Левон Микаелян (Казарян) Журналист • Публицист • Переводчик
ТОМ ТРЕТИЙ (2008- 2011)   >   2010   >   ЕЩЕ ОДНА ДОРОЖНАЯ КАРТА, 30 марта

ЕЩЕ ОДНА ДОРОЖНАЯ КАРТА

Ариэл Коэн, известный американский политолог, научный сотрудник программы по вопросам РФ и Евразии аналитического центра HERITAGE Foundation (хорошо нам известный Фонд «Жарангутюн», или «Наследие»), член Совета по международным отношениям США, Лондонского Международного института стратегических исследований и пр. и пр. (любопытный сам по себе перечень его должностей и реалий занял бы целую газетную колонку), дал очередное интервью ереванской газете с американскими корнями «Жаманак». Г-н Коэн - очень серьезный аналитик из числа тех немногих, чьи советы - суть указания, а прогнозы - реализуемые глобалистскими силами программы. Поэтому мы посчитали несправедливым, чтобы его суждения, непосредственно нас касающиеся, остались достоянием читателей лишь одной газеты. Предлагаем читателям «ГА» текст интервью с незначительными сокращениями. Итак, первый вопрос о принятой Комитетом Конгресса США резолюции N252:

- Поможет или еще больше осложнит она процесс армянотурецкого примирения? - Всячески умаляя значение принятой резолюции, г-н Коэн говорит: «... с уверенностью могу сказать, что эта резолюция ни в какой форме не повлияет на процесс армяно-турецкого примирения. Турция сделала исторический шаг в направлении урегулирования своих отношений с Арменией. Это очень болезненный вопрос, относящийся к прошлому Турции, с которым она должна примириться. Армения в свою очередь и территориальные, и исторические вопросы должна затрагивать в процессе установления отношений с Турцией, и если обе стороны желают довести до разрешения вековой конфликт, то это именно та инициатива, которая может положить конец противостоянию.

- А как принятие резолюции повлияет на процесс карабахского урегулирования?

- Это довольно сложный вопрос, так как карабахский конфликт еще продолжается, и я хотел бы особо отметить, что он не «заморожен», как утверждают многие. Азербайджанцы хотят связать процесс урегулирования конфликта НК с армяно-турецким урегулированием. США не поддерживают попытки связать друг с другом эти процессы, но мы не можем сказать, что Азербайджан, учитывая позицию Вашингтона, не приложит необходимых усилий в отношении Турции с целью связать оба процесса.

- Член правящей партии Турции Суат Кинклиоглу в интервью, данном одному из СМИ Армении, заявил, что США разрабатывают дорожную карту между Арменией и Азербайджаном. Можете ли вы пояснить, о чем речь?

- Это будет уместным, и это, вероятно, будет известно тогда, когда у США будет посол в Азербайджане. Вы знаете, что эта должность продолжает оставаться вакантной довольно долгое время, а о деталях возможной дорожной карты я не хотел бы говорить.

- Насколько резолюция, принятая Комитетом по внешним сношениям Конгресса США, может повредить турецко-американским отношениям и насколько эта резолюция вообще относится к Армении?

- Как я уже отметил, не думаю, что принятая резолюция будет обсуждаться на пленарном заседании Конгресса, более того, не уверен, что резолюция каким-либо образом повлияет на процесс между Арменией и Турцией.

- Президент Армении Серж Саргсян в интервью французской Figaro заявил: «Последние заявления Турции вынуждают меня думать, что она в обозримом будущем протоколы не ратифицирует». Как вы полагаете, ратифицирует в ближайшем будущем Турция протоколы?

- Думаю, что Анкара и Ереван должны договориться относительно факторов, стимулирующих ратификацию. Я считаю, что эта детсадовская тактика: ты - первый, я - первый - несерьезна и не отвечает ожиданиям мира. Если президент Армении говорит, что его страна ратифицирует протоколы после Турции, это тоже не свидетельствует о серьезном отношении к вопросу.

- Вы предвидите какой-либо прогресс в процессе урегулирования проблемы НК?

- По существу Азербайджан согласился относительно проведения референдума по поводу статуса НК, а это означает, что в итоге НК может отойти к Армении, но до этого Армения должна прекратить оккупацию территорий. Я не надеюсь, что это произойдет скоро, так как Армения предпочла вначале урегулировать отношения с Турцией, и теперь вроде бы на обоих фронтах статус-кво неизбежен. Вообще я крайне пессимистичен в вопросе Кавказа, и это обусловлено моим знанием этого региона и опытностью. Так что в отношении урегулирования проблемы НК положительного выхода не вижу.

