ЕВАНГЕЛИЕ ОТ ЕВРОПЫ. 12 ЗАПОВЕДЕЙ
В конце прошлого года вышел июньский номер журнала «Эчмиадзин», содержащий текст так называемой Экуменической хартии, принятой Конференцией Церквей Европы еще в апреле 2001 года. Важность этого документа для нас состоит в том, что изложенные в нем «основные экуменические требования» являются совместными обязательствами и должны быть положены в основу деятельности всех Церквей Европы, в том числе, естественно, и Армянской Апостольской Церкви (ААЦ), являющейся активным участником современного экуменического движения. Первое, что бросается в глаза при чтении этого исторического документа, - его поразительное сходство со множеством других хорошо известных нам документов, также изготовленных в различных европейских организациях и также предъявляющих нам подлежащие обязательному исполнению требования.
Вообще-то известно, что единение Церквей - дело не светское, а духовное, однако упомянутое выше сходство требований дает нам право высказать свое мнение о некоторых пунктах этой церковной инструкции. Заметим, кстати, что пунктов всего 12 и каждый из них заканчивается взятием на себя тех или иных обязательств. Причем, на наш непросвещенный взгляд, некоторые из них прямо противоречат христианскому апостольскому учению, а также уставу и традициям Армянской Апостольской Церкви.
Так, например, пункт, посвященный совместной проповеди Св. Евангелия, завершается следующим обязательством: «Признать, что каждый человек в соответствии со свободой совести может выбрать для себя религиозное и церковное направление: никто не имеет права посредством нравственного давления или материального соблазна побуждать коголибо к смене вероисповедания, а также никто не имеет права препятствовать смене веры по свободной воле кого-либо».
Все, конечно, правильно, если бы речь шла о смене партийной принадлежности или, предположим, гражданства. Между тем если та или иная Церковь считает именно свое вероучение истинным (а иначе и быть не может) и что, только следуя ему, человек может жить праведной жизнью и идти по пути спасения, то она хотя бы только в интересах самого этого человека просто обязана привлечь его в свое лоно и уж тем более препятствовать его переходу в другую веру. Это просто ее святой долг.
Так во всяком случае на протяжении всей истории христианства мыслили и действовали все Церкви, в том числе и Армянская Апостольская. Не говоря уже о той ее специфической особенности, что для ее прихожан смена вероисповедания, как правило, означала и утрату национального сознания и даже национальной принадлежности.
А в сегодняшней ситуации, когда верующие требуют от Армянской Церкви резко усилить эффективность своей деятельности и не допускать духовной гибели своих чад в сетях лживых «учений» сомнительных религиозных организаций, сект и культов, ей приказывают «не препятствовать». Невольно задумаешься: может, именно слишком усердное выполнение взятых на себя «обязательств» и есть одна из причин падения авторитета нашей Апостольской Церкви в народе?
И может ли быть иначе, если даже поверхностное знакомство со статьями Хартии однозначно свидетельствует об их несовместимости с 1700-летней армянской духовной традицией и уникальной ролью Церкви как общенационального института.
Вот, например, 4-й пункт: «Необходимо (!) поощрять межконфессиональные браки, чтобы экуменизм реализовывался и в повседневной жизни». На протяжении столетий, когда решение семейных вопросов было монопольной привилегией Церкви, она, естественно, всячески препятствовала межконфессиональным бракам, что, несмотря на отдельные драматические ситуации, имело для самосохранения нации исключительно важное значение. Затем, когда браки стали заключаться вне церковных стен, не «на небесах», а в загсах, Церковь вообще была лишена возможности как-то влиять на этот процесс. Хорошо это или плохо - другой вопрос, однако брать на себя обязательство «поощрять» межконфессиональные браки - это, признаем, даже на наш «прогрессивный» взгляд уж слишком. Может быть, ААЦ так не считает?
А может быть, более того, она и в этом случае обязана считать, что ее 1700-летний опыт ошибочен и нуждается в пересмотре? Ведь не случайно предшествующий, 3-й пункт Хартии гласит: «В духе Св. Евангелия необходимо, чтобы мы совместно пересмотрели историю христианских Церквей, которая полна хорошими примерами, но и расколом, враждой и даже военными столкновениями». Казалось бы, зачем идущим к единению Церквам вопреки народной мудрости («кто старое помянет...») влезать в старинные конфликты и разногласия, которые сопровождали почти всю историю христианских Церквей? Секрета нет: ведь всем известно, что «единение» - это всего-навсего подчинение. И если Армянскую Церковь на протяжении 1700 лет не смогли подчинить в том числе и по причине глубоких теологических разногласий, то теперь, как это и происходит на наших глазах, достаточно всего лишь объявить, что на самом деле вероучение ААЦ ничем не отличается от вероучения, к примеру, Римско-Католической Церкви, а разногласия и многовековые диспуты богословов были лишь следствием «неправильного перевода» отдельных терминов и понятий. И поскольку наши современные церковные иерархи, в отличие от выдающихся вардапетов прошлого, готовы согласиться с этой нелепицей, то ясно, что ничего препятствовать экуменическому объединению Церквей уже не может.
