Левон Микаелян (Казарян) Журналист • Публицист • Переводчик
ТОМ ТРЕТИЙ (2008- 2011)   >   2011   >   МАЙ - МЕСЯЦ ПОБЕД, 7 мая

МАЙ - МЕСЯЦ ПОБЕД

ИСТОРИЧЕСКИЙ ТЕКСТ И КОНТЕКСТ - ЦЕЛОСТНОЕ ПОЛОТНО
«Май - месяц армянских побед», - повторяем мы каждый год, и от частого повторения эта фраза воспринимается ныне как банальность, но ведь от этого она не перестает быть истинной: взятие Берлина, освобождение Шуши, Аварайрское сражение, Сардарапатское, Баш-Апаранское, Караклисское...

Между этими событиями почти 1600 лет. Но ведь за эти века были не только эти майские победы. И не только майские. А сколько их было до первого из упомянутых здесь - Аварайрского сражения, если перед его началом спарапет Вардан Мамиконян, обращаясь к нахарарам, говорил: «Бывало, что они нас побеждали, но больше бывало так, что мы оказывались победителями, а не побежденными». Сам же Корюн, сохранивший для истории эти слова Вардана, уже от себя свидетельствует: «...из них (внешних врагов) меньшая часть била нас, а в большинстве побитыми оказались они от нас, - и объясняет причину этих побед, сохраняющую свое значение и для нашего времени, - потому что тогда еще мы были единодушны и дружны». Сегодня об этих победах мы знаем далеко не все, но все-таки достаточно, чтобы отвести им внушительный том ценнейшего научного издания «Наши победы», подготовляемого и издаваемого центром «Нораванк» (руководитель проекта - Г.Арутюнян, научный редактор - Эд.Даниелян, автор - С.Мартикян, спонсор издания - мэрия Еревана). Кстати, на днях вышел долгожданный 3-й том издания, заслуживающий отдельного разговора.

Здесь же скажем, что сверхзадача подобных новаторских трудов - воссоздание целостности армянской истории, разрушенной еще в стародавние времена. Церковные авторы, которым мы должны быть благодарны за создание армянской историографии, вольно или невольно умаляли достижения дохристианской Армении и вообще роль в них советской власти. Но уже сам Абовян, разорвавший эту многовековую традицию, закладывая основы новой армянской литературы, вынужден был отдать дань новой идеологической ситуации, сложившейся в условиях жесточайшей царской цензуры.

Не менее жесткая советская цензура фактически продолжила эту тенденцию, добавив к ней в свою очередь собственные идеологические установки и стереотипы. В результате ко времени образования Третьей Республики Армения о многих важнейших событиях прошлого наше общество, даже интеллигенция не имели никакого представления вообще, о некоторых имели представление лишь частичное, причем строго избирательное, к тому же, как правило, искаженное и идеологически ретушированное.

Сегодня ситуация еще более ухудшилась. Антинациональная интервенция 90-х годов в сферу патриотического знания, образования в целом нанесла огромный ущерб исторической памяти народа, который делаются попытки восполнить.

Главный порок нашего военно-исторического знания - разорванность целостного представления об отечественной истории, единства ее времени и пространства, отсутствие ясного представления об истинном значении хронологической последовательности важнейших событий, многие из которых зачастую воспринимаются как самостоятельные эпизоды, вне конкретных причин и следствий, исторического контекста.

Подобное восприятие в определенной степени стимулируется и государственной политикой, которая, как правило, не учитывает иерархию национально-исторических ценностей, даже не пытается гармонически совместить национально значимые события далекого прошлого и современности.

ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ ЗА ПЛЕЧАМИ

В номере «ГА» от 3 мая Арис Казинян своевременно обратил наше внимание на то парадоксальное обстоятельство, что мы, готовясь торжественно отметить 20-летие Республики Армения, упустили, честно говоря, забыли о другой важнейшей дате нашей истории - в 189г. до н.э., ровно 2200 лет назад, Арташес I провозгласил Великую Армению независимым политическим государством.

Почему? То ли мы не знаем об этом важнейшем событии национальной истории, то ли считаем его не достойным почитания? Причины не имеют значения, ибо во всех случаях мы обособляем нашу ничтожную (не только в плане масштаба исторического времени) современность от многотысячелетней истории народа, добровольно отрекаемся от сакральных, сущностных основ нашей национальной гордости и подпеваем нашим врагам, не умеющим и не желающим «судить выше сапога».

Подчеркнем, что проблема эта гораздо более значительна, нежели объявление аодовскими идеологами Днем независимости 21 сентября, дня, безусловно, тоже исторического, но по сути лишь дня рождения Третьей Республики. В этом смысле наши соседи, объявившие Днем независимости 28 мая, оказались более справедливыми и уважительными к собственной истории. Наша же национальная независимость имеет гораздо более глубокие и древние корни.