- Как вы думаете, «футбольная дипломатия» помогла или навредила процессу урегулирования проблемы НК?

- Полагаю «футбольная дипломатия» сдвинула с места отношения между Арменией и Турцией, находившиеся в замороженном состоянии, однако на старте этого процесса Армения еще больше ужесточила свою позицию, она теперь с еще большей неохотой готова к компромиссам. Думаю, что урегулирование проблемы НК вытекает из национальных интересов Армении, а урегулирование означает идти на взаимные компромиссы, а не сохранять за собой все и требовать от Азербайджана односторонних уступок.

- Насколько вероятным вы считаете возобновление военных действий в этой ситуации?

- Думаю, что пока нет окончательного мира, а это показал и пример Абхазии, и Южной Осетии, нет никаких гарантий, что какое-либо перемирие может гарантировать мир, а в случае с НК перемирие очень хрупко и очень высока вероятность выхода ситуации из-под контроля. В этот период выстрел с одной из сторон может коренным образом изменить ситуацию, так как этот стреляющий не знает, к каким последствиям может привести этот выстрел. К примеру, Абхазия и Южная Осетия показали, что война - не выход и может иметь губительные последствия. Но и при осознании этого вероятность войны остается высокой.

- ...Если армяно-турецкий процесс провалится и в процессах урегулирования проблемы НК не будет реальных сдвигов, как будут действовать власти Армении?

- Думаю, что провал обоих процессов в интересах действующего режима Армении, так как это даст возможность, во-первых, увеличить напряжение в отношениях с Азербайджаном и Турцией и кроме того это станет удобным стимулом и стартом для объединения обслуживающих этот режим и противников урегулирования.


Наш комментарий

Г-н Коэн, безусловно, информированный человек, и его ответы должны привлечь внимание наших аналитиков. Выводы из них, естественно, могут делаться самые разные.

ХОТЕЛОСЬ БЫ ОСОБО ВЫДЕЛИТЬ ВОПРОС, на который г-н Коэн не ответил столь же откровенно, как на остальные. Тем не менее его заявление о подготовке Соединенными Штатами так называемой дорожной карты, т.е. графика конкретных шагов и сроков их исполнения по урегулированию проблемы НК, крайне важно. Важно также и то, что она, как всегда, держится в секрете. И, конечно, не по причине отсутствия в Баку посла США, а скорее всего в ожидании ратификации армяно-турецких протоколов. Можно не сомневаться, что с момента ее обнародования начнется этап «выкручивания рук» с целью скорейшей реализации новой «дорожной карты».

В связи с этим хочется напомнить о существовании другой почемуто подзабытой «дорожной карты», подписанной министрами ИД Армении и Турции 23 апреля 2009 года. Между тем, только зная ее держащиеся в тайне детали, в частности, шаг, предусмотренный после подписания протоколов, можно реально оценить сложившуюся на сегодня в процессе армяно-турецкого урегулирования ситуацию. Поскольку уже подписанная «дорожная карта», как и еще не объявленная, составлена в стенах Госдепартамента США и, судя по всему, будет навязана обеим сторонам, то не исключено, что и второй, следующий после ратификации протоколов шаг малосимпатичен примиряющимся сторонам и они всячески будут оттягивать его исполнение, не ратифицируя протоколы. Верно это предположение или нет, простые смертные узнают только с обнародованием сути этого второго шага. Однако не исключено, что второй шаг «карты» в какой-то степени еще приемлем для обеих сторон, но категорически не приемлем третий. Все может быть при игре в карты вслепую.

С ДРУГОЙ СТОРОНЫ, ПРИ ВСЕМ УВАЖЕНИИ К СТОЯЩИМ ЗА Г-НОМ КОЭНОМ МОГУЩЕСТВЕННЫМ глобалистским силам и составляемым ими «дорожным картам», необходимо отметить, что практически ни одна из подготовленных ими «дорожных карт» по урегулированию конфликтов на Востоке так и не достигла цели - ни израильско-палестинская, ни иракская, ни иранская, ни афганистанская... Вряд ли имеющие к нам отношение дорожные карты станут исключением.

следующая статья