Конечно, мы понимаем, что наши ссылки на своеобразие национальной Церкви, армянскую историю, интересы армянского народа и государства в контексте рассматриваемой Хартии выглядят просто курьезно, так как именно против всех этих ценностей она в первую очередь и направлена. И даже содержит специальный пункт, пресекающий любую попытку деятельности Церкви в национальных интересах, ибо «обязуемся» также «отвергнуть любую попытку использовать религию и Церковь в расовых и националистических целях». А что такое история нашей Церкви - от Аварайра до Сардарапата, если не сплошные «попытки использовать ее в националистических целях»?
Пункты о европейских ценностях и правах человека мы опустим: они ничем не отличаются от массы подобных деклараций европейских международных организаций. Заметим только, что авторы Хартии настолько увлеклись, что в «обязуемся» пункта 8 пишут: «Поощрять справедливое равенство женщин и мужчин в Церкви и обществе...» - забыв, что Св. Евангелие и здесь утверждает: «Ибо не муж от жены, но жена от мужа. И не муж создан для жены, но жена для мужа» (1-е Коринф. 11: 8, 9). И подобных и даже более резких утверждений в Св. Писании множество.
Было бы странно, если бы в подобном документе не было пункта «Углублять единство с еврейством», с которым и без того «нас связывает особое единство». Нам, профанам, конечно, трудно понять, о каком «особом единстве» идет речь. Но вот в имеющейся у меня брошюре «для верующих армян» - в «Апостольских канонах» Евангелиста Луки в главке «Об общении с евреями» сказано: «И установили апостолы твердо, что того, кто любит евреев и общается с ними... не пускать в церковь и не разрешать жить среди верующих» и т. д. Нам также не известно, устарели или отменены кем-то «Апостольские каноны», о которых в книжке, изданной, кстати, в 1995 году под редакцией архиепископа Шаке Аджемяна, сказано, что они являются канонами и Армянской Апостольской Церкви и должны иметься в каждой христианской семье. Однако нынешним экуменистам, конечно, не до «Апостольских канонов», более того, Хартия фактически осуждает их, как осуждает любые проявления антисемитизма. Если бы дело этим ограничилось. Но нет, оказывается, «мы просим у Бога прощения за христианский антисемитизм, а у наших еврейских братьев-сестер примирения».
Господь, может, и простит нам нашу мнимую вину перед евреями, но примирения от евреев мы не получим никогда. Ибо концепция национальной нетерпимости к другим народам заложена в иудаизме изначально. Не будем бередить историю. В этом просто нет необходимости, ибо в отношении евреев к другим народам за тысячелетия ничего не изменилось. 13 января нынешнего года израильская газета «Гаарец» писала, что армянский патриарх Иерусалима архиепископ Торгом Манукян во время встречи министра внутренних дел Израиля г-на Пораза с христианскими общинами пожаловался на то, что «евреи-экстремисты ругают и плюют в проходящих по улице армян». И когда министр поинтересовался у офицеров полиции, почему они не принимают мер, чтобы защитить армянского патриарха и армян от оскорблений, те заявили, что у них нет возможности следить за каждым монахом. Насколько нам известно, архиепископ Манукян, как и многие наши иерархи - горячий сторонник экуменического движения, но и он вряд ли будет просить прощения у плюющих в него евреев.
В последних двух статьях речь идет о мусульманах, восточных религиях и каких-то неопределенных «новых религиозных организациях». Просить у них прощения нас, слава богу, не принуждают, но и здесь «обязуемся»: «Призывать и защищать свободу вероисповедания и совести людей и групп, чтобы они могли исповедовать свою религию и мировоззрение...»
Что ж, видимо, и это «обязуемся» придется выполнить Армянской Апостольской Церкви. Нам же остается только задаться вопросом: «Останутся ли после выполнения всех поручений экуменистов у нее силы и возможности выполнять свои обязательства перед Господом Богом и армянским народом?»
следующая статья