Левон Микаелян (Казарян) Журналист • Публицист • Переводчик
ТОМ ПЕРВЫЙ (1995 - 2003)   >   1996   >   «... И ЭТО – ДЕТИ АРМЕНИИ!?», 13 февраля

«... И ЭТО – ДЕТИ АРМЕНИИ!?»

Казалось бы, ереванцев уже ничто не может удивить, тем более потрясти. Но в среду вечером я видел, без всякого преувеличения, откровенно потрясенных ереванцев.

Нет, никого, слава Богу, не убили, ничего не взорвалось и ничто не рухнуло. Просто в автобус сели дети. Это были, на первый взгляд, обычные дети – мальчики и девочки лет пяти-восьми.

Необычным было, пожалуй, только то, что в семь часов вечера (а было пасмурно и уже очень темно) они влезли в автобус, направлявшийся в Норкский массив, без сопровождения взрослых и непринужденно расположились на задних сидениях. Эту необычность первой заметила женщина, которая поинтересовалась, где их родители и действительно ли они едут одни. Дети (а их было шестеро или семеро) кто уклончиво, а кто и вполне определенно дали понять, что да, они едут одни. Посыпались вопросы. Дети отвечали взрослым, как говорили в старину, дерзко и непочтительно. Если бы это не показалось читателю невероятным, я сказал бы, что отвечали они с откровенным цинизмом.

Первоначальное удивление пассажиров переросло в изумление в тот момент, когда малыши начали на глазах у всех считать и делить деньги. Я не буду описывать эту операцию в подробностях, но скажу, что счет шел на тысячи. То и дело слышалось: «тебе – две», «тебе – тоже две» и т.д. Деловито распределив капитал, дети ехали дальше молча, снисходительно и лаконично отвечая на вопросы, задаваемые чересчур назойливыми любопытствующими.

Изумление пассажиров переросло в потрясение, когда они начали догадываться, откуда у детей деньги и чем они промышляют. Скажу сразу, ни у кого при виде этих малышей дошкольного и младшего школьного возраста и мысли не могло возникнуть о какой-либо уголовщине. Они просто не могли что-то украсть, не говоря уже о чем-то худшем.

Нет, это были дети-попрошайки: «нищие», «голодные», «сиротки», возвращающиеся после трудового дня домой. Таких полно на улицах нашего города, главным образом у станций и в переходах метро, на толкучках, в любом оживленном месте. И хотя возвращались они домой одни, их, конечно, никак нельзя назвать «беспризорными». Дома их (а точнее их выручку) ждут родители, а на месте работы их опекает крутая мафия (попытайтесь подойти к «сиротке» на улице и задать ему пару вопросов). Не буду возмущаться, морализировать, философствовать, анализировать социальные и иные причины этого невиданного и неслыханного в нашем народе явления. Только протокольно зафиксирую два обстоятельства.

ПЕРВОЕ. Изумленные, потрясенные, ошеломленные пассажиры, как у нас нынче принято, молчали. Но на сей раз их поведение психологически было вполне объяснимо. Лишь изредка со всех концов автобуса (а это был большой ЛАЗ) раздавались гневные реплики. Детей, естественно, никто не обвинял. Как ни странно, и родителей обвиняли весьма немногие. Основную же часть этих гневных реплик пересказывать я не берусь (редакцию просто затаскают по судам).

ВТОРОЕ. Я шел от остановки до дома с соседом, ехавшим в этом же автобусе и испытывавшем те же чувства, что и я. После долгого молчания он вдруг сказал: «И это дети Армении! Нет, надо уезжать из этой страны!» Я, прежде всегда выступавший при этих словах в спорах оппонентом, на этот раз промолчал.

P.S. Я задал детям только один вопрос: «Вы каждый день в это время возвращаетесь домой?» «Да», - ответили они. Уверен, интересующиеся могут ежедневно встретить этих же малышей в то же время и на том же маршруте. Даже после опубликования этой заметки. Дети, их родители и «опекуны» газету нашу не читают. Да если бы и читали. Людей, переступивших грань человеческого, делающих свой «бизнес» на детях, уже ничего не остановит.

следующая статья