Левон Микаелян (Казарян) Журналист • Публицист • Переводчик
ТОМ ВТОРОЙ (2004- 2008)   >   2007   >   ЕСЛИ УГРОЗА ПРОЗВУЧАЛА, ЗНАЧИТ, ОНА СФОРМИРОВАЛАСЬ В ЧЬИХ-ТО ГОЛОВАХ. 31 марта

ЕСЛИ УГРОЗА ПРОЗВУЧАЛА, ЗНАЧИТ, ОНА СФОРМИРОВАЛАСЬ В ЧЬИХ-ТО ГОЛОВАХ.

В последние годы некоторые высказывания и действия Константинопольского патриарха архиепископа Месропа Мутафяна при всем, казалось бы, понимании «деликатности» положения еще сохранившихся на территории Турции и Западной Армении армян вызывают в армянском мире, мягко говоря, недоумение. Так было например, в ходе всего процесса принятия во Франции законов, признающих Геноцид армян и устанавливающих наказание за его отрицание. Тогда призывы патриарха и его участие в поездке турецкой делегации в Европу с намерением предотвратить принятие закона вызывали даже открытое возмущение, рассматриваясь в лучшем случае как проявление чрезмерной осторожности и желания угодить турецким властям.

С ДРУГОЙ СТОРОНЫ, НЕЛЬЗЯ НЕ ПРИЗНАТЬ, что никому лучше главы армянской общины в Турции не может быть известно истинное положение вещей и степень реальных опасностей, грозящих общине. Уместно напомнить, что позиция и поведение константинопольских патриархов, в частности, обвинения их в малодушии и нерешительности в последние столетия не раз были объектом обсуждения и осуждения со стороны революционно настроенных и, как правило, живущих в относительной безопасности армян, а их единой оценки, насколько известно, не существует до сих пор. Что же касается конкретной ситуации, связанной с принятием Закона о Геноциде во Франции, то угрозы вполне официальных лиц депортировать армян из страны в случае принятия закона выплеснулись даже на страницы прессы. А уж мы-то знаем, что такое турецкая «депортация». Пока, слава богу, угрозы так и остались угрозами и не воплощены в жизнь. Между тем это крайне слабое утешение, ибо, если уж угроза прозвучала, значит, она уже сформировалась в чьих-то головах. А трагический опыт нашего многовекового соседства с турками неумолимо свидетельствует, что угрозы, поначалу звучащие из уст отдельных «экстремистов», со временем в нужный момент непременно реализуются, а природа этого этноса такова, что в эти нужные моменты его представители легко становятся
не только экстремистами, но и палачами. Приводить примеры, надеемся, нет нужды. Убийство наивного утописта Гранта Динка, трагически поздно осознавшего, в какой стране он живет, слишком свежо.

Сегодня архиепископ Мутафян говорит о том, что «армянская резолюция», обсуждаемая в Конгрессе США, не принесет никому пользы, что это бессмысленный шаг, который отрицательно повлияет на становление диалога между двумя нациями. Где здесь желание подыграть турецким властям, а где трезвая и ответственная оценка ситуации, сказать трудно. Но отмахнуться от предостережений патриарха тоже вряд ли было бы разумным.

В ЭТОЙ СВЯЗИ УМЕСТНО ВСПОМНИТЬ И ВЫСТУПЛЕНИЕ в комиссии Палаты представителей Конгресса США помощника госсекретаря США по вопросам Европы и Евразии Дэниела Фрида, призывавшего не обсуждать в Конгрессе резолюцию по признанию Геноцида армян. Г-н Фрид при этом перечислил основания, по которым Соединенные Штаты не должны признавать Геноцид армян, на наш взгляд, достаточно резонные. Хотя это, как говорится, не наша проблема, а американских конгрессменов. Но вот что важно для нас: г-н Фрид, перечисляя резоны, призвал конгрессменов задуматься о том, чем обернется признание Геноцида для проживающих в Турции армян: «Члены 60-70-тысячной армянской общины Турции говорят нам, что подобные резолюции... могут вызвать такую волну национальных страстей, которая будет угрожать их безопасности». Что это, банальное запугивание или трезвый расчет, построенный на глубоком знании ситуации и турецкого менталитета?

Ведь умение турок использовать любые внешние поводы для якобы эмоционального и стихийного решения стратегических задач общеизвестно. А очищение Турции от последних остатков армянства для них было и остается одной из главнейших стратегических задач.

Каков же вывод? Неужели отказаться от заветной цели признания Геноцида Соединенными Штатами как важнейшего этапа признания его всем миром, в том числе и самой Турцией? Безусловно, нет, этот процесс должен быть продолжен. Но игнорировать при этом предостережения о возможных последствиях мы также не имеем права. Так что необходимо сделать все, чтобы потенциальная угроза не стала трагической реальностью. Задуматься об этом необходимо уже сегодня. 

следующая статья