Левон Микаелян (Казарян) Журналист • Публицист • Переводчик
ТОМ ПЕРВЫЙ (1995 - 2003)   >   2000   >   КАСТОВОСТЬ ВЛАСТИ НУЖНО ВЗОРВАТЬ, 15 апреля

КАСТОВОСТЬ ВЛАСТИ НУЖНО ВЗОРВАТЬ

Мы живем в мире газетных сенсаций, прогнозов, версий, анализов, слухов, провокаций. Но от всей этой, казалось бы, занимательной трескотни веет скукой, и невозможно избавиться от ощущения, что большинство нынешних «сенсаций» - это лишь имитации, сенсации вчерашнего дня. Того времени, когда они были живой жизнью. Когда публиковались материалы, впервые рассказывавшие о подающихся сегодня в качестве сенсации фактах и преступлениях и называвшие те же имена и цифры. И тогда эти материалы были не только действительно сенсационными, но и должны были помочь пресечь зло в его начале или развитии. Если бы...

Сенсация ли выводы Временной депутатской комиссии по изучению ситуации с энергоресурсами в 1992-1995 гг.(проделавшей очень нужную и тяжелейшую работу), если только наша газета постоянно писала о преступлениях в этой сфере начиная с того же 1992 года? Естественно, мы не могли знать всего (как не знаем и сегодня), но ведь тенденции, многие факты и имена назывались и тогда. Наконец, являются ли эти разоблачения сенсационными, если доподлинно известно, что по некоторым эпизодам, приведенным в докладе комиссии, уже возбуждались уголовные дела, проводились расследования, арестовывались виновные? Теперь же мы вынуждены возвращаться к этим преступлениям лишь потому, что уголовные дела прекращались и преступники отпускались на свободу.

Сколько сейчас разговоров вокруг Вано. Одни все еще пытаются «отмыть черного кобеля», у других же вдруг проясняется память и они с упоением начинают рассказывать о преступных деяниях бывшего министра ВД. Количество желающих выдать хорошую память за чистую совесть, безусловно, будет стремительно возрастать по мере того, как будет убывать страх перед Вано и аодовской элитой вообще. Но разве надо было дожидаться того момента, когда Вано окажется за решеткой или исчезнет, чтобы назвать зло злом? 

«Добровольные» защитники Вано постоянно напоминают: квалифицировать деяния как преступные вправе только суд. О суде, над которым Вано измывается вот уже 7 месяцев, разговор особый.

Но разве о многих эпизодах, по которым сегодня обвиняется Вано, не было известно, когда Сирадегян был министром, а позже - мэром Еревана, когда «сегодняшние» разоблачения были нашей живой жизнью? Разве, к примеру, «ГА» не публиковал сразу же после совершения преступлений (и не раз) свидетельства ныне проходящих на судебном процессе в качестве потерпевших Маиса Рафаеляна и Владимира Григоряна? По делу о покушении на В. Григоряна не только велось предварительное следствие, но и были арестованы участники террористического акта. А сегодня защитник Вано Сукиасян Ваня, ссылаясь на публикацию в некогда основанной Вано газете, повсюду говорит о давлении, оказываемом на суд. Еще одна «сенсация», распространяемая проаодовскими и прованоевскими СМИ.

А почему это нынешние «законники» и «правозащитники» молчали, когда при «их» власти давление на суд было повседневной нормой (примеров - тьма), молчали даже тогда, когда не поддававшегося этому давлению начальника следственного управления Генеральной прокуратуры РА Владимира Григоряна, руководившего предварительным следствием по 24 важным уголовным делам, попытались просто физически уничтожить? Напомним, ведь и исполнители были задержаны, и те, кто их направил, были известны. Позволила бы власть тогда довести дело до конца, не было бы совершено множество хотя бы последующих преступлений.

А материалы, рассказывающие (опять же с приведением конкретных фактов и имен) о разворовывании кредитов, целенаправленном развале финансируемых программ, уничтожении под видом приватизации в то время еще дышащей промышленности и отдельных предприятий? О мафии, хозяйничающей во всех сферах нашей жизни, о первых симптомах массовой эмиграции, о десятках и сотнях ведущихся с нарушением законности уголовных расследований и судебных процессов?..

Если бы власти адекватно, в рамках своей ответственности и компетенции своевременно реагировали на них, то сколько национального и государственного добра было бы спасено, сколько работающих предприятий и рабочих мест было бы сохранено, сколько людей не покинуло бы вынужденно Родину, сколько мелких воришек не выросло бы в ненасытных акул. И главное - не сформировалась бы каста «неприкасаемых», безнаказанно попирающих закон и разоряющих страну и народ. Но зачем власти было бороться с этой кастой, если она была и есть сама власть?

Иногда возникает соблазн поднять все эти старые, но вовсе не устаревшие материалы и составить список криминальных дел и лиц, упомянутых только в нашей газете. Уверяем, это был бы очень обширный и очень полезный список. Он стал бы и летописью криминального разложения страны, и прямым обвинением власти в преступном пособничестве и бездействии. Но составлять и предъявлять подобные списки и сегодня не имеет смысла. Имитации следственных и судебных процессов, тянущихся годами и не получающих своего убедительного и законного разрешения, окончательно подорвали веру народа в наше правосудие. Наглядное свидетельство этого - находящаяся сегодня в Апелляционном суде 21 тысяча жалоб граждан, недовольных решениями судов первой инстанции.

Нынешняя жизнь - тоже живая. В ней тоже происходит всякое, в том числе преступное и сенсационное. О многом из происходящего сейчас известно, о многом пишет пресса. Ну и что? Завтра все то, что и сегодня абсолютно ясно или в чем еще можно досконально разобраться, тоже превратится в «сенсации», «прогнозы», «версии», «анализы», «провокации»... А нескончаемые имитации судебных процессов будут продолжаться, новые уголовные дела возбуждаться, расследования начинаться, комиссии НС создаваться, обвиняемые исчезать, если не... Но кто не знает, что нужно делать в такой ситуации?

следующая статья