что готовы посредством КГБ служить Родине. Все это, однако, не преступления, ибо таково было время.
Преступление Ваше гораздо более значительно, так как совершили Вы его не вынужденно, а по собственной воле. Однако истоки этого преступления следует искать не в Армении и не в Вашем окружении...
Все истинные, или естественные, ценности имеют духовный характер, поэтому национальные ценности, как и сама нация, являются ни чем иным, как нашим историческим духовным переживанием. Как в свое время декабристы, восхищенные Европой, благодаря масонам и «окну» Петра занесли в Россию разрушительные идеи, точно так же и Вы, господин президент, с помощью тех же масонов американизируете Армению, что будет иметь губительные последствия для нашей Родины.
Именно поэтому Вы и ненавидите АРФ «Дашнакцутюн»...»
Рассказ об этой давней, но не утратившей своей злободневности истории, вероятно, можно завершить цитатами из интервью того же бывшего генерала КГБ СССР Олега Калугина, опубликованного в «Азатамарте» N25 от 13-19 июля 1993 года. Сразу отметим, что ответ Калугина на основной вопрос был категоричен: «Говорить о «Дашнакцутюн» как о каком-то орудии, инструменте КГБ, нелепо. Каждая политическая сторона тем более такая сильная и влиятельная, как «Дашнакцутюн», находила свои интересы в том, что работала с КГБ, преследуя при этом свои собственные цели». Но в беседе был затронут и другой аспект проблемы. По ходу беседы Амаяк Оганесян, выступавший в роли интервьюера, задает бывшему генералу КГБ и такой вопрос: «...некоторые представители армянской общественности говорят о возможности какого-то воздействия КГБ также и на членов комитета «Карабах». В частности, ссылаются также на сердобольную заботу о безопасности президентадемократа, проявленную в свое время будущим гэкачепистом Крючковым. Последний, как известно, выделил президенту-демократу, к которому, по идее, не должен был благоволить, бронированный автомобиль для обеспечения его безопасности. Это случилось накануне августовского путча 1991г.» В ответ генерал подчеркнул, что КГБ всегда пытался манипулировать партиями, движениями, людьми. «Тюрьма для этого очень удобное место... но поскольку я не располагаю необходимой информацией, не могу ни подтвердить, ни опровергнуть упомянутую Вами версию». Но интервьюер настойчив: «Вот, например, бывший в 1990г. прокурором Армении Владимир Назарян сегодня в своих публикациях утверждает, что в то время шел поиск лидеров, которые смогли бы свести на нет проблему воссоединения Нагорного Карабаха с Арменией. Говорят, что Горбачев даже прямо спрашивал у тогдашних коммунистических лидеров Армении: способны ли они этого добиться. Когда же те отвергли эту возможность, Горбачев заявил, что он найдет людей, которые сумеют овладеть ситуацией»...
Здесь нельзя не отметить не преходящую до сих пор склонность Амаяка Оганесяна к приукрашиванию образов «тогдашних коммунистических лидеров», ибо Владимир Назарян наверняка знал, о чем говорил. Так, по воспоминаниям одного из инициаторов Карабахского движения Ваче Саруханяна, 25 февраля 1988 года Карен Демирчян имел телефонный разговор с Михаилом Горбачевым, который спросил:
Действительно ли так сильны эти ребята из комитета «Карабах»?
Нет, Михаил Сергеевич, но здесь есть двое, которые своими националистическими идеями сильно влияют на широкие народные массы. И называет Игоря Мурадяна и Ваче Саруханяна.
Хорошо, к вам едет товарищ Харченко из Главного идеологического управления ЦК КПСС, который поможет сменить лидеров. И рассеять все антисоветские настроения.
И действительно, через некоторое время комитет «Карабах» был реорганизован в печально известный второй комитет «Карабах», вначале под руководством Вазгена Манукяна, затем Левона Тер-Петросяна». («Айоц Ашхар», 1998, 27 марта). Отметим, что эти воспоминания были опубликованы при жизни Карена Демирчяна, более того, автор обратился к нему с призывом опровергнуть сказанное, если он не прав. Ответа, естественно, не последовало.
Между прочим, в народе уже в то время царило убеждение, что таких внедренных агентов КГБ в комитете было четверо и одним из них вполне мог быть младший брат ближайшего соратника Карена Сероповича Тельмана Тер-Петросяна Левон, к тому же, как мы теперь точно знаем, хорошо известный КГБ).
«Может быть, этот странный арест, который после постигшего Армению страшного землетрясения, когда уже люди склонны были забыть о существовании ораторов с Театральной площади, связанная с ним их последующая героизация, как раз и были способом формирования нужных Горбачеву лидеров Армении? С точки зрения методов, приемов работы КГБ, несколько логична эта версия?» допытывается Амаяк Оганесян. Олег Калугин отвечает: «Она представляется вполне логичной».
Мы привели эти забытые цитаты, чтобы продемонстрировать, как наивны были наши представления об Л.Т.-П. и его окружении в то время, когда, согласно опубликованной «ГА» точной информации, пре-идент Армении был уже послушным орудием в руках американских спецслужб. Однако было бы еще большей наивностью полагать, что, как уже было выше отмечено, контроль над ним иностранные спец-лужбы установили только после вступления в должность президен-а.
Конечно, каких-то прямых доказательств в нашем распоряжении пока нет и, возможно, они станут известны еще не скоро. Между тем, если собрать воедино разрозненные свидетельства самых различных людей, к примеру, утверждения Х.Стамболцяна и других о масонстве Ж.Липаритяна и Л.Т.-П., высказанную много лет назад в интервью «ГА» информацию некогда жестоко преследуемого Л.Т.-П. бывшего полковни-а КГБ, а ныне его ближайшего соратника по АНК о посещении членами комитета «Карабах» после освобождения «определенных районов Пари-а», и множество подобных свидетельств, то складывается довольно чет-ая и целостная картина.
К сожалению, в Армении, насколько нам известно, никто сбором и анализом подобной информации не занимается. Мы не хотим, даже боимся знать правду о своем недавнем прошлом, которая есть прав-а и о нашем настоящем и будущем. Но ведь это противоестественно, и остается признать, что это равнодушие -и одного отклика! -сть следствие того печального обстоятельства, что силы, управляющие Л.Т.-П., управляют и частью нашего общества.
следующая статья