ОДНА ИЗ ТАЙН АОД
Несколько дней назад в статье «Поворотные феврали» («ГА», 4 сентября) мы призывали к созданию правдивой истории Карабахского движения и первых лет Третьей Республики, и вот неожиданно - буквально в тот же день довелось услышать откровение Ашота Блеяна, свидетельство которого как непосредственного и активного участника тех событий 20-летней давности игнорировать просто невозможно.
Выступая в передаче «Поздней ночью» на телеканале «Армения», Блеян заявил следующее: «К сожалению, Карабахское движение, которое предшествовало провозглашению государства в 1991г., это было движение, порожденное чудовищными мифами и слухами, основанными на недоразумениях, стихия которого принесла серьезные разрушения, и эта стихия была столь сильна и так мощна, что она не могла позволить, чтобы в 1991 году к власти пришла сформировавшаяся политическая сила, которая могла бы достигнуть свободы, добиться справедливости, и, к сожалению, до сих пор у нас нет такой политической силы, которая могла бы легитимно утвердить в Армении эту справедливость, мир и согласие».
В переводе с блеяновского сказанное означает, что истинно народное движение в какой-то момент вышло из-под контроля его руководителей, которые вовсе не предполагали, да и не желали столь мощного размаха движения именно как Карабахского и которым ничего не оставалось, как, даже уже придя к власти, вынужденно продолжать «карабахскую тему» вместо того, чтобы сразу же приступить к воплощению «миротворческих» идеалов, оглашение которых было поручено «новопутейцам» Блеяну и Сардаряну. Это - одна из тех самых тщательно скрываемых тайн движения, о которых очень мало кто знал в то самое время и о которых очень мало кто знает сегодня, из тех же, кто действительно что-то знает, практически никто не рискует сказать правду. А вот Блеян сказал, сказал, потому что ему мало духовно развращать 2 тысячи детей, попавших по недомыслию родителей в его школу, вовсе не случайно названную именем вероотступника. Сказал, потому что ему не терпится вернуть те времена, когда в его бесконтрольное распоряжение было отдано все молодое армянское поколение и он в качестве всевластного министра по собственному усмотрению перекраивал школьные программы, искореняя из них малейшее присутствие национальной мысли и духа.
Признание Блеяна мы считаем очень важным по двум причинам: вопервых, всегда полезно знать правду и, во-вторых, особенно важно знать эту правду именно сейчас, когда те же антинациональные силы, стремящиеся реанимировать безнадежно скомпрометированный политический имидж обличителя «ложности» национальной идеологии, чуть ли не пририсовывают ему фидаинские усы и приписывают ему карабахские победы, о которых он с недовольством узнавал, как правило, на следующий день.
В качестве подтверждения истинности своих утверждений Блеян сослался на пример Ашота Манучаряна, с которым он во время летних каникул 1988 года в Дилижане составлял программу школьных реформ. Вернувшись в Ереван, по словам Блеяна, они были изумлены видом бушующих на площади Свободы митингов. А «Ашот Манучарян так до конца (?) и не узнал, где находится Карабах». Несомненно, эта красочная деталь навсегда войдет во все будущие биографии одного из лидеров Карабахского движения, если, конечно, не будет опровергнута г-ном Манучаряном каким-то образом. Молчание же, естественно, будет расценено как знак согласия.
Остальные же высказывания Блеяна в этот вечер не содержали в себе ничего нового. Перед нами все тот же Блеян-пораженец, паломник во вражеский лагерь в ходе боевых действий и т.д. и т. д. И его высказывания в этот вечер, как и все предшествовавшие, вызывают только чувство омерзения и один-единственный вопрос: как и каким образом можно безнаказанно все эти годы, причем в условиях незавершившейся войны, вести откровенную антигосударственную и антинациональную пропаганду? Впрочем, этот один вопрос мы обращаем к двум адресатам.
К МИНИСТЕРСТВУ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ. Как может занимать должность директора школы человек с подобными взглядами, на протяжении долгих лет откровенно призывающий к отказу от службы в армии и воспитывающий в этом же духе 2300 своих учеников? Как государственный служащий, вопреки утвержденной правительством и президентом Концепции национальной безопасности, в которой прямо говорится о невозможности нахождения Нагорного Карабаха в составе Азербайджана, может утверждать, что через 10 лет «арцахцы смогут вновь своим умом и талантом наполнять Азербайджан», и делать заявления, несомненно свидетельствующие об его однозначном видении «решения» карабахской проблемы?
Возможно, Министерство образования и науки сможет объяснить нам, в какой еще стране мира воспитание детей может быть поручено человеку, не признающему законности и легитимности властей (что не мешает ему просить у этих же «нелегитимных» властей денег, как это было во время посещения школы Блеяна премьер-министром 1 сентября, благосклонно отнесшемся к просьбе) и обусловливающему обретение этой законности и легитимности скорейшим подписанием пораженческого соглашения с Азербайджаном. Повторим, этот человек - государственный служащий, обязанный проводить государственную политику, а если к тому же это директор школы, то обязанный воспитывать детей в соответствии с этой политикой. Хотелось бы, чтобы Министерство образования и науки публично объяснило свою позицию в отношении этого уникального в мировой практике позорного явления. На криминальном прошлом Блеяна в данном контексте мы не останавливаемся.
В ГЕНЕРАЛЬНУЮ ПРОКУРАТУРУ РА. В приведенной выше цитате Блеян использовал слова «чудовищные легенды» (мифы, вымысел). В течение передачи он повторял эти слова многократно, и всегда в одном недвусмысленном значении. Очевидно, что, говоря об исторических «чудовищных мифах», лежащих в основе нынешних отношений армян с турками и азербайджанцами, Блеян имеет в виду Геноцид армян, вне которого представить армяно-турецкие отношения последнего столетия просто невозможно. Мы уверены, что слово «геноцид» Блеян не произнесет даже после признания Геноцида армян Турцией.
Таким образом, у нас нет сомнений в том, что данные высказывания Блеяна (не говоря уже о сотнях других его статей и выступлений) полностью соответствуют признакам преступления, подпадающего под действие статьи 3971 УК РА, - «отрицание, смягчение, одобрение или оправдание геноцида и других преступлений, направленных против мира и безопасности человечества...» Упомянутая статья УК предусматривает наказание и в виде тюремного заключения, однако мы удовлетворились бы и штрафом, ибо важен сам прецедент.
Мы убеждены и полагаем, с нами согласится и сам Блеян, что осуждение его первым по этой недавно введенной в законодательство РА норме, безусловно, явится актом исторической справедливости.
следующая статья