28 января мы отмечаем День национальной армии. Праздник замечательный, однако в этот день мы по сути отмечаем лишь годовщину создания Национальной армии Третьей Республики, невольно делая вид, будто до этого армянской национальной армии не существовало (кто же одерживал в таком случае майские победы 1918 года?).

Между тем авторы уже упоминавшегося исследования «Наши победы» утверждают и убедительно доказывают, что армянская регулярная армия существовала и побеждала еще в конце III тысячелетия до н.э. Почему мы отрекаемся от этих побед, запечатленных в летописях иностранцев, с восхищением писавших о военной доблести и искусности армян? Столь же трагично и представление об Армении лишь в границах Советской Армении, которое у армян на всем протяжении национальной истории не существовало и не могло существовать, а возникло лишь в советское время, да и то только с появлением поколений, родившихся в Советской Армении?


ТРЕБУЕТСЯ ВОЕННО-ИСТОРИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО

Кто должен вернуть нам осмысленное отношение к собственной истории? Кто должен пробудить в народе историческую память в ее целостной и объективной форме? Кто, в конце концов, защитит честь армянского воина, покрывшего себя славой в далеком прошлом, но забытого либо оклеветанного и репрессированного в недавнем прошлом, а ныне не только не оправданного и не реабилитированного, но и не удостоенного могильного памятника и христианского креста и надписи?

Ответы на эти вопросы могут быть разные. Государство, арменоведы, историки, военное ведомство, школа, СМИ... В принципе так оно и есть, в последние годы ведется определенная работа. Так, власти стали уделять внимание национально-историческим вопросам, историки, наконец написали и издали первый том нашей академической истории и вместе с Министерством обороны проводят беседы в армии, в общем вроде бы все, конечно, что-то делают. Однако все это отдельные, разрозненные усилия, которые никогда не смогут восполнить упущенное за десятилетия и тем более противостоять идеологической интервенции внешних и внутренних сил, реализующих четкие глобалистские, а следовательно антинациональные программы, в которых главный пункт - разрушение исторического сознания нации.

Ей необходимо противопоставить собственную программу, которую, по нашему мнению, должно реализовать специально созданное с этой целью Военно-историческое общество. Такое, какое было создано, например, в России в начале прошлого века. Его опыт вполне можно было бы заимствовать с учетом, естественно, обстоятельств времени, масштабов и возможностей стран и т.д. За отсутствием места здесь мы не можем подробно обосновать наше предложение, однако многое становится ясно уже при кратком перечислении основных целей и задач Российского военно-исторического общества, которое помещено в интернете: «Военно-историческое общество, основанное в 1907 году, ставило своей задачей объединение граждан России для изучения и сохранения сведений о военной истории, поиск и археологические исследования мест сражений прошлого, создание военно-исторических музеев, коллекционирование военной формы и атрибутики, публикацию сведений о наследии предков и текущих событиях... Русское военно-историческое общество имеет целью изучение военно-исторического прошлого русского народа во всех его проявлениях...» Далее следует перечисление способов достижения этой цели, не утративших своей актуальности и поныне. О том, какое значение придавало русское общество деятельности ВИО, свидетельствует одно то обстоятельство, что его почетным председателем был сам царь.

Создание Армянского военно-исторического общества представляется тем более необходимым, что, насколько нам известно, со смертью своего председателя Лендруша Хуршудяна перестало действовать созданное еще в советские времена Историческое общество Армении, которое по идее и должно было бы взять на себя всю заботу по координации и систематизации историко-патриотической, в том числе и военно-исторической деятельности в стране. Об эффективной работе подобных обществ может свидетельствовать хорошо известная нам деятельность исторического общества Турции, взявшего на себя фактически координацию всей антиармянской деятельности соседнего государства.

Буквально в эти дни депутаты Госдумы РФ от фракции «Единой России» обратились к руководству страны с предложением образовать Государственный фонд защиты исторической памяти. Российские депутаты крайне озабочены беспрепятственной идеологической агрессией и все более частыми проявлениями национального нигилизма, то есть теми же явлениями, что тревожат и нас. Они уверены, что роль государства в противостоянии этим негативным явлениям очень высока и практически не сомневаются в принятии их предложения первыми лицами страны. Может быть, есть смысл создать подобный фонд и в Армении.

Могут быть и другие предложения, их также необходимо обсудить. Ясно одно - бездействие и продолжение прежней стихийной деятельности в основном силами отдельных ведомств и энтузиастов в этой сфере более продолжаться не могут. 

следующая статья