Левон Микаелян (Казарян) Журналист • Публицист • Переводчик
ТОМ ПЕРВЫЙ (1995 - 2003)   >   2000   >   «АРМАТ»-УРЩИКИ НАЧИНАЮТ ПОЛЕВЫЕ ИСПЫТАНИЯ, 6 апреля

«АРМАТ»-УРЩИКИ НАЧИНАЮТ ПОЛЕВЫЕ ИСПЫТАНИЯ

Снова весна.

Приходит новая глупость

Старой на смену.


Кобаяси Исса, XVIII в.

Выстрелы 27 октября, независимо от все еще не известных нам сверхзадач исполнителей, ознаменовали начало второго акта разыгрываемого уже 5 месяцев на наших глазах сценария. Выстрелы в Степанакерте 22 марта, вполне возможно тоже независимо от конкретных целей исполнителей, ознаменовали, а может, просто совпали с началом третьего акта, в конце которого по всем классическим канонам жанра и должна наступить развязка.

Жестокость, с которой раскручивается фабула, практически исключает хеппи-энд. Но только финал определит окончательный жанр пьесы, которая и есть наша сегодняшняя жизнь. Этот финал, до которого некоторые политики отводят нам несколько месяцев, определит, будет ли это трагедия в чистом виде, революционная трагедия, как предвещает Вазген Манукян, или какая-то другая модификация этого жанра. Между тем сразу же после выстрелов в Степанакерте на обочине нашей политической жизни стали происходить события, авторы и участники которых вносят в происходящее элементы трагикомедии.

Так, 26 марта перед особняком, отданном правительством в распоряжение Л. Тер-Петросяна, состоялся «стихийный» митинг. 20-30 человек, по сообщению газеты «Айкакан жаманак», собрались здесь с транспарантами и портретами экс-президента, требуя его возвращения. Причем весьма осмотрительно требовали возвращения Л. Тер-Петросяна «без АОД» и пока только в качестве «национального арбитра... для примирения противоборствующих ветвей власти и вывода республики из кризиса». Так сказано в петиции, подписанной «группой граждан» и переданной через охрану экс-президенту.

Надо сказать, что «группа граждан», несмотря на «стихийность» акции, подобралась на удивление толковая и заявление их составлено политически очень даже грамотно с точки зрения всей его провокационности: «В создавшихся условиях невозможно предвидеть, к каким шагам обратится население страны в своем отчаянии, поэтому просим первого президента государства Левона Тер-Петросяна во имя безопасности и благополучия своих сограждан прервать молчание и, использовав свою политическую мудрость и высокий международный авторитет...» Короче говоря, желанные альтернативы обозначены четко.

Не знаем, сильно ли были разочарованы собравшиеся тем обстоятельством, что им не удалось встретиться с «надеждой нации» и услышать его отклик на их призыв. Признаемся, и нам услышать его было бы любопытно. Однако пока им пришлось довольствоваться встречей с бывшей «первой леди». В завязавшейся «теплой беседе» Людмила Тер-Петросян сообщила, что супруг ее «нездоров», зато «24 часа в сутки думает об этой ситуации и возможных выходах из нее». После митинга собравшиеся заявили корреспонденту, что они будут продолжать свои акции перед особняком экс-президента до тех пор, пока не достигнут «желаемой цели».

Конечно, каждому ясно, что в нынешней ситуации в Армении, заплатив по 10 долларов, можно собрать не 20-30, а столько, сколько хватит долларов, человек, которые могут потребовать возвращения хоть Тамерлана или хана Гусейна. Так что будем следить за развитием событий, чтобы не упустить того момента, когда перед особняком соберется такое количество людей, которых можно будет выдать за «азговин», как предвещал в своей прощальной речи президент Левон Тер-Петросян. А там, глядишь, на сцене появится и «выздоровевший» главный герой.

Читатель, вероятно, обратил внимание на такую любопытную деталь: на тщательно заготовленном и продуманном плакатике, которым снабдили призывающих к возвращению Л. Тер-Петросяна, категорически сказано – «без АОД». То есть в гордом и чистом одиночестве. Кто-то, вероятно, полагает, что в игольное ушко легче пролезть, отмазавшись от мрачной тени АОД, отданного на откуп Вано и погрязшего в его криминальных проблемах. Так полагают и все остальные, мечтающие пролезть в то же игольное ушко: можно сказать, все «бывшие». Поэтому «гордое одиночество» и «без АОД» - это миф: если вернутся, то всей своей аодовской компанией. Вместе ли, в какой очередности, под каким именем, без кого - это другой вопрос.

Вот, например, есть такая партия – «Жоговрдаваракан Айреник». Создана в марте 1998г. Э.Егоряном из отколовшихся от АОД деятелей различного калибра. После кончины своего лидера занималась только тем, что подписывалась под различными заявлениями совместно с такими же отколовшимися от АОД микропартиями. И вот теперь активно проводит предсъездовские собрания с членами партии и общественностью.

В конце марта провела такое собрание и в Ванадзоре и поспешила обнародовать заявление: «Была высказана серьезная озабоченность относительно отставки Р.Кочаряна: несмотря на то что подавляющее большинство народа - сторонники его ухода, существует опасение, что он добровольно в отставку не подаст. Во всех случаях люди требуют от политических деятелей найти способ удалить Кочаряна мирным путем». Само собой разумеется, что теперь таким «политическим деятелям», как Петрос Макеян (бывший член правления АОД, теперь претендующий на роль лидера «Айреник»), ничего не остается, как выполнить волю «подавляющего большинства народа».

В том же Ванадзоре 25 марта пробные шары катали и бывшие выдающиеся аодовцы, переквалифицировавшиеся ныне в лидеров общественной организации «Армат». Еще месяцы назад они обещали многотысячные митинги в Ереване, теперь вот решили начать со скромного читального зала центральной библиотеки Ванадзора. Видимо, все-таки пришло время сменить бесцветные клубные тусовки, почему-то проводимые при поддержке фонда Ф. Эберта, финансируемого на средства германских налогоплательщиков, на полевые испытания. Команда экс-руководства НС выступала в полном и привычном составе: Бабкен Араркцян, Ара Саакян, Карапет Рубинян.

По сообщению корреспондента газеты «Норатерт», они «бичевали деятельность нынешних властей в лице президента Р. Кочаряна» и объявили, что отныне намерены строить гражданское общество. Мы-то знаем: что бы они ни строили, все равно в итоге построят что-то вроде нынешней Армении. Тем не менее интересно спросить: кто мешал строить «армат»-урщикам гражданское общество в те долгие годы, когда они были у власти и власть была их? Может быть, аодовский режим? Кстати, начав и на сей раз со своей излюбленной песенки о том, будто все беды Армении начались с 1998г. , под давлением зала вынуждены были признать, что «до 1998г. в республике действительно происходил грабеж, в котором, однако, лидеры депутатского корпуса участия не принимали». Неопровержимым доказательством чего, по мнению К. Рубиняна, является то, что они на свободе.

Успеха у добродушных и наивных лорийцев, с которых, вероятно, следуя этому распространенному мнению, и решили начать свое хождение в народ, по свидетельству очевидцев, «бывшие» не имели. Правда, зато и рукоприкладства удалось избежать. Безусловно, и эти акции будут продолжаться.

До конца третьего акта и развязки, как утверждают, - несколько месяцев.

следующая статья