АРМЯНСКИЕ ПАРЛАМЕНТАРИИ – УДАЧА ДЛЯ ТУРЦИИ
В конце ноября два депутата НС - Владимир БАДАЛЯН и Мехак МХИТАРЯН отправились в Турцию на очередное заседание стран Черноморского экономического сотрудничества. Мы не знаем, почему выбор пал именно на этих депутатов: то ли они специалисты в «черноморских» делах, то ли просто подошла их очередь прогуляться за рубеж за счет налогоплательщиков, то ли просто соскучились по Анталье? Но отправились именно они, а по возвращении депутат Мхитарян рассказал журналистам о подробностях поездки.
Она оказалась на редкость удачной. Г-н Бадалян был избран вицепредседателем комитета по культуре и образованию, а после заседания армянскую делегацию принял сам председатель турецкого парламента Бюлед АРИНЧ. Г-н Аринч во время встречи сказал все, что положено сказать турецкому высокому должностному лицу об Армении, Армянском вопросе, армянах и жгучем желании установить добрососедские отношения на известных условиях. Армянские парламентарии также отметили важность установления добрососедских отношений. И тоже на определенных условиях.
И ВСЕ БЫ ХОРОШО, если бы наши парламентарии, видимо, размякшие после Антальи, не затронули проблемы, в которых, мягко говоря, слабо разбираются. Вот цитата из отчета в «Айастани Анрапетутюн» (2 декабря). «Говоря о Геноциде армян, армянские депутаты отметили, что вопрос включен в повестку дня нашей внешней политики, однако Армения множество раз заявляла, что территориальных притязаний Турции не предъявляет».
Вот так! Не предъявляет!! И множество раз об этом заявляла!!! Между тем спикер турецкого парламента прекрасно знает, что государство Армения никогда официально не заявляло, что не имеет территориальных претензий к Турции. Этот вопрос никогда даже не обсуждался парламентом страны, а В. Осканян никогда не подписывал какую-либо декларацию об отсутствии территориальных претензий со стороны Армении.
Вероятно, депутаты руководствовались отдельными заявлениями президента Роберта Кочаряна об отсутствии территориальных притязаний, к тому же плохо понятыми. Ведь Кочарян, почти каждый раз обращаясь к этой проблеме, прибегает к различным отговоркам типа «территориальная проблема связана с Севрским договором» или что он «огласил свое личное мнение».
И это действительно так. Ибо в вопросе отказа от территориальных притязаний ни заявления президента РА, ни решения парламента РА решающего значения не имеют, ибо они не уполномочены на это народом Западной Армении, их потомками - истинными хозяевами незаконно отнятых территорий. Это должен уяснить себе каждый армянин, особенно депутаты, жаждущие почаще встречаться с турками и обсуждать непосильные для них проблемы.
«МЫ ОТМЕТИЛИ ВАЖНОСТЬ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ ДВУМЯ СТРАНАМИ В ЛЮБОМ ФОРМАТЕ, в частности встреч парламентариев», - сказал на пресс-конференции М. Мхитарян. А Владимир Бадалян пошел еще дальше и сделал предложение, на которое его не только никто не уполномочивал, но и которое прямо противоречит армянской позиции: «создать совет или комиссию, состоящую из ученых, историков двух стран, которая могла бы обсудить относящиеся к вопросу (Геноцида. - Л.М.) материалы».
Позиция армянских ученых и историков по этому вопросу ясна и однозначна, она, в частности, изложена в интервью с директором Института истории НАН РА Ашотом Мелконяном, опубликованном в «ГА» от 9 декабря. И вопрос Геноцида ни в каких «обсуждениях» с турками не нуждается.
Но откуда об этом знать отправившимся в Турцию депутатам, откуда им знать, что их предложение - не что иное, как новая попытка реализации турецко-американского замысла создания уже однажды с треском провалившейся комиссии по примирению и вообще осуществления турецко-аодовской мечты о «передаче вопроса историкам для изучения».
НЕ ХОЧЕТСЯ УПРЕКАТЬ В СЛУЧИВШЕМСЯ ТОЛЬКО САМИХ ДЕПУТАТОВ, бывших «крепких» советских хозяйственников, вольно или невольно оказавшихся втянутыми в обсуждение важнейших национальных проблем, нет смысла упрекать и партию «Оринац еркир», которую представляет М.Мхитарян. Что с них-то взять, если государство наше до сих пор не имеет ни сформулированной государственной идеологии, ни даже внешнеполитической концепции, а один лишь «комплЕментаризм» на все случаи жизни. И стоит ли обижаться на депутатов, которые, даже отправляясь в Турцию, понимают его как «комплИментаризм»?