НУЖЕН ЛИ НАМ БЕРЕГ ТУРЕЦКИЙ?
Так случилось, что заместитель министра культуры Армении Карен Аристакесян отправился в Турцию на встречу с министрами культуры Турции, Грузии, Азербайджана. Как сообщалось, обсуждать вопросы культурного сотрудничества, вполне возможно, детали проведения декады армянской культуры в братском Азербайджане. Впрочем, для организаторов тема встречи, скорее всего, не имела значения, важен был сам факт ее проведения.
После встречи турецкие газеты сообщили, что г-н Аристакесян в ее ходе сделал заявление в том духе, что давайте, мол, забудем всякие «плохие события» и будем жить дружно. Зная повадки турецкой прессы, мы не можем утверждать, что она буквально передала слова представителя Армении, но что-то в этом роде он, безусловно, говорил.
Да и как не сказать? Заместитель министра, весь предшествовавший дипломатический опыт которого, насколько известно, не выходил за рамки обсуждения условий проведения различных «мисс»-конкурсов, вдруг получает возможность пообщаться на равных с самими министрами, да еще в помпезной обстановке... К тому же вокруг турки - и не в шароварах и не с кровавыми ятаганами в руках, как, возможно, он с детства привык их представлять, а интеллигентные, любезные, доброжелательные, ласково говорящие о всяких прекраснодушных вещах... И за весь этот прием, за всю эту любезность и манящие перспективы дальнейшего сотрудничества от него всего-то и ждут каких-то нескольких пустых слов... Почему бы их и не сказать? Если и были в ту минуту у заместителя министра какие-то сомнения, то, как он ни напрягался, не мог, конечно, припомнить, чтобы где-то, в каком-нибудь законе или служебной инструкции было сказано, чтобы при встрече с турками он не имел права говорить о необходимости забыть прошлое. Или чтобы при приеме на государственную службу давал кому-либо даже не присягу, а просто подобное обещание.
И действительно, нет у нас такого закона, чтобы государственный служащий в своей деятельности или хотя бы в публичных выступлениях обязан был придерживаться государственной идеологии. И не только потому, что у нас Закон «О государственных служащих» плохой, а потому, что у нас никакой официально объявленной или тем более принятой государственной идеологии просто нет. И служи г-н Аристакесян при аодовском режиме, как раз то, что он говорил туркам, и можно было бы воспринять по недоразумению как государственную идеологию.
Это вам не государственный служащий Турции, где есть и закрепленная в Конституции государственная идеология, и законодательство, предусматривающее уголовное наказание за отступление от нее (кстати, не только для госслужащих). И турки об этом никогда не забывают, особенно при встречах с армянами - будь то госчиновники, «общественники» из комиссии по примирению, журналисты или правозащитники... Так что мы предлагаем возмущающимся заявлением г-на Аристакесяна, и прежде всего депутатам, умерить свой пыл и задуматься о том, что они сами сделали для того, чтобы законодательно внести ясность в подобные ситуации и принять наконец хотя бы злополучный Закон о наказании за любые попытки забвения или оправдания Геноцида.
История, случившаяся с Кареном Аристакесяном, стала поводом для привлечения внимания общественности к относительно новому явлению - турецкая Анталия стала, как заметила газета «Еркир», «правительственной дачей» для высоких чиновников Армении. Выясняется, что там массово отдыхают и министры, и депутаты.
Конечно, никто не может предписывать кому бы то ни было, где ему отдыхать или развлекаться. Однако, с другой стороны, было бы глупо делать вид, будто нам не известно то, что известно всему миру. А именно: в любой статье, брошюре или книге, посвященной спецслужбам Турции и их методам, можно прочитать, что одним из таких традиционных и излюбленных методов является приглашение на отдых в Анталию с последующей «обработкой».
Не страдая шпиономанией, не желая ни в коем случае бросить тень на чье-то доброе имя и не желая довести дело до проверок, за чей счет отдыхают наши высокопоставленные чиновники на турецких курортах, все-таки спросим: неужели нельзя за те же деньги отдохнуть в какомнибудь более пристойном и менее сомнительном месте?
следующая статья